Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
статья (4 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

     Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

    Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть  актуальное проявление компетенции.

     КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека

Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения:

*      знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

*      знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

*      знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

*      физическая культура человека;

*      свобода и ответственность выбора образа жизни.

     Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальных классов при реализации технологий здоровьесбережения в дошкольном и начальном общем образовании.

     Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

    Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть  актуальное проявление компетенции.

     КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека

Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения: 

  • знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
  • знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
  • знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
  • физическая культура человека;
  • свобода и ответственность выбора образа жизни.

     Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Высокий уровень: 

  • Знания педагогов в области здоровья систематичные, осознанные и глубокие.
  • Отмечается потребность в постоянном пополнении и совершенствовании знаний.
  • Умения на уровне навыков.
  • Мотивом к здоровьесбережению является понимание его ценности и потребности в его сохранении и укреплении.

Средний уровень:

  • Представления педагогов в области здоровья существенны и дифференцированы, содержат достаточно сформировавшиеся убеждения.
  • Умения и навыки в области здоровьесбережения сформированы, но применяются не в системе.

Низкий уровень:

  • Знания педагогов в области здоровья поверхностны, часто неадекватны.
  • Характерно равнодушное, нередко негативное отношение к выполнению действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

    Высокий уровень компетентности здоровьесбережения способствует сохранению и укреплению здоровья как детей и подростков, так и самого педагога.

    Низкий уровень может привести к нарушению физического, психического и социального компонентов здоровья, и не способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни как у самого педагога, так и у детей и подростков.  

  • Когнитивная составляющая:

      - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета;

    - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету,

    - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.

Когнитивная составляющая:

     - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);

     - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.

 

 Формирование компетентности здоровьесбережения педагогов будет более эффективным, если:

  • компетентность здоровьесбережения рассматривать как компонент профессиональной компетентности;
  • формирование компетентности здоровьесбережения педагогов  основывается на концепции валеологического образования, гуманистическом, личностно-ориентированном, ценностном, системном, контекстно-компетентностном подходах,
  • а также принципах: триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной  профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности,  профессиональном самосовершенствовании.

Критериальная характеристика уровней сформированности компетентности здоровьесбережения
(по Патрушевой И.В.)

  1. Мотивационно-ценностный
  2. Конгитивный
  3. Деятельностный
  4. Личностный

Элементы здоровьесберегающей  компетентности:

1.        Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

2.        Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

3.        Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

     Аспекты, отрицательно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:

1. Стрессовая педагогическая тактика;

2.        Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;

3.        Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.        Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;

5.        Провалы в существующей системе физического воспитания;

6.        Интенсификация учебного процесса;

7.        Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

Технологии здоровьесбережения в начальной школе

Цель разработки: показать значение здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...