Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральный" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Личковаха Светлана Владимировна

Рабочая программа по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- примерной программы по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год

- положения о рабочей программе учебного предмета   МКОУ Козловская СОШ;

- авторской программы  «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_teatralnyy.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа

       Рассмотрено

на заседании МС

Протокол № ____  от «__»_____________2018 г.

руководитель МС ______      Бутыркина Е.А.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

________   Леликова О.Н.

« ___ »__________ 2018г.

     «Утверждаю»   Директор школы

Раковский В.С. _________

     

Приказ №___________

от «____ »______    2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                            КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                              «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

Возраст детей 9 – 10  лет.

Срок реализации программы– 1 учебный год.

Автор: учитель начальных классов

Личковаха Светлана Владимировна,

высшая квалификационная категория

с. Козловка

Бутурлиновский  муниципальный  район

2018 г

Планируемые результаты освоения   курса  

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

·  доброжелательное отношение друг к другу, культурное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; потребность общения и сотрудничества со сверстниками;

·  этические чувства, ценности и потребности;

·  эстетические чувства на основе знакомства с произведениями художественной литературы

·  осознание значения театрального искусства;

·  представления о мире на основании литературных произведений;

                            Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;

·  планировать свою работу над произведением в соответствии с этапом;

·  производить самоконтроль, и оценку результатов своей деятельности; исправлять и корректировать свою работу;

·  анализировать причины своего успеха или неудачи, уметь давать себе позитивную установку.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·   анализировать произведения и их героев при чтении или просмотре видеозаписей;

·  использовать необходимую информацию при выполнении заданий;

·  проявлять  свои творческие способности при инсценировании произведений, составлении рассказов, сказок, стихов, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  вести диалог,  коллективное обсуждение, проявлять активность и инициативу.

·  работать в паре, группе, учитывать мнения одноклассников;

·  обращаться за помощью;

·  оказывать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении обязанностей и ролей, приходить к общему совместному решению;

·  высказывать своё мнение и позицию;

·  адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

·  проводить  взаимный контроль.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

·  выразительно читать; соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  определять жанры произведения;

·   выражать  эмоциональные состояния героев (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание программы.

    В деятельности «Театрального» кружка начальных классов большое место отводится работе  с народным творчеством. Для развития артикуляции, для постановки дыхания мы постоянно обращаемся к скороговоркам, пословицам. С первых дней обучения в школе ученики встречаются с народными сказками, при помощи которых они знакомятся с основными нравственными понятиями, правилами поведения человека, поэтому сказки являются благодатным материалом для инсценирования.

    Очень важно научить детей при первом знакомстве с текстом пьесы проследить и зафиксировать рождение собственных впечатлений и видений от действия и сравнить их.

    На первых этапах работы нужно учить детей выражать свою оценку услышанных событий. В процессе осмысления и обсуждения впечатлений обязательно происходит «переоценка» мнений по отношению к персонажам и ситуациям в пьесе.

   После первичного знакомства дети отвечают на вопросы:

- О чём эта пьеса – сказка?

- Кто является главным героем сказки?

Затем предлагаю передать основное содержание сказки. Рассказывая о событиях, дети стараются передать сюжет, который выявляет особенности характера героев сказки. Примерные вопросы для анализа пьесы-сказки «Трудолюбивая Курочка»:

- Кто является действующими лицами сказки?

- Что ответили Петух и Утка на предложение Курочки искать зёрна?

- Что можно сказать о них, об их характерах?

- Кто помог Курочке?

- Что сделали цыплята?

- Как вы думаете, какими детьми их можно назвать? Какие они по характеру?

- Как вели себя Петух и Утка, когда Курочка пекла хлеб?

- Правильно ли поступила Курочка? Какой  у неё характер?

- Чему учит эта сказка?

   Уточнив все события, дети выясняют,  каким образом показан характер героев, их характерные черты. Дети должны понять, какую роль тот или иной персонаж играет в сказке. Нужно помочь детям понять смысл заглавия, где даётся намёк читателям, - немаловажный этап работы. Название определяет основное событие или формирует тему. Оно называет уже тот ракурс, в котором будет рассматриваться заявленная тема.

   После пересказа близко к тексту готовится чтение по ролям. Обсуждаются характеристики  всех героев, которые принимают участие в пьесе. Особое внимание обращается на рассказчика, исполняющего роль автора. Далее выявляются особенности речи исполнителей. Для этого перед детьми ставятся вопросы:                                                                  

 -  Какую интонацию необходимо выбрать, читая слова автора,            

героев сказки?

- Почему меняется интонация при развитии действия?

- Почему история началась именно так, а не иначе?

- Как ведёт себя персонаж, когда у него нет «слов»?

     Главная задача – ответить на  бесчисленные «почему?», скрывающиеся в поступках персонажей и их репликах. Причём ответы нужно не угадывать, а отыскивать их в тексте.

    Далее школьники под руководством учителя делят произведение на фрагменты – события. Это может быть:

  1. Появление нового персонажа;
  2.  Обострение обстоятельств;
  3.  Возникновение в ходе развития сложной проблемы;
  4. Смена места действия.

Таким образом, определяется цепь основных событий-фрагментов,

Которые помогут выявить и сформулировать поучительность истории. После того как дети узнали, с чего вся история началась, куда она движется и с чем борется главный персонаж, необходимо выяснить, что за характеры здесь сталкиваются. Дети решают: сильный или слабый характер у героев, последовательный или несобранный главный персонаж, положительный или достойный осуждения. Об этом они узнают из диалогов и монологов героев.

    Опираясь на текст, дети определяют цель каждого персонажа. Когда цели определены, уточняются средства, которыми пользуется каждый персонаж для достижения результата.  Делая выводы о характерах персонажей, участники обсуждения извлекают эти сведения из речи персонажей, способов выражения их мыслей и чувств.

    Важно «не играть слова», а действовать словом, т.е. произносить заученный  текст, поняв предварительно, почему и зачем он произносится.

Работа над  инсценированием проходит через следующие этапы:

  1. Чтение произведения с обсуждением, распределение ролей.
  2. Деление произведения на событийные фрагменты.
  3. Поиск того персонажа, который ведёт действие, управляет ситуацией. Кто чего добивается?
  4. Работа над сценической ролью.
  5. Чтение по ролям.
  6. Инсценирование перед зрителями.

Следующий этап – изготовление декораций. Дети самостоятельно, на первых этапах, с помощью взрослых, изготавливают декорации.

Ответственность каждого за постановку спектакля велика: декорации меняют сами, тренируются играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывают отдельные сцены. Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка.

Вводный урок. Рассказ о театре. О правилах поведения в театре. Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды.

Чтение пьесы-сказки «Теремок» по мотивам русской народной сказки.  Анализ пьесы-сказки. Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

Распределение ролей. Работа над ролью и сценической речью. Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

Разучивание пьесы-сказки. Работа над ролью и сценической речью. Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Скороговорки, чистоговорки.

Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19. Участие в подготовке и проведении спектакля.

Разучивание пьесы-сказки «Как мужик коня продавал». Работа над ролью и сценической речью. Просмотр видео и фотоматериалов.

 Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19.Участие в подготовке и проведении спектакля.

Чтение пьесы-сказки «Репка на новый лад» по мотивам русской народной сказки. Анализ пьесы-сказки. Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

Распределение ролей. Работа над ролью и сценической речью. Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок.

Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19.Участие в подготовке и проведении спектакля.

Показ сказок: «Теремок» «Как мужик коня продавал», «Репка на новый лад» родителям. Сценические этюды.

Повторение всех ранее изученных сказок. Сценические этюды.

Отчётный  концерт. Сценические этюды.

Тематическое планирование

по    КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

                             

Классы _____4____________

Учитель ____Личковаха Светлана Владимировна ____________ 

Количество часов по учебному плану    34    в неделю  1  час.

Рабочая программа по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- примерной программы по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год

- положения о рабочей программе учебного предмета   МКОУ Козловская СОШ;

- авторской программы  «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

 

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Тема

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводный урок. Рассказ о театре. О правилах поведения в театре.

Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды.

1

2

Чтение пьесы-сказки «Красная Шапочка».  Анализ пьесы-сказки.

Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

1

3

Распределение ролей. Работа над ролью и сценической речью.

Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

1

4-8

Разучивание пьесы-сказки «Красная Шапочка».  

Работа над ролью и сценической речью.

Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Скороговорки, чистоговорки.

5

9-11

Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19

Участие в подготовке и проведении спектакля.

3

12

Чтение пьесы-сказки «Сказка о глупом мышонке».  Анализ пьесы-сказки.

Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

1

13

Распределение ролей. Работа над ролью и сценической речью.

Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок.

1

14-18

Разучивание пьесы-сказки «Сказка о глупом мышонке».  Работа над ролью и сценической речью.

Просмотр видео и фотоматериалов.

Посещение спектакля

5

19-21

Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19

Участие в подготовке и проведении спектакля.

3

22

Чтение пьесы-сказки «Сказка о здоровье». Анализ пьесы-сказки.

Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

1

23

Распределение ролей. Работа над ролью и сценической речью.

Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок.

1

24-28

Разучивание пьесы-сказки «Сказка о здоровье». Работа над ролью и сценической речью.

Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Скороговорки, чистоговорки.

5

29-31

Подготовка декораций. Инстр. №17, 18, 19

Участие в подготовке и проведении спектакля.

3

32-33

Повторение ранее изученных пьес.

Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом.

2

34

Показ сказок: «Красная Шапочка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о здоровье». родителям.

Сценические этюды. Посещение спектакля.

1

ИТОГО

34 ч.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Орлова Ф.М. и Соковнина Е.Н. «Нам весело».

  1. Кулинич Г.Г. «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий».

  1. Гальцова Е.А. «Путешествие в страну игр и театра».

  1. Журнал «Начальная школа» №5 -2007 год.

  1. Журнал «Начальная школа» № 2 -2007 год.

  1. ПедСовет №8 -2004 г.

  1. ПедСовет №3- 2003 г.

  1. ПедСовет №4- 2005 г.

  1. ПедСовет №9- 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание в прокадетских классах» для обучающихся 1 класса

     Наша школа 121 стала носить имя Сергея Евгеньевича Маркова, моряка-подводника, погибшего при пожаре на АПЛ "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в холодных водах Нарвежс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....