Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса
учебно-методический материал по теме

Дергачева Ирина Анатольевна

Доклад и презентация на тему: "Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dergachyova.doc41.5 КБ
Файл veap.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СОШ №2»

Районный семинар учителей начальных классов

Доклад по теме:

«Толерантность

как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса»

Дергачева Ирина

 Анатольевна

(Руководитель МО

начальных классов и искусства)

Школа формирует среду, которая приобщает подрастающее поколение к социальным ценностям. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формирует и утверждает собственные перспективы.

Вот уже несколько лет мы живём в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – всё на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных решений данной проблемы. Поэтому так важно воспитание детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

В наше время важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – это те понятия, без которых невозможны какие – либо преобразования в современной школе.

Появление понятия «толерантность» связано с Францией. На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (революционном, Наполеоне, короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но несомненно более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимыми, в арабском – милосердие, сострадание, в русском языке – умение принимать другого таким, какой он есть.

В 1995 году Юнеско была принята декларация принципов толерантности, применяемых в образовательном процессе:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение различий;
  • понимание индивидуальной неповторимости;
  • терпимость к детям, умение понять и простить их несовершенства;
  • сохранение памяти;
  • культура мира.

16 ноября стал Международным днём толерантности.

    На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Задача учителя начальных классов научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Роль учителя при этом очень высока. Наша задача  донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. Поэтому наши педагоги проводят классные часы на тему «День толерантности», «Мирись, мирись – и больше не дерись», Дружные цвета», часы общения, тренинги, экскурсии по городам России, совместно с учащимися принимают участие  в конкурсах. На данный момент коллектив начальной школы принимает участие в конкурсе «Юный кировчанин».

Я хочу привести в пример несколько упражнений с учащимися младших классов, которые мы применяем в образовательном и воспитательном процессе.

Упражнение № 1 «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение:

  • что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги, глаза)
  • чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, цветом глаз, причёской)

Вывод: да, ребята, мы все разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы  все люди, у нас есть различия, каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Упражнение № 2 «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на примерно 4 одинаковые группы. Одному, как правило,  самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям: не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • как вы узнали, где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к «вороне»:

  • почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?

Хотели бы вы быть на месте «вороны»?

Тяжело ли быть непохожим на всех?

Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?

Упражнение № 3 «Дерево толерантности»

Обязательно 2 раза в год выполняем творческую работу.

«Что, по-вашему, надо сделать, чтобы в нашем классе стали отношения как можно более теплыми, дружескими, терпимыми, т.е. толерантными?»

Это задание в сентябре, а в апреле рядом появится 2 дерево – что у нас осуществилось, получилось за этот год.

Упражнение №4 «Звали, зовут, будут звать»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленьким, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич» Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».

Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных фактов в жизни ребёнка, школы и семьи. С этой целью мы проводим совместные мероприятия с родителями: «Дорогие и любимые», «Моя семья», «Трудом красивым славятся родители» - но самым любимым является праздник «Новый год». Это мероприятие у нас состоит из двух этапов: 1 этап – театрализованное представление готовят родители, 2 этап – конкурсы, в которых участвуют дети. На следующий год меняемся ролями.

Система уроков, классных часов, коллективно-творческих дел, проводимых нашими учителями, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами.

Своё выступление мне хотелось бы закончить словами Б. Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Спасибо за внимание!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса

Слайд 2

Шарль Морис де Талейран - Перигор

Слайд 3

Принципы толерантности Уважение человеческого достоинства. Уважение различий. Понимание индивидуальной неповторимости. Терпимость к детям, умение понять и простить их несовершенства. Сохранение памяти. Культура мира.

Слайд 7

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цели: -        создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его ...

ФГОС: изменение в деятельности в участников образовательного процесса

Эта статья поможет учителям ,которые начинают работать по ФГОС....

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что современный период в образовании - время смены ценностных ориентиров. В последние годы прошлого столет...

Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»

Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...

Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений

Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»  Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»Названи...