А каким должен быть учитель двадцать первого века?
статья на тему

 

А каким должен быть учитель двадцать первого века? «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в своё дело…» (А.П.Чехов). В современной школе первое место отводится развивающему обучению. И современному учителю уже нельзя строить урок по старинке. Для себя я вижу несколько моментов работы над построением современного урока и развитием своей личности. Отмечаю некоторые ошибки в своей преподавательской деятельности. Мысли о современном учителе (каким он должен быть) постараюсь лаконично изложить в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_uchitel.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 «Учитель должен  сознательно

                                                                  идти в  ногу с современностью,

                                                                 проникаться  и   вдохновляться

                            пробудившимися в ней силами».

А.Дистерверг

«Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она – эта любовь – может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век…»- пишет Дмитрий Лихачёв.

А каким должен быть учитель двадцать первого века? «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в своё дело…» (А.П.Чехов).

Среди многообразия жизни  и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. При родовом строе главное внимание уделялось развитию физической силы, выносливости, выдержки. В рабовладельческом обществе с целью возвышения господствующего класса и укрепления власти возникла необходимость обучения детей наукам и искусству. В эпоху средневековья, при феодально-крепостническом строе, в условиях роста городов и развития ремесел детей обучали наёмные учителя чтению и письму. В эпоху капитализма, когда для промышленного производства и развития торговли буржуазии понадобились грамотные рабочие, растет число учителей, профессия учителя становится массовой. И на протяжении всех веков функция учителя не менялась. Он был, как это определено у В.И.Даля, - обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять.

В современной школе первое место отводится развивающему обучению. И современному учителю уже нельзя строить урок по старинке. Для себя я вижу несколько моментов работы над построением современного урока и развитием своей личности. Отмечаю некоторые ошибки в своей преподавательской деятельности. Мысли о современном учителе (каким он должен быть) постараюсь лаконично изложить в своей работе.

Учительскую деятельность сопровождают всегда учебные пособия. Каждое учебное пособие надо сделать органически необходимым для успешности педагогической работы. Тетрадки, книги, библиотека  - все должно обслуживать образовательный процесс. Недостаток состоит в том, что преподавание данного предмета не вооружается систематически  теми учебными пособиями, которые нужны для того, чтобы целиком охватить весь процесс преподавания данного предмета от первого раздела до последнего. Надо тщательно отбирать и изучать учебные пособия, а порой не хватает времени.

Учитель должен разбудить в ученике любознательность, развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся  любознательности. Не надо превращаться в рассказчика, потому что роль рассказчика может играть хорошая книга, написанная ясным и правильным языком и незагроможденная мудрыми научными терминами. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые во всякую данную минуту соответствовали бы размерам его наличных сил и которые с течением времени становились бы постоянно более трудными и более сложными.

 Изобретение новых приёмов является для меня трудной деятельностью. Так привыкаешь  к  чему-либо одному, и сложно перестроиться.

Никогда не позволять себе думать, что в неуспехе виноваты ученики – их леность, шаловливость, тупоумие, глухота, косноязычие, - а твердо знать, что в неуспехе виновата только я, и на каждый недостаток ученика стараться отыскать средство.

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. А для этого нужно не говорить ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорить о том, что он знает не хуже учителя. Избегать всяких определений, подразделений и общих правил. Давать ученику больше читать, понимая то, что он читает, и больше писать из головы. Надо поправлять ученика не на том основании, что то или другое противно правилу, определению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно.

Надо давать ученику как можно больше сведений и вызывать его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщать ему общих выводов, определений. Сообщать только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод. А лучше, чтобы ученик сам сделал этот вывод.

Не объяснять слишком длинно и сложно то, что давно уже понял ученик.

Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давать ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.

Опыт убедил меня, что самым сложным является развитие внимания  учеников. Быть внимательным к словам и мыслям другого есть искусство, и искусство не легкое, которому нельзя научиться, не упражнявшись с ранних лет.

Хорошим учителем родного языка и словесности, по моему мнению, быть гораздо труднее, чем всякого иного предмета. Учитель литературы и русского языка должен быть человеком образованным, развитым всесторонне, потому что художественная литература касается самых разнообразных сторон и настроений души, самых различных явлений жизни человека и даже природы по отношению к последнему.

Успех преподавания зависит от некоторых личных качеств: быстрого, критического ума, эстетического вкуса, дара слова. Надо стараться не уходить в ненужную болтовню и множество руководящих , наводящих и иных вопросов, а сразу останавливаться на существенном. Надо уметь дать почувствовать ученику душу поэта и образы. Говорить стоит не только совершенно связно, плавно и ясно, но даже красиво и увлекательно. Так как живому языку научаемся не по грамматике, а по навыку глаза и слуха (чтение про себя, слушание чтения и речи других). Речь учителя должна быть для учащихся образцовой. Ученик, выходя из школы, должен владеть даром живого слова.

Настоящий учитель передает не одни знания, а способствует воспитанию многих необходимых человеческих качеств – прежде всего кодекса чести, интеллигентности и таких добродетелей, как правдивость, честность, милосердие, совестливость.

Одно надо понять, что суть деятельности педагога – творчество, исследование. Успешная работа сегодня не дает никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра – новое испытание. «Вечно бороться и метаться» - наша учительская судьба. Нам противопоказаны благодушие и самодовольство.

Моя главная задача  - быть организатором активности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть учитель?

Презентация о том,каким должен быть учитель...

Эссэ "Каким должен быть учитель для своих учеников".

Эссе "Каким должен быть учитель для своих учеников"....

Каким должен быть Учитель

Каким должен быть Учитель...

«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?

Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы»  должен быть про...

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в к...

Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» по теме «Каким должен быть учитель в школе?» (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста. Она представляет собой методические рекомендации по вопросам проведения у...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ младших КЛАССОВ?»

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...