«Согласие да лад – для общего дела клад». Конспект урока по учебному курсу «Истоки» (3 класс).
план-конспект урока (3 класс) на тему

Левченко Галина Константиновна

«Согласие да лад – для общего дела клад».

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» (3 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_no12_soglasie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласие да лад – для общего дела клад».

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» (3 класс).

Цели урока:

Продолжение изучения темы «Надежда».

Знакомство с новыми понятиями: «общая надежда», «согласие», «единодушие», «артель», «община», «товарищество», «братство».

Учить третьеклассников управлять своей деятельностью в группе, уважать товарищей, корректно высказывать свою точку зрения, сотрудничать, достигать успехов в совместной работе.

Материалы к уроку:

- Магнитная доска, магниты.

- Таблички с названием темы и основными понятиями урока.

- Мультимедийный проектор.

- Мультимедийные репродукции картин  с изображением различных видов совместной деятельности людей.

- Рабочие тетради по курсу «Истоки» для 3-го класса (Часть 1). Активное занятие «Согласие в деле». – С. 21.

- Изображения деревянных домов для использования на активном занятии.

- Костюмы бригадиров артелей-подгрупп для активного занятия.

- Таблички с названиями подгрупп.

- Карточки с заданиями активного занятия для работы учащихся.

- Подготовленный с участием учеников класса мультимедийный фильм «Согласие и лад».

- Слайд-фильм «Наши общие дела».

Ход урока:

На доске прикреплена табличка с общей темой кура «Истоки-3»

«ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. МУДРОСТЬ».

Учитель проводит с учениками вводную беседу.

На последних уроках по Истокам мы начали изучение темы «Надежда». Давайте вспомним о том, что помогает сохранить и укрепить надежду. Мы говорили об этом на прошлом занятии.

Педагог слушает ответы учащихся, затем обобщает их.

Человеку помогает сохранить надежду сила воли, терпение, вера в правоту своего дела, послушание совести, упование на Бога.

На доске помещается табличка «Общая надежда».

Сегодня мы будем говорить о том, что такое общая надежда, что такое согласие, и как оно достигается, обретается. В начале этого разговора прозвучит басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука».

Учащиеся читают басню.

После чтения педагог предлагает обсудить содержание басни.

  • Как вы думаете, за хорошее ли дело взялись герои басни?
  • Дружно ли они взялись за работу?
  • Все ли они старались?
  • Надеялись ли они на успех?
  • Почему их надежды оказались тщетными?
  • Почему дело все-таки не пошло на лад?
  • Какой смысл имеет слово «согласие» с точки зрения автора басни?

На доске размещается табличка «Согласие».

В какой русской народной сказки есть пример согласия, когда герои, взявшись дружно за дело, добились успеха? Почему?

Учащиеся вспоминают название сказки «Репка».

Полное согласие называется единодушием. В русском языке есть слова, которые сложились из двух слов. Так два слова «единая душа» сложились в слово «единодушие». О добрых друзьях говорят: «Живут душа в душу». Как вы это понимаете?

− Дружно, мирно, в ладу и согласии. Понимают друг друга, никогда не ссорятся.

На доске размещается табличка «Единодушие».

Издавна в народе сочиняли мудрые сказки, чтобы дать детям и внукам важный жизненный совет. К какому жизненному совету сказки «Репка» нам надо прислушаться?

− Жить и работать нужно дружно, в согласии. Тогда и самое трудное дело удастся выполнить.

На доске размещается табличка

«Согласие да лад – для общего дела клад».

В старину говорили: «Согласие да лад – для общего дела клад». Эта пословица станет темой нашего урока.

Основную часть урока начинает работа с мультимедийными иллюстрациями.

Давайте вспомним, с какими делами издавна не под силу было справиться человеку в одиночку? Что делали люди сообща?

На экран проецируются слайды-иллюстрации совместной деятельности людей. Учащиеся и учитель комментируют изображения.

 1-й блок иллюстраций. – Совместная работа в поле: на пашне, на покосе, на жатве. (Картины: А.Пластов «Сенокос», Г.Мясоедов «Косцы», Б.Кустодиев «Молотьба»).

− Люди вместе распахивали землю. Вместе косили сено… Косили пшеницу во время жатвы. Это надо было делать быстро, пока не осыпалось зерно, пока созревшие хлеба не намокли под дождем.

2-й блок  иллюстраций. – Строительство. (Картины: А.Васнецов «Строительство Кремля», «Строительство деревянных стен Кремля», «Строительство монастыря», В.Алтухов «Каменных дел мастера»).

− Вместе легче и быстрее построить дом. Одному человеку может не хватить знаний, мастерства, сноровки для постройки. Наши предки возводили целые города, огораживали их крепостными стенами, строили величественные красивые храмы. Работали все вместе.

3-й блок иллюстраций. – Помощь в беде. (Картина: Н.Дмитриев-Оренбургский «Пожар в деревне»).

− Объединял людей не только труд, но и опасность, случившаяся беда.

Так, на Руси часто случались пожары, ведь большинство построек было из дерева. Тушить пожар прибегали все, кто мог помочь. На картине видно, что люди помогают пострадавшим от пожара.

4-й блок иллюстраций – Отпор врагу. (Картины: Е.Данилевский «К полю Куликову», А.Бубнов «Утро в поле Куликовом).

− Во время войн мужчины объединялись, собирались в единое войско, чтобы дать отпор врагу, защитить свои семьи, свою родную землю.

5-й блок иллюстраций – Работа трудовой артели. (Картины: Л.Плахов «В столярной мастерской», И.Щедровский «Столярная мастерская»).

− Иногда люди собирались в особые трудовые группы – артели. Артели могли собираться на короткое время или на длительный срок. Артельные объединения назывались еще товариществами, общинами, братствами.

На картине мы видим столярную артель (артельщики делают мебель из дерева).

На доске размещается табличка

«Община. Товарищество. Братство. Артель».

В артели царили порядок и послушание. Старшего выбирали и его беспрекословно слушались. Работали дружно, дело свое делали добросовестно, своей работой не хвалились, труд товарищей ценили. Всегда помнили народную мудрость: «Согласие да лад – для общего дела клад».

Сейчас мы попробуем поработать вместе, как артельщики. Работать мы будем по группам и каждую группу назовем плотницкой артелью, строящей деревянный дом. Нашим артелям мы заранее придумали названия: «Мастера на все руки», «Добрый дом», «Красная изба», «Дружная семья».

«Артельщики» надевают эмблемы артелей.

Изберем старшего по каждой артели.

Старшинам артелей выдаются костюмы мастеровых.

Каждая артель будет участвовать в строительстве села и строить свой дом.

Проводится активное занятие «Согласие в деле».

Работа в тетрадях по курсу «Истоки-3», с. 21.

Учащимся сначала индивидуально, а потом в четверке предлагается подумать и решить, в какой последовательности они будут строить дом. Необходимо расставить цифры в соответствии с этапами строительства дома (графа таблицы «Самостоятельно»).

Самостоятельно

Работа в четверке

СДЕЛАТЬ ФУНДАМЕНТ

ПОСТАВИТЬ КРЫШУ

ИЗГОТОВИТЬ СРУБ

ОБТЕСАТЬ БРЕВНА

ПОСТАВИТЬ СРУБ НА ФУНДАМЕНТ

ПРОРУБИТЬ ОКНА И ДВЕРИ

СДЕЛАТЬ ПОЛ И ПОТОЛОК

СЛОЖИТЬ ПЕЧЬ

На втором этапе активного занятия дети работают в четверках-«артелях». «Артельщикам» необходимо внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению, в какой последовательности они будут строить дом. Общий вывод заносится в графу таблицы «Работа в четверке».

Помните, как работали артельщики: уважайте товарищей в группе, высказывайте свою точку зрения, сотрудничайте, тогда вы достигнете общей надежды на успех дела.

На этапе обсуждения результатов работы «артелей» на доске открывается изображение села.

Подводятся итоги работы групп у доски. Каждая группа в выбранной последовательности возводит свой дом.

Учитель задает уточняющие вопросы.

Зачем нужно обтесать бревна?

− Под корой дерева собирается влага, дерево может начать гнить.

Что такое «сруб»? Почему наши предки говорили не «построить» дом, а «срубить» дом?

− Дома строили из дерева, а дерево рубили топором.

Как в русском языке появилось слово «окно»?

− В старину дом воспринимали по образу живого существа, поэтому части строения как будто соответствовали частям тела/лица. Око – глаз. Окна – глаза дома.

Какое место в доме занимала печь?

− Печь занимала главное место в доме. Зимой она согревала, на ней спали, в печи готовили еду и даже мылись.

Демонстрируется проверочная мультимедийная презентация

«Поэтапное строительство дома».

Экспертная оценка

СДЕЛАТЬ ФУНДАМЕНТ

3

ПОСТАВИТЬ КРЫШУ

5

ИЗГОТОВИТЬ СРУБ

2

ОБТЕСАТЬ БРЕВНА

1

ПОСТАВИТЬ СРУБ НА ФУНДАМЕНТ

4

ПРОРУБИТЬ ОКНА И ДВЕРИ

6

СДЕЛАТЬ ПОЛ И ПОТОЛОК

7

СЛОЖИТЬ ПЕЧЬ

8

Учитель совместно  с учениками подводит итоги урока.

Сегодня на занятии, работая группами, вы учились приходить к согласию в деле – постройке дома. Что помогало вам в достижении согласия?

− Мы слушали друг друга, обсуждали, договаривались, старались друг друга понять.

Это и есть обретение согласия. А сейчас мы послушаем, что вы говорили о согласии некоторое время назад, до нашего урока.

Просмотр подготовленного с участием учеников  фильма

«Согласие и лад – для общего дела клад».

Что вы теперь думаете о том, что такое согласие? В каких общих делах оно нам необходимо?

Учащиеся отвечают на вопрос.

В нашем классе в этом году было немало интересных дел, которые мы делали сообща. Давайте заглянем в недавнее прошлое...

Показывается мультимедийный слайд-фильм «Наши общие дела».

Впереди много новых дел, которые мы будем делать вместе, будем стараться приходить к согласию и надеяться на успешное осуществление наших дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Согласие да лад - для общего дела клад"

Материал, посвящённый Дню народного единства. Интересен и полезен....

Конспект урока по учебному курсу "Технология" 1класс. Тема." Изготовление новогодней елочки из бумаги"

Данная методическая разработка-конспект урока с описанием работы творческих групп  детей по изготовлению новогодней елочки из бумаги...

Конспект урока по учебному курсу "Технология" 1класс. Тема." Изготовление новогодней елочки из бумаги"

Данная методическая разработка-конспект урока с описанием работы творческих групп  детей по изготовлению новогодней елочки из бумаги...

Согласие да лад для общего дела клад

Презентация к уроку истоков по теме"Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает"...

Конспект урока по программе "Истоки" в 3 классе "Согласие да лад - для общего дела клад"

Материал урока напечатан в сборнике "Моделирование социальнокультурного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества. Проект "Будущее наследие"В...

«Согласие да лад - для общего дела клад»

Классный час посвященный Дню согласия и примирения.Цель:  формирование уважительного отношения и любви к своей РодинеЗадачи:- познакомить с новой праздничной датой;- развивать лучшие качества чел...