Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе
статья на тему

статья для выступления на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель начальных классов МБОУ  

«Средняя общеобразовательная школа № 15

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района  г. Казани» Багманова З.Т.

           Каждому учителю хочется, чтобы среди его учеников были одаренные, талантливые люди. Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей.         Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

          Первыми такие способности, как правило, замечают родители. И в зависимости от выбранной ими позиции, пойдёт дальнейшее формирование ребёнка. Если же способности ребёнка остались незамеченными в семье, то выявить их и создать условия для дальнейшего развития, должны педагоги.  

        В течение всей своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

          Педагогический опыт показывает, что обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности  мышления; формированию речевых умений, образного мышления, креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме того, у учащихся формируется  положительная учебная мотивация, повышаются навыки самоконтроля, развивается уверенность в своих силах и способностях.

В своём классе я использую такие формы  организации  работы:

  • урочная деятельность;
  • предметные декады;
  • внеурочная деятельность;
  • театрализованные праздники;
  • олимпиады, конкурсы, исследовательская работа.

          Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по анализу произведения. Это одна из форм работы с одаренными детьми. На уроках литературного чтения  дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно.  Сами становятся авторами сказок, рассказов, пишут эссе, отзывы, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.

Тема: Л.Н. Толстой. Акула. 4-й класс.  («Начальная школа ХХI века»)

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Акула"; пробудить познавательную активность; (формируем познавательные УУД);
  • работать над умением выражать собственное отношение к изображённым в произведении событиям, к героям и их поступкам; (формируем личностные УУД);
  • расширять кругозор учащихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;  (формируем коммуникативные УУД);
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким. (формируем личностные УУД).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, клей, цветная бумага, салфетка, бумага А-5, цветные карандаши.

Фрагмаент урока (анализ прочитанного произведения)

-Мы продолжим работу над произведением Л.Н.Толстого.

-Дома вы познакомились ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. И наша с вами задача: моделирование обложки произведения.

- Рассмотрите обложку книги. Найдите и прочитайте про себя фамилию автора. Укажите  её на модели обложки. (Лев Николаевич Толстой)

-  Как автор озаглавил своё произведение? Укажите на модели обложки. («Акула»)

- Что написал автор – сказку, рассказ, стихотворение? (Рассказ).

- О ком или о чём это произведение? (Дети самостоятельно определяют и  указывают жанр и тему: рассказ об акуле и людях (прямоугольник  коричнево-жёлтого цвета).

Памятка - помощница.

Составление моделей обложек на уроках литературного чтения.

Что читали (жанр произведения):

        -  сказка;

        - рассказ;

        - стихотворение.

 О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначает цвет:

о Родине – красный;

о природе – зелёный;

о детях – жёлтый;

о животных – коричневый;

о волшебстве и приключениях.

- Итак, обложка нашего произведения готова. Скажите, что мы можем узнать из обложки книги.

                                                                       Фамилия

                                                                         автора

                                                                  Жанр и тема.               Название

                                                                        Рассказ                     произведения    

                                                                   о животных

                                                                   и  людях.

                                                                 

                                     Название  

                     

Чтение рассказа учащимися (по абзацам).

Задание до чтения:

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопросы:

- Что вас поразило?

- Какие чувства возникли у вас во время чтения рассказа?

- Какой это рассказ?

- Что вас поразило в рассказе?

- Расскажите, что переживали во время чтения?

 Словарно-лексическая работа. 

- Какие слова вам были незнакомы при чтении дома?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
(Дети нашли толкование слов и принесли готовые ответы)
Давайте выясним их значение.    
(Ответы могут читать «по цепочке»)
Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Палуба - часть судна.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (СловарьС.И.Ожегова) (Слайд 10)

Сорвался с места - побежал что было сил.

Понатужься - собери силы.

Подле пушки - около пушки.

Взял фитиль – зажёг фитиль.

Работа над сюжетом произведения. 

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.

(Дети могут пользоваться литературоведческими словариками, которые ведется ими с 1 класса). (Сюжет – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения).
- Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение  действия, развязка). 
(Экспозиция - это вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Кульминация – самый важный, напряженный момент в произведении.
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия.)
- Какова завязка сюжета (с чего все началось)? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события? (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)
- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)

- Итак, составим план рассказа. (На слайде появляются картины действий)

  1. Купальня в парусе.
  2. Мальчики в открытом море.
  3. Акула.
  4. Выстрел.
  5. Дети спасены.

- Ребята, я вам предлагаю подумать над следующими  вопросами.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
- Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание).

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
чтобы показать, как переживают родители за детей;
как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии).

Составление отзыва.  

- Вам понравился рассказ? Как вы считаете, можно рекомендовать другим детям прочитать это произведение?

 - А что для этого надо? Правильно. Напишите отзыв на обратной стороне модели обложки.

Отзыв – 1) передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением;

                2) оценка, выражение своего отношения к прочитанному;

                3) размышления по поводу прочитанного).

- Сейчас будем  работать в группах. У вас есть памятки-помощницы.

1. автор произведения  –

 2. жанр произведения –

 3. название произведения –

 4. место и время событий –

 5. кто стоит в центре повествования –

 6. мнение читателя о произведении -

- Зачитайте свои отзывы.

- Молодцы.

Работа со словарём чувств.  

 - Выберите слова, которые показывают ваши чувства при чтении  рассказа.

Словарь чувств

    Радость                                      Волнение                          

    Удивление                                   Беспокойство                  

    Нежность                                  Тревога                                      

    Стыд                                          Ужас                      

    Обида                                         Страх                                

    Торжество                                Любовь                                                                                                                

- Ребята, а какое настроение было у вас на уроке?

- От чего зависит наше настроение?

- Оцените свою работу. Подумайте, взяли  ли вы с урока что - то новое,  работали активно, весь урок заставляли себя думать.  

- Отметку ставим в правом верхнем углу модели обложки.

Памятка – помощница.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый  – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

 - Ребята,  всем спасибо, вы сегодня хорошо работали, молодцы!

Литература

  1. Л.А.Ефросинина «Литературное чтение . 4 класс. в 2-х частях». М: Вентана-Граф,2013 г.
  2. Л.А.Ефросинина «Литературное чтение в 4 класс: Методическое пособие». М:Вентана-Граф, 2005 г.
  3. Программы четырёхлетней начальной школы. Проект «Начальная школа ХХI века». Н.Ф.Виноградова (Литературное чтение. 4 класс. Л.А.Ефросинина.) М: Вентана-Граф, 2009 г.
  4. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...