основа ТРИЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

основа ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnova_triz.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе 
Домрычева С.В. 
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году 

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. 

Цели: 


  • Развитие интереса к предметам. 

  • Овладение новым способом решения задач. 


• Формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.

Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".

Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. 
Что предполагает ТРИЗ?

• системность мысли

• умение видеть мир в противоречиях

• способность генерировать неожиданные идеи

Учащиеся начальных классов и решение изобретательских задач. Возможно ли такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, разберём сам процесс решения изобретательских задач. 
Алгоритм решения изобретательских задач: 


  • Постановка инновационной общественно значимой цели (системы целей). 

  • Путь к результату (исследовательская, изобретательская деятельность). 

  • Результат деятельности (продукт). 

  • Внедрение (применение). 


Но начинать работу по ТРИЗу с маленькими детьми необходимо не с постановки цели, а на первое место нужно поставить деятельность ребёнка. Сначала не творческую, а репродуктивную (отобразительную, подражающую) деятельность, в процессе которой проявляется творчество, оригинальные решения, а затем новые идеи.

Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, самостоятельности.

В образовании есть две основные формы: классно-урочная и внеурочная. Используя эти формы, система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: обучающимся, учителям, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного уровня.

Все разделы ТРИЗ можно разделить на 2 части:



Методы решения проблем

•законы развития систем;

•анализ решения ИЗ;

•информационный фонд;

•системный анализ и синтез… 

Методы развития творческих качеств

•методы развития творческого воображения (РТВ);

•теория развития творческой личности;

•теория развития творческих коллективов


Из методов развития творческих качеств выделим 
методики РТВ (развития творческого воображения): 
-Методика разрешения противоречий,

-Методика придумывания пословиц

-Методика придумывания загадок

-Методика сочинения сказок



-Приёмы фантазирования

-Фантограмма

А из приёмов фантазирования можно выделить: 
-Увеличить – уменьшить:

-Великан - Кроха

-Что хорошо, что плохо

-Наоборот



-Система Свойства Антисвойства Антисистема

-Ускорение – замедление


Дидактические методы и приёмы ТРИЗ - педагогики разнообразны. Большинство из них известно вам. Их совокупность даёт эффект, который называется направленностью на развитие личности.

Изучая материалы Интернета я узнала, что Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского.

У педагога, использующего даже элементы теории, дети занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания. Развивают речь и мышление, осваивают иностранные языки без зубрёжки. 

Что даёт ТРИЗ детям? 


  • Помогает находить варианты правильного решения проблемного вопроса, оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты; 

  • Тренирует творческое мышление; 

  • Вырабатывает способность применять знания в реальных ситуациях 



Что даёт ТРИЗ учителям? 


  • Вооружает набором инструментов по решению проблем 

  • Развивает творческие способности, гибкость и системность мышления педагога 

  • Воспитывает готовность к восприятию нового 

  • Обеспечивает профессиональный рост 

  • Это просто интересно 

Сегодня на мастер-классе задания группам мы подготовили разные, чтобы вспомнить и узнать как можно больше приёмов и применять их на уроках.


Задание 1-2 группам (учителям начальных классов) – создать лжезагадку и пословицу или «что на что похоже?» и «Чем мечтают стать некоторые предметы?» 
Задание 3 группе (учителям русского языка и литературы) – «События. Устройство конструктора», «Создание паспорта литературного героя» 
Задание 4 группе (учителям математики и информатики) – преобразования с помощью оператора, ММЧ (метод маленьких человечков) 
Задние 5 группе – задача на разрешение противоречий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Подборка упражнений на основе ТРИЗ

При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников....

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Методическое пособие для развития способностей школьников в цифровой среде на основе ТРИЗ-технологий "Давайте изобретать!"

Методические материалы курса «Давайте изобретать!» содержат разработки поурочных планов-конспектов по организации продуктивной деятельности учащихся начальной школы для изучения основных п...