Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия
рабочая программа (4 класс) по теме

Басалаева Мария Вилаятовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Согласовано

Заместитель директора по НМР

____________________________

М.М.Склярова

«_____»________________2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 4»

____________________________

Л.А. Колотовкина

Приказ № ___________________

«_____»________________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Басалаевой Марии Вилаятовны,

учителя II категории

по внеурочной деятельности

«Театральная студия»

для 4 класса

(70 часов /2 часа в неделю)

Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

           

     Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

    Таким средством является школьный театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.
          Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
          Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды.
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка.

Цель и задачи программы


Цель программы: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности.

Задачи:
Обучающие:
- обучить основам театрального искусства;
- обучить практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
- обучить культуре общения;
- обучить духовно-нравственным традициям.


Развивающие:
-  сформировать нравственное отношение к окружающему миру;
-  развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребёнка;
-  сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
-  развить внимание, умение слушать, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;
-  развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.


Воспитательные:
- воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
- сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
- воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
- сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.

Содержание программы

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Формы занятий

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Формы индивидуальной и групповой организации

1. Знакомство

Цель:

познакомить детей группы между собой, познакомить с происхождением слова «театр», способствовать созданию сплочённого коллектива, развитие концентрации.

Понятие «театр».

Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

2. Учимся показывать воображаемое действие.

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение с помощью невербальных средств воображаемого действия.

Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

3. Воображаемый предмет.

Цели: учить выполнять различные действия с воображаемыми предметами; развивать воображение и сенсорное восприятие. Изображение действий с воображаемыми предметами. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

4.Зеркало.

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

5. Кто я? Где я?

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

6. Кто-упражнение.

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

7. Кто-упражнение в парах. 

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

8. Наблюдаем за людьми. 

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

9. Выходим на сцену. Произносим своё имя.

Цели: учить правильно, красиво выходить на сцену, представляться публике; учить варьировать оттенки голоса, придавать смысл слову тем, с какой интонацией оно произносится. Выход на сцену, представление публике. Интонация. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

10. Диалог.

Цели: актуализировать знания детей о диалоге; учить произносить простейшие диалоги по ролям, развивать умение выражать взаимоотношения через манеру произносить. Диалог. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

11. Приступаем к сценкам.

Цели: учить детей исполнять определённые роли в простейших сценках; развивать артистичность. Инсценирование. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

12. Слушаем.

Цели: научиться слушать активно, использовать услышанное. Активное слушание. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

13. Групповое зеркало.

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

14. Инсценировка. Занятие-спектакль.

Цель: проверить приобретённые на занятиях умения. Инсценировка. Метод: инсценировка.

Форма: групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения, театральные реквизиты.

Чтение сказки по ролям

Коллективная работа

Развитие выразительного чтения

Индивидуальная работа

Чтение сценария спектакля

Наблюдение, сравнение характера персонажей (индивидуальная работа)

Развитие пластики и мимики

Индивидуальная работа

Анализ поставленного спектакля

Рефлексия (коллективная работа)

Репетиция  и постановка спектакля

Коллективная работа

Оформление декорации

Коллективная работа

Основные формы организации педагогической поддержки

социализации обучающихся     

Развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций  становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, а также собственным усилиям обучающегося. Следовательно, необходимо тесно сотрудничать с родителями,   нужна  их непосредственная поддержка при оформлении сцены, при показе театральных постановок.  Родители, принимающие активное участие в жизни ребенка во внеурочное время, смогут  увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.

Система поощрения социальной успешности 

- Благодарность с записью в ученическое портфолио;

- Вручение дипломов и почетных Грамот.

Критерии, показатели эффективности деятельности

Основными критериями прохождения программы являются:
1.   Эмоциональный след от занятий, от творчества – удовлетворение, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.
2. Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:
- освоение сценического пространства;
- отношение к партнеру;
- внимание;
- самостоятельность идеи;
- общение,
- исполнительская культура;
   3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.

 Форма итогового прохождения программы – учебная работа в виде спектакля, театрализованного  представления.
          Промежуточный контроль прохождения программы заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.

Методика и инструментарий мониторинга

Для комплексной оценки уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников проводится  диагностика уровня воспитанности учащихся 2 раза в год: в сентябре и в мае. Чем больше детей с высоким уровнем воспитанности, тем выше уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной)                                                 2 – 3-е классы

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень                        3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень                        2,8 – 2 – низкий уровень

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

-   мне интересно учиться

-   я всегда выполняю домашние задания

-   я люблю читать

-   мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

-   я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

-   я старателен в  учебе

-   я внимателен

-   я старателен

-   я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

-   мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

-   я берегу землю

-   я берегу растения

-   я берегу животных

-   я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

-   я выполняю правила для учащихся

-   я выполняю правила внутришкольной жизни

-   я участвую в делах класса и школы

-   я добр в отношениях с людьми

-   я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

-   я аккуратен и опрятен

-   я соблюдаю культуру поведения

-   я забочусь о здоровье

-   я умею правильно распределять время учебы и отдыха

-   у меня нет вредных привычек


Планируемые результаты

Предполагаемые умения и навыки детей

 «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе»

(Л. С. Выготский).


            В результате реализации программы театрального кружка должно обеспечиваться достижение обучающимися тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в постановке театрализованных представлений, а также некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность,  формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

К концу года занятий ребёнок

Знает:

1.      Что такое театр?

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

3.      С чего зародился театр.

4.      Какие виды театров существуют.

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Имеет понятия:

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

2.      Об оформлении сцены.

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретает навыки:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного актёрского мастерства.

3.      Образного восприятия окружающего мира.

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

5.      Коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

                                                    Литература

  1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. – М., 1977.
  2. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2006.
  3. Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М., 1990.
  4. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М., 1965.
  5. Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению дикции. – М., 2007.
  6. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. - Ростов-на-Дону,  2005.
  7. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М., 2005.
  8. Немирович-Данченко В.И.  О творчестве актера. – М., 1984.
  9. Пави П.  Словарь театра. – М., 1991.
  10. Программы дополнительного художественного образования детей. – М., 2005.
  11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2005.
  12. Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – М., 2008.

Согласовано

Заместитель директора по НМР

____________________________

М.М.Склярова

«_____» сентября  2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 4»

____________________________

Л.А. Колотовкина

Приказ № ___________________

«_____» сентября  2015г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

«Театральная студия»

Класс 4Б

Учитель  Басалаева М.В.

Количество часов на первое полугодие: 32

                                    второе полугодие: 38

Всего 70 часов, I – IV четв. – 2 час/неделя.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).

2015 – 2016

Тема занятия

Кол-во

п/п

часов

1

Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка»

1

2-5

Распределение ролей. Репетиция в группах

1

6

Показ отрывков

1

7

Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между

1

людьми, в профессии актёра

8

Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени»

1

9

Дикция. Тренинг гласных звуков

1

10

Тренинг согласных звуков

1

11

Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение

1

стихотворений с разной интонацией

12

Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихо-творе-

1

ний в разном темпе

13

Литературная часть в театре. Драматург и пьеса

1

14-16

Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом

1

17-18

Рифма

1

19

Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в пред-

1

лагаемых обстоятельствах


20

Ритм

1

21

Детские считалки, или «Эники-беники»

1

22

История возникновения ораторского искусства

1

23

Выразительное   чтение   стихотворения   П.   Си-

1

нявского «Встретил жук»

24-25

Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…»

1

26

Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной

1

выразительности

27-28

Сочинение истории из скороговорок

1

29-31

Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и

1

писателя, в жизни человека

32-34

Сочинение сказки на тарабарском языке

1

35

Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в

1

предлагаемых обстоятельствах

36-38

Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импрови-

1

зации. Игра «Превращение»

39

Упражнения «Тень», «Зеркало»

1

40-41

Экспромт «Сказка»

1

42-44

Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия:

1

монолог, диалог

45-47

Внутренний  монолог.  Чтение  сказки  С.  Козлова

1

«Снежный цветок».

48-50

Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок»

1

51

Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную

1

куклу

52-58

Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление

1

перчаточной куклы

59-62

Изготовление ширмы для кукольного театра

1

63-68

Репетиция урока-концерта

1

69

Открытый урок-концерт

1

70.

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральный" 4 класс

Рабочая программа по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» 1 класс

Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, фо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» для 3в класса духовно-нравственное направление

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 9-10 лет Объём часов для реализации программы -   34 часа (1 занятие  в неделю) Занятия проводятся в гр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.

          В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...