Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данилова Маргарита Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami_danilova.doc469 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 473

Калининского района Санкт-Петербурга

«СОГЛАСОВАНО»

 Заместитель директора школы по УВР_________________

__________________________

«___» ___________ 20__  г.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ» на заседании

Педагогического совета

протокол № _______

от_______________20___  г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ № 473 Калининского района Санкт-Петербурга

_______________________

В.П.Ситникова

Приказ № ___ от «___»________

20___ г.

                                         

Рабочая программа внеурочной деятельности

 По предмету (курсу и т.д.) "Оригами"

Класс 1-4

Учитель Данилова Маргарита Сергеевна

Количество часов  по программе (33) 34 в год

Срок реализации программы: 2014 – 2018 год

         

          «Рассмотрено» на заседании

  школьного методического объединения учителей  

________________________________(какого)

протокол № ____от «__»______20__ г

Руководитель МО_______________(_______________)

Санкт-Петербург

2014 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка _________________________________

3.Учебно-тематический план 1 года обучения______________

4.Учебно-тематический план 2 года обучения______________

5.Учебно-тематический план 3 года обучения______________

6.Учебно-тематический план 4 года обучения______________

7.Содержание программы 1 года обучения__________________

8.Содержание программы 2 года обучения_________________

9.Содержание программы 3 года обучения_________________

10Содержание программы 4 года обучения__________________

11.Методическое обеспечение образовательной программы____

12.Список литературы __________________________________

13. Приложение____________________________________________


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей посредством занятий оригами        

Задачи программы


Обучающие

  Ознакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  Обучать различным приемам работы с бумагой.

  Способствовать применению знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 

  Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышления, пространственное воображение.

  Развивать мелкую моторику рук и глазомера.

  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:

  Воспитывать интерес к искусству оригами.

  Расширить коммуникативные способности детей.

  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. По уровню освоения знаний, умений, навыков программа является общекультурной.


Условия реализации программы
Программа «Оригами» рассчитана на 4 года (135 часов) для детей 7 - 11 лет. В группы 1 года обучения  принимаются все желающие. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один раз в неделю .

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

33

15

2

1

34

12

3

1

34

12

4

1

34

12


 В процессе занятий используются различные формы  проведения занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Формы организации занятий. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

 

Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие. 

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся  должны:

должны знать:

  • Историю оригами
  • Международные условные знаки, принятые в оригами
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

должны уметь:

  • Пользоваться терминологией, принятой в оригами
  • Пользоваться основными приёмами складывания
  • Объяснить процесс складывания любой фигурки, правильно используя терминологию
  • Складывать основные базовые формы оригами;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов


• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, в районной библиотеке.
• Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
• Участие в районных и городских выставках.

Учебно- тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Знакомство с искусством  оригами

0,5

0,5

1

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

3

4

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

4

5

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

4

5

7.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Летние композиции

-

2

2

10.

Впереди – лето!

-

2

2

11.

Итоговое занятие

1

1

2

ИТОГО:

8

25

33

2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Летние композиции

1

1

2

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

3

4

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

3

4

7.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

8.

Базовая форма «Рыба»

1

3

4

9.

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

10.

Цветы к празднику 8 марта

1

1

2

11.

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

ИТОГО:

10

24

34

3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Летние композиции

-

3

1

3.

Чудесные превращения бумажного листа

1

3

3

4.

Модульное оригами

2

10

8

5.

Оригами на праздничном столе

2

3

4

6.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

2

7.

Оригами - почта

1

2

3

8.

Впереди – лето!

1

1

10

9.

Итоговое занятие

0,5

0,5

14

 

ИТОГО:

9

25

34

4 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Оригами в Интернете

1

-

1

3.

Летние композиции

1

2

3

4.

Изделия из складки

1

3

4

5.

Базовая форма «Катамаран»

1

5

6

6.

Новогодние украшения

1

2

3

7.

Базовая форма «Птица»

1

3

4

8.

Цветы и вазы оригами

1

3

4

9.

Базовая форма «Лягушка»

1

3

4

10.

Творческие работы на свободную тему

1

2

3

11.

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

ИТОГО:

10

24

34

                                  Содержание образовательной программы

1 год обучения

Тема 1 Вводное занятие.

Теория.

Беседа по охране труда. Организация занятий. Знакомство с программой обучения.
Диагностика развития учащихся.
Практика.

Рассматривание образцов из фонда детских работ.

Диагностика развития  учащихся .
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».

Тема 2. Знакомство с искусством оригами.
Теория 

Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Практика 

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Тема 3. Базовая форма «Треугольник»

Теория 

 Понятие: базовая форма  «Треугольник »

Практика 

Складывание изделий на основе базовой  формы «Треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями


Тема 4. Базовая форма «Воздушный змей»

Теория 

Понятие: базовая форма

Практика 

Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей»

 Оформление композиций с полученными изделиями  


Тема 5. Базовая форма «Двойной треугольник»

Теория 

Понятие: базовая форма «Двойной треугольник»

Практика 

Складывание изделий на основе  базовой  формы «Двойной треугольник»

Оформление композиций с полученными изделиями

Тема 6. Базовая форма «Двойной квадрат»

Теория 

Понятие базовая форма «Двойной квадрат»

Практика 

Складывание изделий на основе  базовой формы «Двойной квадрат»

.Оформление композиций с полученными изделиями.

 

Тема 7. Базовая форма «Конверт»

Теория 

Понятие: базовая форма «Конверт»

Практика 

Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Тема 8. Цветы к празднику 8 марта.
Теория

8 марта – международный женский праздник.

Практика

 Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Тема 9. Летние композиции.  
Теория 

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).

Практика

 Складывание цветов. Оформление композиций.

Тема 10. Впереди – лето! .

Практика

Парусный кораблик.

Соревнования «Гонки на столе».

Тема 11. Итоговое занятие.
Теория «Чему мы научились за год».

Практика 

Оформление выставок работ учащихся. Диагностика развития  учащихся. 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».

В результате  1-го года обучения по данной программе обучающиеся

должны уметь:

  • следовать устным инструкциям
  • владеть элементарными приемами складывания бумаги;
  • создавать изделия оригами

должны знать:

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной квадрат», «Двойной треугольник»; «Конверт»

познакомятся с искусством оригами;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие
Теория 

Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда

 Практика 

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Диагностика развития  учащихся 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».

Тема 2.Летние композиции
Теория 

Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие).

Практика 

Складывание цветов. Оформление композиций.

Тема 3. Базовая форма «Треугольник»

Теория 

 Понятие: базовая форма  «Треугольник »

Практика 

Складывание изделий на основе базовой  формы «Треугольник». Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм.  Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация.) Личные и коллективные работы.


Тема 4. Базовая форма «Воздушный змей»

Теория 

Понятие: базовая форма

Практика 

Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм. Личные и коллективные работы. Оформление композиций с полученными изделиями  (объемная аппликация).


Тема 5. Базовая форма «Двойной треугольник»

Теория 

Понятие: базовая форма «Двойной треугольник»

Практика 

Складывание изделий на основе  базовой  формы «Двойной треугольник». Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм. Личные и коллективные работы. Оформление композиций с полученными изделиями объемная аппликация)

Тема 6. Базовая форма «Двойной квадрат»

Теория 

Понятие базовая форма «Двойной квадрат»

Практика 

Складывание изделий на основе  базовой формы «Двойной квадрат» Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Личные и коллективные работы.  Оформление композиций с полученными изделиями  (объемная аппликация).

 

Тема 7. Базовая форма «Конверт»

Теория 

Понятие: базовая форма «Конверт»

Практика 

Складывание изделий на основе  базовой  формы «Конверт».

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Личные и коллективные работы.

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).


Тема 8.
Базовая  форма: «Рыба».
Теория 

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Практика 

Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Тема 9.Базовая  форма:  «Дверь»
Теория 

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Практика 

Практика 

Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Тема 10.Цветы к празднику 8 марта  
Практика 

Оформление поздравительной открытки.

Тема 11.Итоговое занятие
Теория .

«Оригамская сказка».
Практика 

Оформление тематических выставок. Диагностика развития  учащихся 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».

В результате  2-го года обучения по данной программе обучающиеся

должны уметь:

  • следовать устным инструкциям читать схемы изделий;
  • владеть элементарными приемами складывания бумаги;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами

должны знать:

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной квадрат», «Двойной треугольник»; «Конверт», «Дверь», «Рыба»

овладевают навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

3 год обучения

Тема1. Вводное занятие
Теория .

Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда . Диагностика развития  учащихся
 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».
Практика 

Самостоятельная творческая работа на основе ранее изученных базовых форм.


Тема 2.  Летние композиции
Теория .

Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Практика 

Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».


Тема 3.  Чудесные превращения бумажного листа
Теория .

Закладки. Коробки.

Практика 

 Изготовление и оформление подарков.


Тема 4. Модульное оригами
Теория .

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.

Практика 

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».


Тема 5. Оригами на праздничном столе
Теория .

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Практика 

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


Тема6. Цветы к празднику 8 марта
Теория .

Складывание цветов на основе изученных базовых форм.

Практика 

Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.


Тема 7. Оригами – почта
Теория .

Различные виды конвертов для писем.

Практика 

Изготовление конвертов


Тема 8. Впереди – лето!
Теория .

Знакомство с базовой формой «Дом».  

Практика 

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.


Тема 9. Итоговое занятие
Теория .

Оригамская сказка о четырех братьях.

Практика 
Оформление выставочных работ Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». Диагностика развития  учащихся.
  Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».
В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

4 год обучения

Тема 1.Вводное занятие.

 Теория .

Беседа по охране труда. Диагностика развития  учащихся. 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».
Практика 

Складывание изученных базовых форм.

Тема 2. Оригами в Интернете
Теория .

Знакомство с различными программами.

http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».


Тема 3. Летние композиции
Теория .

Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема).

Практика 

Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.


Тема 4. Изделия из складки
Теория .

Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.

Практика 

Формирование цветочной композиции.


Тема 5. Базовая форма «Катамаран»
Теория .

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

Практика 

Творческая работа


Тема 6. Новогодние украшения
Теория .

Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

Практика 

Изготовление ёлочных украшений.


Тема 7. Базовая форма «Птица»
Теория .

Знакомство с базовой формой «Птица».

Практика 

Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».


Тема 8. Цветы и вазы оригами
Теория .

Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».

Практика 

Изготовление композиции цветов
Тема 9. Базовая форма «Лягушка»
Теория .

Знакомство с базовой формой «Лягушка».

Практика 

Складывание объемного цветка ирис.


Тема 10. Творческие работы на свободную тему.
Теория .

Композиция «Букет цветов».

Практика 

Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».


Тема 11. Итоговое занятие
Практика 

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок. Диагностика развития  учащихся 
Заполнение диагностической  карты «Оценка результатов освоения программы».

В результате обучения обучающиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Методическое обеспечение образовательной программы

1.Учебно-методические пособия

Литература для учителя и учащихся

  • С.Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома», Москва, Издательство «Аким», 1996
  • С.Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Игрушки из бумаги», СПб, Издательство «Литера»,1997
  • Т.В. Сержантова «100 праздничных моделей оригами» Москва Издательство «Айрис Пресс», 2006
  • Перевод с японского Кутафьевой Н. «Игрушки из бумаги», «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995

  1. Наглядный материал
  • Схемы поделок
  • Детский фонд работ
  • Образцы заготовок деталей
  • Инструктивные карты изделий
  • Фотографии изделий
  • Цветная бумага + схемы  для оригами

3.Психологическое сопровождение образовательной программы

Диагностическая карта развития

4.Материально-техническое оснащение

  • заготовки квадратиков из белой или цветной бумаги размером не менее 15-20 см.
  • альбом для ведения записей и изделий
  • ручка,
  • цветные карандаши или фломастеры
  • ножницы с тупым концом
  • папка для складывания принадлежностей и изделий

Список литературы

  • С.Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома», Москва, Издательство «Аким», 1996
  • С.Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Игрушки из бумаги», СПб, Издательство «Литера»,1997
  • Т.В. Сержантова «100 праздничных моделей оригами» Москва Издательство «Айрис Пресс», 2006
  • Т.В. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва Издательство «Айрис Пресс», 2008
  • И.В. Богатова «Оригами» , Москва, Издательство «Мартин» 2007
  • Перевод с японского Кутафьевой Н. «Игрушки из бумаги», «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995

Приложение .

Методические рекомендации к образовательной программе

 «Оригами»

На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».

На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:
- мое знакомство с оригами;
- чему я научился на занятиях оригами;
- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
- мои планы на будущее;
- и другие.

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Базовые складки

Блин
Блин

 

Водяная бомбочка
Водяная бомбочка

Бумажный змей
Бумажный змей

Ромб
Ромб

Рыба I
Рыба I

Рыба II
Рыба II

Квадрат
Квадрат

 

Птица I
Птица I

Лягушка I
Лягушка I

Птица II
Птица II

Лягушка II
Лягушка II

Дверь
Дверь

 

Катамаран
Катамаран

Узор
Узор

Вертушка
Вертушка

Стол
Стол

Условные обозначения

Линии и стрелки

Линия сгиба "долиной", "на себя"

Стрелка сгиба "долиной", "на себя"

Линия сгиба "горкой", "от себя"

Стрелка сгиба "горкой", "от себя"

Согнуть и разогнуть

Существующая линия, след сгиба

Невидимая, скрытая линия


Уточняющие знаки

Совместить отмеченные точки

Раздвинуть слои бумаги

Равные углы; равные отрезки; прямой угол


Манипуляции со всей фигурой

Повернуть фигуру

Перевернуть фигуру


Комбинированные операции

Сгиб "гармошкой"

Повторить показанную операцию несколько раз

Свернуть

Сложить несколько раз

Вытащить, открыть, вывернуть, развернуть

Нажать, затолкнуть


Знаки оформления

Порядковый номер этапа

Цветная и нецветная стороны бумаги

Увеличение масштаба

Схема продолжается на следующей странице


Другие знаки

Сделать надрез, разрезать

Дунуть, надуть

Базовые складки

Блин
Блин

 

Водяная бомбочка
Водяная бомбочка

Бумажный змей
Бумажный змей

Ромб
Ромб

Рыба I
Рыба I

Рыба II
Рыба II

Квадрат
Квадрат

 

Птица I
Птица I

Лягушка I
Лягушка I

Птица II
Птица II

Лягушка II
Лягушка II

Дверь
Дверь

 

Катамаран
Катамаран

Узор
Узор

Вертушка
Вертушка

Стол
Стол

Приемы складывания

Вывернутые складкиReverse folds

Внутреняя вывернутая складка
Inside Reverse fold

Внешнняя вывернутая складка
Outside Reverse fold

Внутренняя вывернутая складка

Внешняя вывернутая складка


Складки "гармошкой"Crimp folds

Внутрение складки "гармошкой"Outside Crimp folds

Внутренняя складка гармошкой 1

Внутренняя складка гармошкой 2

Внешнняя складка "гармошкой"Inside Crimp fold

Внешняя складка гармошкой


РасплющиваниеSquash folds

Расплющивание


ЛепесткиPetal folds

Лепесток 1

Лепесток 2


"Заячье ухо"Rabbit Ear folds

Заячье ухо

Двойное заячье ухоDoubble Rabbit Ear fold

Двойное заячье ухо


УтапливаниеSink fold

Утапливание


Головы птицBirds heads

Голова птицы 1

Голова птицы 2

Голова птицы 3

Голова птицы 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...