Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
методическая разработка на тему

Голева Лидия Михайловна

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования, поэтому современному учителю нужно современное педагогическое мировоззрение, где нет места словам: ученик должен.   Учитель должен сделать процесс обучения привлекательным для учащихся, чтобы обеспечить возможность  их самореализации в жизни.   У выпускника начальной школы должно  быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало экологического сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Л.М.Голева

                                                                    МКОУ «Лицей с.Верхний Мамон»

Формирование  коммуникативных  универсальных учебных действий на уроках       окружающего мира

        Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования, поэтому современному учителю нужно современное педагогическое мировоззрение, где нет места словам: ученик должен.   Учитель должен сделать процесс обучения привлекательным для учащихся, чтобы обеспечить возможность  их самореализации в жизни.   У выпускника начальной школы должно  быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало экологического сознания.

      В чём заключается роль учителя начальных классов при переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  Сегодня начальное образование должно решить главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.  Во-вторых, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее главную компетенцию – умение учиться и способность к обновлению компетенций.           В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями.  
     Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет, в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим эту возможность на уроках окружающего мира. Само содержание предмета интересно для ребёнка, так как  знакомит его с миром предметов и природы, человеческими отношениями и общественными событиями. На уроках ребёнок учится общаться, не бояться проблемных ситуаций, учится коммуникативным умениям, реализует потребность в познании. Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве   линий интеграции рассматриваем такие положения:

-окружающий мир многогранен, прекрасен , постоянно изменяется –наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, делай выводы;

-опыт человечества богат, может пригодиться каждому в жизни – уважай и изучай его, в том числе  на основе краеведческого материала;

-природа жизненно необходима всем людям и очень ранима – знай, помни об этом , береги её красоту и гармонию, наблюдай конкретные объекты своего родного края;

-знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук  - ключ к осмыслению личного опыта, который поможет определить своё место в ближайшем о окружении.                                                                                                                      

     Данные положения реализуются в  различных УМК, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий создают условия для формирования УУД. При изучении предмета «Окружающий мир» ученики   изучают большой понятийный аппарат, который выступает основой для дальнейшего изучения естествознания, истории и обществознания.  Современная система образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, способность к рефлексии – важнейшее качество, направленное на саморазвитие.

 В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Учитель  должен на практике строить урок,  лишь направляя детей, давая рекомендации в течение урока, чтобы дети ощущали необходимость общения и социального взаимодействия .

      Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Важным условием потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, учебный диалог, экскурсия. Учитель должен помнить, именно на начальном этапе обучения формируются многогранные отношения с обществом и природой. Акцент ставится на умения применять знания, на знания как средство развития личности, на способность брать ответственность за свои поступки перед людьми, животными и растениями. ФГОС поставил задачу разработки новых УМК, где ,помимо системно-деятельностного подхода к содержанию учебного материала ,авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

    В связи с этим начальная школа заметно улучшила материально-техническое обеспечение учебного процесса. На уроках окружающего мира мы  можем использовать персональные компьютеры, цифровые микроскопы, веб-камеру и другие информационно-коммуникативные средства, их использование позволяет  научить учащихся искать информацию в энциклопедиях, словарях, библиотеках, видеотеках, в Интернете, работать с популярными естественно-научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения, пересказывать и понимать содержание текстов, проводить наблюдения, исследования, собирать информацию, классифицировать  , анализировать, описывать обсуждать в группах и т.д. Мы должны дать возможность школьникам научиться делать выводы, принимать ответственные решения на основе полученной информации, а  также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 ФГОС  предъявляет серьёзные требования к начальной школе и учителю. Сегодня много зависит от учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен,  хочет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки начать работать по-новому.Современные учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться, желания повышать квалификацию.От уровня общей культуры, интеллектуальных способностей, эрудиции, системы ценностных ориентаций, мотивов, интересов зависит не только успешное экологическое развитие ребёнка, но и формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Москва, «Просвещение» 2011.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, Москва ,«Просвещение», 2011.

3. Примерные программы по учебным предметам, Москва, «Просвещение», 2011.

4.Планируемые результаты начального общего образования, Москва, «Просвещение»,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...