Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Алямова Альфия Розатовна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 4 класса

на 2014 – 2015 уч. г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                         Алямова А.Р.

                                           

Москва

2014

Пояснительная записка

Программа составлена на основе адаптированных, основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации, данные в программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида под редакцией В.Н.Воронковой.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего,  необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Задачи обучения русскому языку:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся
  • научить последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
  • формировать нравственные качества.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения,  по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы

Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых  школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие  этого в коррекционных  образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях,  по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово

В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень

Предложение

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой . Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации  и овладевают пунктуационными  навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса – имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь

Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности илагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся  подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки  связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.  Работа эта заключается в закреплении  написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Обучение по письму и развитию речи ведётся по учебнику «русский язык» для специальных (коррекционных  образовательных учреждений VIII вида)

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка письменных работ

 Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

  • I класс — 8-10 слов;
  • II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
  • III класс — 20-25 слов;
  • IV класс — 30-35 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

 При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты

  • «5» —  работа выполнена без ошибок;
  • «4»  —  1 -3 ошибки;
  • «3» —  4 - 5 ошибок;
  • «2» —  6 - 8 ошибок;

Грамматические задания

  • «5» —  безошибочное выполнение всех заданий;
  • «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
  • «3» —  правильно выполнено не менее 1\2 задания;
  • «2» —  не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания

  • «5» —  нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с     требованиями каллиграфии письма;
  • «4» — 1 ошибка и одно исправление;
  • «3» —  2 ошибки и одно исправление;
  • «2» —  3 ошибки и 1 - 2 исправления.

Тематический план разделов учебного курса в 4 классе

Литература: «Русский язык» для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Авторы: А. К. Аксёнова, Галунчикова

Год издания: Москва, Просвещение, 2002г.

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

Повторение

5ч.

2

Звуки и буквы

75ч.

3

Слово

50ч.

4

Предложение

22ч.

5

Повторение

18ч.

                                                                                        Итого: 170 часов

Русский язык 4 А класс

I четверть

Тема урока

Дата

1

Повторение. Предложение. Практическое построение простого предложения.

01.09

2

Предложение. Составление предложения со словами, данными в косвенных падежах.

02.09

3

Предложение. Составление предложений, данных в начальной форме.

03.09

4

Предложение. Окончание предложений.

05.09

5

Предложение. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

08.09

6

Звуки и буквы. Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке.

09.09

7

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные звуки.

10.09

8

Звуки и буквы. Звонкие и глухие звуки. Твердые и мягкие звуки.

12.09

9

Контрольная работа по теме: «Предложение. Звуки и буквы».

15.09

10

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

16.09

11

Звуки и буквы. Мягкий знак на конце слова.

17.09

12

Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова.

19.09

13

Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова.

22.09

14

Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова.

23.09

15

Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак.

24.09

16

Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я.

26.09

17

Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я.

29.09

18

Звуки и буквы. Дифференциация разделительного ь и ъ, обозначающего мягкость согласного на письме.

30.09

19

Звуки и буквы. Правила переноса слов с разделительным ь.

01.10

20

Звуки и буквы. Составление рассказа по картинкам. Запись ответов на вопросы.

03.10

21

Звуки и буквы. Гласные после шипящих.

06.10

22

Звуки и буквы. Правописание слогов жи-ши.

07.10

23

Звуки и буквы. Правописание слогов ча-ща.

08.10

24

Звуки и буквы. Правописание слогов чу-щу.

10.10

25

Звуки и буквы. Составление рассказа по данному плану и данным предложениям.

13.10

26

Звуки и буквы. Парные звонкие и глухие согласные.

14.10

27

Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

15.10

28

Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

17.10

29

Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

20.10

30

Контрольная работа за I четверть по теме: «Звуки и буквы».

21.10

31

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

22.10

32

Звуки и буквы. Проверка написания звонких и глухих согласных путём изменения формы слова.

24.10

Русский язык

II четверть

Тема урока

Дата

1

Повторение. Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных.

07.11

2

Повторение. Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных. Проверка написания звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов.

10.11

3

Ударение. Постановка ударения в словах.

12.11

4

Ударение. Постановка ударения в словах.

14.11

5

Ударение. Ударные гласные. Постановка ударения в словах.

17.11

6

Ударение. Ударные и безударные гласные.

18.11

7

Правописание безударных гласных.

19.11

8

Правописание безударных гласных.

21.11

9

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова.

24.11

10

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Словарный диктант.

25.11

11

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова.

26.11

12

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.

28.11

13

Контрольное списывание по теме «Ударные и безударные гласные».

01.12

14

Работа над ошибками, допущенными в контр. списывании.

02.12

15

Связная письменная речь. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику.

03.12

16

Ударение. Правописание безударных гласных.

05.12

17

Правописание непроверяемых безударных гласных.

08.12

18

Правописание непроверяемых безударных гласных.

09.12

19

Правописание непроверяемых безударных гласных.

10.12

20

Проверка написания безударных гласных.

12.12

21

Определение и выделение безударных гласных и слов из словаря.

15.12

22

Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

16.12

23

Чистописание. Списывание предложений и связного текста со вставлением пропущенных букв и слов.

17.12

24

Связная письменная речь. Работа над деформированным текстом.

19.12

25

Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

22.12

26

Контрольная работа за II четверть по теме «Ударные и безударные гласные».

23.12

27

Работа над ошибками, допущенными в к/р за 2 четверть.

24.12

28

Связная письменная речь. Написание изложения по рассказу «Как Витя опоздал в школу».

26.12

Русский язык

III четверть

Тема урока

Дата

1

Повторение. Правописание звонких и глухих согласных.

13.01

2

Повторение. Ударные и безударные гласные.

14.01

3

Повторение. Правописание непроверяемых безударных гласных.

16.01

4

Повторение. Связная письменная речь. Составление и запись рассказа по данному плану.

19.01

5

Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов.

20.01

6

Слова-названия предметов.

21.01

7

Слова-названия предметов. Различие их в тексте по вопросам.

23.01

8

Слова-названия предметов. Различие их в тексте по вопросам.

26.01

9

Слова-названия предметов. Правильное употребление в связной речи друг с другом.

27.01

10

Слово. Различие основных категорий слов-названий действий.

28.01

11

Слова- названия действий.

30.01

12

Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам.

02.02

13

Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам.

03.02

14

Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам.

04.02

15

Различие основных категорий слов-названий действий, правильное употребление их в связной речи.

06.02

16

Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок самостоятельно.

09.02

17

Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов и слов-названий действий.

10.02

18

Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов и слов-названий действий.

11.02

19

Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств.

13.02

20

Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств.

16.02

21

Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств.

17.02

22

Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств.

18.01

23

Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств.

20.01

24

Контрольная работа по теме: «Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств».

24.02

25

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

25.02

26

Слово. Имена собственные.

27.02

27

Слово. Расширение круга имён собственных. Названия рек, гор, морей.

02.03

28

Слово. Большая буква в именах собственных.

03.03

29

Слово. Предлоги до, без, под, над, около, перед.

04.03

30

Слово. Предлоги до, без, под, над, около, перед.

06.03

31

Слово. Раздельное написание предлогов с другими словами.

10.03

32

Слово. Раздельное написание предлогов с другими словами.

11.03

33

Контрольная работа за III четверть по ранее изученным темам.

13.03

34

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

16.03

35

Слово. Родственные слова.

17.03

36

Слово. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень.

18.03

37

Слово. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень.

20.03

IV четверть

Тема урока

Дата

1

Повторение. Правописание слов с  непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

03.04

2

Повторение. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень.

06.04

3

Предложение. Ответы на вопросы.

07.04

4

Предложение. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

08.04

5

Предложение. Связь слов в предложении. Работа с деформированным текстом.

10.04

6

Предложение. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

13.04

7

Предложение. Связная письменная речь.

14.04

8

Предложение. Составление и запись рассказа по вопросам.

15.04

9

Предложение. Написание изложения по рассказу «Урок дружбы».

17.04

10

Знаки препинания в конце предложения.

20.04

11

Знаки препинания в конце предложения. Виды предложений по интонации.

21.04

12

Знаки препинания в конце предложения. Вопросительное предложение.

22.04

13

Знаки препинания в конце предложения. Вопросительное предложение.

24.04

14

Знаки препинания в конце предложения. Восклицательное предложение.

27.04

15

Контрольная работа по теме: «Предложение».

28.04

16

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

29.04

17

Главные слова в предложении.

05.05.

18

Главные слова в предложении. Сказуемое.

06.05

19

Главные слова в предложении. Подлежащее.

08.05

20

Второстепенные  слова в предложении..

12.05

21

Второстепенные  слова в предложении. Дополнение предложений второстепенными словами.

13.05

22

Постановка вопросов от главных слов к второстепенным

15.05

23

Контрольная работа за IV четверть по ранее изученным темам.

18.05

24

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

19.05

25

Повторение пройденного за год. Звуки и буквы.

20.05

26

Повторение пройденного за год. Практическое построение простого предложения.

22.05

27

Повторение .  пройденного за год. Звуки и буквы.

25.05

28

Контрольная работа за год по  изученным темам.

26.05

29

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

27.05

30

Повторение пройденного за год. Родственные слова.

28.05

31

Повторение пройденного за год. Безударные гласные.

29.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся (4 класс)

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • Анализировать слова по звуковому составу( выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • Писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

Учащиеся должны знать:

Алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Список литературы

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». -  М.,2010.

  1. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

  1. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  1. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.

  1. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

  1.  Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

  1. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.



Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ЧТЕНИЮ

для 4А класса

на 2014 – 2015 уч. г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                         Алямова  А.Р.

                                           

Москва

2014

Чтение

Пояснительная записка

    Программа составлена на основе адаптированных, основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации, данные в программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида под редакцией В.Н.Воронковой.

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
      У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
      В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
      На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
      Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 4 классе учащиеся читают целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
      Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
      С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
      Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
      Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя,

-трудные по смыслу и слоговой структуре читать по слогам,

-отвечать на вопросы по прочитанному,

-высказывать своё отношение к поступку, герою, событию,

-пересказывать содержание прочитанного(ответы на вопросы учителя, пересказ при помощи учителя)

Учащиеся должны знать:

 Наизусть 5-8 стихотворений

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

IV класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Содержание тем учебного курса

Что такое хорошо ( 15 ч)

     Э. Шим «Брат и младшая сестра»,А. Седугин «Молоток»,Е.Пермяк «Пичугин мост», В. Голявкие «Был не крайний случай»,по И.Дику «Счастливая» ручка»,по Л.Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда», А.Гайдар «Невидимые помощники», С. Маршак «Лодыри и кот» Наизусть

И.Крылов «Лебедь, щука и рак», В. Осеева «Печенье»

         Уж небо осенью дышало  (15ч)

    А.К.Толстой «Осень!», по К.Ушинскому «Осень», по В.Пескову «Осенний лес», А.Твардовский «Лес осенью», по М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой», О. Высотская «Осеннее утро»,А. Пушкин «Уж небо осенью  дышало…», В. Гаршин «Лягушка путешественница», И.Крылов «Стрекоза и муравей», по Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш», по Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько»

Народные сказки  (11 ч )

   Русская народная сказка «Гуси – лебеди» , молдавская сказка «Чудесный клад», эвенкийская сказка «Росомаха и лисица»,мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»,русская сказка «Лиса и волк»

О труде и трудолюбии  (11 ч)

   К.Ушинский «Два плуга», М. Шпагин «Как баклуши били», И.Крылов «Трудолюбивый медведь», нанайская сказка «Айога», Ю. Тувим «Всё для всех», Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

Произведения русских и зарубежных писателей (13 ч )

   Г.-Х. Андерсен. «Гордая игла», по Л.Толстому «Правдивый судья»,

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» ,А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конёк – горбунок», Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

Идет волшебница зима. (13 ч )

И. Никитин «Встреча зимы, по И. Соколову – Микитову «Зима в лесу»,

И. Антонов «Сад друзей», И. Суриков «Детство», Л. Толстой «Филипок»,

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», А.Гайдар «Ёлка в тайге»,

по М. Пляцковскому «Какая бывает зима.»

Люби все живое (13 ч)

По В. Костылёву «Берёза», Л. Толстой «Как я ездил верхом», по Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака», В. Тарасов «Четвероногий друг», М. Пришвин «Гаечки», М. Горький «Воробьишко», А. Барков «Пожарник Карл», по Г. Скребицкому  «Медвежонок»

 В стране чудес (13 ч )

И. Токмашова «В чудной стране», по А. Милну «Вини – Пух и все – все – все», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,Петр Штыгашев «Таёжная речка»

Весна идёт (16 ч )

Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Ситников «Утро», по Л. Толстому «Весна», И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает…», по А. Платонову «Ещё мама», Н. Саконская «Разговор о маме», Л. Квитко «Бабушкины руки», по Е. Кононенко «Резеда», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А. Барков «Яшка», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», В. Орлов «Лесной цветок»

Н. Сладков «Медведь и солнце»

Лето наступило (13 ч )

И. Никитин «Вечер ясен и тих…», по К. Паустовскому «Заботливый цветок»

Н. Некрасов «Крестьянские дети», по Н.Носову «Огородники», И. Антонова «У речки», В. Орлов «Письмо ровеснику», М. Пришвин «Золотой луг», В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй», М. Бородицкая «Последний день учения»

Повторение ( 4 ч )

Повторение по теме: «Народные сказки»

Повторение по теме: «В стране чудес»

Календарно-тематическое планирование

4 класс

 

I четверть

 

Тема урока

Дата

1

«Это гордое слово - "Победа"!».

01.09

2

М. Матусовский «С чего начинается Родина?»

03.09

3

По К. Ушинскому «Наше Отечество».

04.09

4

По С. Романовскому «Светлое место» 1 - 2 части.

05.09

5

Н. Кончаловская «Славен, славен град Москва!»

08.09

6

По Л. Кассилю «Москва – столица России».

10.09

7

Вопросы и задания по теме: «Родина краше солнца, дороже золота».

11.09

8

По Ю. Яковлеву «Слова – сорняки».      

12.09

9

А. Гайдар «Совесть».

15.09

10

По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 1 - 2 части.

17.09

11

По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 3 - 4 части.

18.09

12

Вопросы и задания по теме: «Учение – главное богатство».

19.09

13

Э. Шим «Брат и младшая сестра».

22.09

14

В. Голявкин «Был не крайний случай».

24.09

15

По И. Дику «Счастливая» ручка».

25.09

16

По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести).

26.09

17

А. Гайдар «Невидимые помощники» (отрывки из повести).

29.09

18

С. Маршак «Лодыри и кот».

01.10

19

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (басня).

02.10

20

Вопросы и задания к теме: «Что такое хорошо…»

03.10

21

По К.Ушинскому «Осень».

06.10

22

А. Твардовский «Лес осенью».

08.10

23

По М. Ильину и Е. Сегал «В чудесной кладовой».

09.10

24

О. Высотская «Осеннее утро».

10.10

25

В. Гаршин «Лягушка – путешественница» 1 - 2 части.

13.10

26

В.Гаршин «Лягушка – путешественница» 3 - 4 части.

15.10

27

И. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).

16.10

28

Вопросы и задания по теме: «Уж небо осенью дышало…».

17.10

29

Русская сказка «Гуси - лебеди».

20.10

30

Молдавская сказка «Чудесный клад».

22.10

31

Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица».

23.10

32

Украинская сказка «Колосок».

24.10

33

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

27.10

34

Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

29.10

35

Вопросы и задания по теме: «Народные сказки».

30.10

36

Обобщение ранее изученного .Викторина по сказкам.

31.10

II четверть

Тема урока

Дата

1

По Ю.Яковлеву "Хлеб".

2

Ю.Ждановская "Нива".

3

Э.Шим   Жатва.

4

Пословицы и загадки.

5

Н.Рубцов "Хлеб".

6

Вопросы и задания по теме: «Без хлеба не прожить».

7

К.Ушинский "Два плуга".

8

М.Шпагин "Как баклуши били".

9

И.Крылов "Трудолюбивый медведь".

10

Ю.Тувим "Всё для всех".

11

Е.Пермяк "Для чего руки нужны?"

12

Вопросы и задания по теме «О труде и трудолюбии».

13

Г.-Х. Андерсен "Гордая игла".

14

По Л. Толстому "Праведный судья".

15

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отрывок из книги "Путешествия Гулливера").

16

А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

17

П. Ершов "Конек-Горбунок".

18

Братья Гримм "Соломинка, уголек и боб".

19

Вопросы и задания по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».

20

И.Никитин "Встреча зимы".

21

Н.Некрасов "Мужичок с ноготок".

22

Н.Сладков "Всему своё время".

23

Е. Трутнева "Времена года".

24

В.Голявкин "Как я встречал Новый год".

25

Н.Некрасов "Не ветер бушует над бором…"

26

А.Гайдар "Ёлка в тайге".

27

По М.Пляцковскому "Какая бывает зима".

28

Вопросы и задания по теме: «Здравствуй, гостья – зима».

III четверть

Тема урока

Дата

1

В. Осеева "Почему?". 1 часть.

2

В. Осеева "Почему?". 2 часть.

3

А. Кушнир "Кто разбил большую вазу?"

4

Д. Драгунский "Тайное становится явным". 1 часть.

5

Д. Драгунский "Тайное становится явным". 2 часть.

6

П. Дудочкин "Рубль".

7

Сказка "Лев, щука и человек".

8

В. Безбородов "Кошки-мышки".

9

Вопросы и задания по теме: «Где правда, там  счастье. Где ум, там и толк».

10

По В.Костылёву "Берёза".

11

Л. Толстой "Как я ездил верхом".

12

По Н. Вагнеру "Мальчик и дворовая собака".

13

В. Тарасов "Четвероногий друг".

14

М. Пришвин "Гаечки".

15

М. Горький "Воробьишко" (сказка).

16

А. Барков "Пожарник Карл".

17

По Г. Скребицкому "Медвежонок".

18

Вопросы и задания по теме: «Люби все живое».

19

 По Л. Кассилю "Твои защитники".                                                          

20

По Л. Пантелееву "Честное слово" 1 часть.

21

По Л. Пантелееву "Честное слово" 2 часть.

22

М. Исаковский "День защитника Отечества".

23

Вопросы и задания по теме: «На страже Родины».

24

И. Токмакова "Однажды утром".

25

По А. Милну "Винни-Пух и все-все-все" (Главы из повести).

26

А. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (Главы из провести).

27

Вопросы и задания по теме: «В стране чудес».

28

К. Паустовский "Однажды утром".

29

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает…"

30

Е. Бокова " 8 Марта".

31

И. Соколов-Микитов "Весна".

32

Н. Саконская "Разговор о маме".

33

Л. Квитко "Бабушкины руки".

34

Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы".

35

В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 1 часть.

36

В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 2 часть.

37

   "Снегурочка" (Русская сказка).  

38

А. Барков «Яшка».

39

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

40

Вопросы и задания по теме: «Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!»

IV четверть

Тема урока

Дата

1

Ф. Тютчев "Весенние воды".

2

Народные приметы.

3

В. Ситников "Утро".

4

По Л. Толстому "Весна".

5

И. Никитин "Полюбуйся: весна наступает..."

6

По А. Платонову «Ещё мама».

7

По Е. Кононенко «Резеда».

8

В. Орлов "Лесной цветок".

9

Н. Сладков "Медведь и солнце" (сказка).

10

Вопросы и задания по теме: «Весна идет».

11

Е. Бокова "О труде".

12

В. Осеева "Сыновья".

13

Д. Родари "Чем пахнут ремесла".

14

С. Баруздин "Когда люди радуются".

15

Н. Носов "Заплатка".

16

По В. Катаеву "Цветик-Семицветик".

17

К. Ушинский "Ветер и Солнце".

18

Ю. Яковлев "Багульник".

19

 Е. Бокова "День Победы".                                                        

20

Л. Кассиль "Никто не знает, но помнят все".

21

Вопросы и задания по теме: «О добре и дружбе, о мире и труде».

22

И. Никитин "Вечер ясен и тих..."

23

По К. Паустовскому "Заботливый цветок".

24

Н. Некрасов "Крустьянские дети"(отрывки).

25

По Н. Носову "Огородники".

26

 Сказка "Три поросенка".

27

Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

28

И Антонов "У речки".

29

В. Орлов "Письмо ровеснику".

30

М. Пришвин "Золотой луг".

31

Народные приметы.

32

В. Драгунский "Третье место в стиле баттерфляй".

33

М. Бородицкая "Последний день учения". Вопросы и задания по теме: «Лето наступило».

Список литературы

                                          Литература для учащихся:

1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002

Литература для учителя:

1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002

2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

3. «Обучение чтению в специальных  коррекционных классах.»  Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.

4. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ

Адаптированная основная общеобразовательная программа  к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...