Развитие системы работы с одаренными детьми
статья на тему

Бутузова Валентина Павловна

Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности заключается в проведении участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, в публикации творческих работ обучающихся. Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  системы работы с одаренными детьми

Одним из важных направлений школьной системы образования является работа по поддержке талантливых детей. В проекте Министерства образования РФ «Наша новая школа» отмечается: «Необходимо будет создавать как специальную систему поддержки…,  так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка …». Поэтому теоретическую и практическую значимость системной работы по выявлению и развитию одаренности детей трудно переоценить. Но для педагогов наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько, прежде всего, ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Моя работа а с одаренными детьми основана на следующих принципах:

  • Разноуровневая дифференциация.
  • Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
  • Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Для реализации данных принципов считаю необходимым решение следующих задач:

  • Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности.
  • Мотивация одаренных детей на исследовательскую и творческую деятельность.
  • Методическое и дидактическое обеспечение для работы с одаренными детьми.

Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности заключается в проведении участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, в публикации творческих работ обучающихся. Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника, является одним из гарантов сохранения уникальности одаренной личности.

Мотивация одаренных детей на исследовательскую и творческую деятельность учителем формируется в результате организации такого учебно-воспитательного процесса, формы и приемы которого отличаются значительным разнообразием, направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы и формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Но наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком являются индивидуальные консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Позитивную роль играет подготовка дополнительной информации по изучаемой теме с использованием альтернативных путей поиска информации через энциклопедии, справочники, сеть Интернет, виртуальные экскурсии. Активное использование учителем проблемно-диалогического метода обучения, обеспечивающего высокую познавательную мотивацию учащихся и требующего постоянного творчества учителя, формирует такие компетенции, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это позволяет ребенку быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентноспособным.

Кроме того, для формирования определенных компетенций эффективным, по моему мнению , является метод проектов, который наименее затратными способами позволяет создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным. Работа в данном направлении показала, что в проектной работе много плюсов, так как она дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению, углублению знаний, а также развитию творческого потенциала учащихся. Примером могут служить творческие работы школьников, участие ребят  в районных, областных очных (заочных), научно-практических коференциях младших школьников «Я-исследователь», Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском фестивале творческих педагогов России, «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Infourok.ru» и других  конкурсах различных уровней.  

Большое значение в подготовке к проектам и интеллектуальным марафонам придаю пользованию сетью Интернет, где публикуются подобные задания. Кроме того, за время работы мною накоплен определенный материал по указанному направлению. В результате урочной и внеурочной работы мои ученики принимают активное участие в школьных, районных, областных, Всероссийских и Международных дистанционных мероприятиях, показывают достаточно высокие результаты участия. Я не оставляю ребенка, когда он переходит на среднюю ступень обучения, использую преемственность в своей работе, продолжая работу с одаренными детьми в проектах «Проектно-исследовательская деятельность», «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Infourok.ru»и др. В таблице я представила достижения учащихся с 2011года по 2015 год.                                                                                                 Таблица №1.

        Дата 
проведения 
мероприятия

Уровень

Тема

Участники

Результат

Февраль

2011г

Район

Районный конкурс – выставка творческих работ «Фабрика игрушек Деда Мороза»

Шило Дмитрий-3 кл.

Грамота победителя

2011г

Регион

Региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего Мира»

Маркова Анастасия-3кл.

Байрамова Айтач-3кл.

Сертификаты за  участие

 

Март

2011г

Район

Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»

Шило Дмитрий-3кл

Грамота за лучший проект

Май

2011г

Школа

За активное участие в жизни школы, участие в районных и областных мероприятиях

Байрамова Айтач-3 кл.

Благодарность

Сентябрь

2011г

Школа

Школьный конкурс чтецов-исполнителей «Мой Пушкин»

. Байрамова Айтач-3 кл.

Грамота за 3 место

Март

2012г

Район

За активное участие и творческий подход в районной выставке «Весенняя капель»

Нестеренко Татьяна-4 кл.

     Грамота от центра внешкольной работы

Март

2012г

Район

Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»

Шило Дмитрий-4 кл.

        Грамота за 1 место

Июль

2012г

Россия

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

«Художественная математика»

Шило Дмитрий-4 кл.

Диплом лауреата

Сентябрь

2012г

Россия

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

«Удивительный русский язык»

Шило Дмитрий-4 кл.

Диплом победителя за 1 место

Октябрь

2012г

Россия

«Арт –талант»

Всероссийский творческий конкурс сочинений «Малая родина»

Шило Дмитрий-4кл.

Диплом победителя за 3 место

Ноябрь

2012

Россия

«Арт – талант»

 Всероссийский творческий конкурс рисунков

 «Отражение мира»

Шило Дмитрий-4 кл.

Диплом победителя за 1 место

2012г

Район

Районная выставка декоративно- прикладного творчества «Амурские мастера и подмастерья»

Имранов Гаджихан-4кл.

Шило Дмитрий-4кл.

Грамоты победителя в номинации «Поделки из природного материала» и в номинации «Поделки из ткани и ниток»

2012г

Район

Районный конкурс детских творческих работ «Мы за здоровый образ жизни»

Шило Дмитрий-4 кл.

Грамота за 2 место в номинации «Литературное творчество»

Декабрь

2012

Россия

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

«Тайны русского языка»

Шило Дмитрий-4 кл.

Диплом призёра за 3 место

Декабрь

2012

Россия

«Всероссийский творческий конкурс»

«Проба пера»

Шило Дмитрий-4 кл.

Диплом лауреата

Май

2013г

Россия

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

«Загадки русского языка»

Нестеренко Татьяна-5 кл.

Шило Дмитрий-5 кл

-Диплом призёра – 2 место

-Диплом призёра – 1 место

Май

2013г

Регион

Региональный (заочный) конкурс

Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений.

Г.Благовещенск

Шило Дмитрий -5 кл

Диплом за 2 место

Сентябрь

2013

Школа

Школьный конкурс чтецов – исполнителей в младшей возрастной группе «Через века, через года – помните!»

Гладков Данил-1 кл.

Юрканис Илья-2 кл

Колесников Никита-2 кл кл.

1 Грамота за 2 место и 2 Грамоты за 3 место

Октябрь

2013

Международный

Международный конкурс рисунков

«Красота Божьего мира»

Зарубин Никита-2 кл.

Колесников Никита-2 кл.

Шагиахметова Яна-1 кл.

Шагиахметова Маша-8кл.

Шило Дмитрий-5 кл.

Сертификаты за активное участие

 

Ноябрь

2013г

Россия

Всероссийская занимательная - викторина

«Арт - талант»

«В мире африканских животных»

Маркова Анастасия-5 кл.

Мохова Яна-5 кл.

Сапрыкин Рома-5кл.

Шило Дмитрий-5 кл.

4 Диплома победителя

За 1место

2013г

Россия

Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

«Портфолио ученика»

Издательский дом «Первое сентября», г.Москва

Шило Дмитрий-5 кл.

Диплом

Декабрь

2013

Россия

Всероссийская занимательная викторина

«Арт – талант»

«На заснеженной полянке»

Зарубин Никита-2 кл.

Колесников Никита-2 кл.

Мартынова Нина-2кл.

Юрканис Илья-2кл.

4 диплома победителя за 1 место

Январь

2014

Россия

Всероссийский конкурс творческих работ

Зарубин Никита-2 кл.

Диплом

Февраль

2014

Район

Районный конкурс детского рисунка «Нам не забыть те грозные года»

Колесников Никита-2 кл.

Мохова Яна-2 кл

Шапошникова Римма-9кл.

Март

2014г

Район

Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»

Юрканис Илья-2 кл.

Грамота за 3 место

Март

2014

Область

Областной заочный конкурс детского творчества «Малиновый слон»

Колесников Никита-2 кл.

Юрканис Илья-2 кл.

Апрель

2014г

Область

За участие в региональном этапе Всероссийского детского творчества по теме пожарной безопасности «Пожарный – доброволец: вчера, сегодня, завтра»

Юрканис Илья-2 кл.

Диплом

Апрель

2014г

Регион

II региональный (заочный) конкурс

Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений по направлению «Предметы эстетического цикла»

Г.Благовещенск

Шило Дмитрий-6 кл

Диплом за 1 место

2014г

Область

Областной конкурс – выставка «Юный флорист», номинация «Новогодняя сказка».

Амурский областной эколого-биологический центр

 г. Благовещенск

Колесников Никита -2кл

Диплом за 3 место

Май

2014г

Международный

Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок»

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

Зарубин Никита -2кл

Колесников Никита-2кл.

Юрканис Илья-2кл.

Маркова Анастасия-6 кл.

Шило Дмитрий-6 кл.

3 диплома 2 степени

2 диплома за 1 место

 

Май

2014

Район

Районный конкурс детского творчества «Эти забавные животные»

Колесников Никита-2 кл.

Юрканис Илья-2кл.

2014г

Россия

Всероссийский творческий конкурс «Моя прекрасная Фея»

Шагиахметова Яна-2 кл

Сертификат

2014г

Россия

Всероссийский творческий конкурс «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина»

Шагиахметова Яна-2 кл.

Сертификат

Декабрь

2014

Россия

Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятёрочка

Гладков Данил-2 кл

Шагиахметова Яна-2 кл.

2 Диплома победителя

Декабрь

2014

Область

Областной конкурс детского рисунка «Полосатый житель тайги»

Амурская областная общественно-экологическая организация «АмурСоЭe»

Гладков Данил-2 кл.

Шагиахметова Яна -2кл.

Мартынова Нина -3кл.

Юрканис Илья-3кл.

Мохова Яна-7 кл.

Шило Дмитрий -7 кл.

6 дипломов

Январь

2015г

Район

Районный конкурс детского творчества «Новогодний переполох». номинация «Символ года»

Районный краеведческий музей

Мамакина Оксана-3 кл.

Диплом

Январь

2015

Международный

Международный конкурс «Лисёнок» для младших школьников по математике

Гладков Данил -2кл.

Полозова Даша-2кл.

Шагиахметова Яна-2кл.

1 диплом за 1 место и 2 диплома за 2 место

 

Февраль

2015

Федеральный

(очный)

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 уч.года

«Проектная и творческая деятельность учащихся»

Г.Москва

Юрканис Илья-3 кл.

Сертификат авторства на проектную разработку.

Материалы опубликованы  в печатном и электронном виде на федеральном уровне

Февраль

2015

Международный

Международный конкурс по русскому языку « Ну что за прелесть эти сказки!»

Колесников Никита-3 кл.

Юрканис Илья-3кл

Мартынова Нина-3кл.

Мамакина оксана-3 кл.

2 диплома за 1место и 2 диплома за 2 место

Март

2015

Международ

ный

«Новый урок» Международный «Блиц-турнир для учеников». Вопросы от магистра «Что? Где? Когда?» Максима Поташева.

Выполнение заданий на сайте 02.03.15

Гладков Данил-2 кл.

Сертификат

Март

2015

Регион

VI областная открытая конференция 
проектно-исследовательских работ учащихся
 "С чего начинается Родина" (с. Ивановка)

Юрканис Илья-3 кл.

Сертификат и Грамота в номинации «Мои увлечения»

Апрель

2015

Район

Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»

Гладков Данил-2 кл.

Грамота за 3 место

Май

2015

Регион

III региональный (заочный) конкурс

Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений по направлению «Предметы эстетического цикла»

Г.Благовещенск

Юрканис Илья

Диплом за 1 место

Таким образом, данные таблицы №1. говорят о том, что познавательный интерес учащихся определяется не только повышением качества образования, но и активизацией мыслительной, познавательной деятельности учащихся, развитием их творческих способностей.

Таблица №2.

Наименование творческой работы

2011-2012

2012 – 2013

учебный год

(18 чел.)

2013 – 2014

учебный год

(24 чел.

2014 – 2015

учебный год

( чел.)

Районная научно-практическая конференция для младших школьников «Я-исследователь»

1 место

(Шило Дима- 4 кл.)

3 место

(Юрканис Илья-2 кл.)

3место

(Гладков Данил-2класс)

VIобластная научно-практическая конференция «С чего начинается Родина»

Грамота,

номинация: «Моё увлечение»

(Юрканис Илья-3 класс)

Региональный (заочный) конкурс  проектно-исследовательских работ г. Благовещенск, БГПИ

2 место

(Шило Дима-5 класс)

1место

(Шило Дима-6 класс)

1 место

(Юрканис Илья-3 класс)

Всероссийский фестиваль творческих педагогов России.

Г. Москва

-

Сертификат автора работы на федеральном уровне(Юрканис Илья-3 класс)

 «Алые паруса» Проект для одарённых детей социальной сети работников образования

nsportal.ru

-

-

Свидетельство

о публикации

Проба пера. Стихотворение «Моя мечта»

(Шило Дима-7 класс)

Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  1 сентября

Лауреат

Шило Дима-5 класс)

Данные таблицы №2. говорят о том, что активность детей возрастает с каждым годом.  В результате преемственности, продолжаю работу с одаренными детьми и, когда они переходят на ступень основного общего образования.

Бутузова Валентина Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Система работы с одаренными детьми

Творческий учитель должен не только заниматься «посадкой семян», но и бережно выращивать в каждом ребёнке  способность мыслить, чувствовать, любить....

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....