Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"
методическая разработка на тему

Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Уровень: базовый

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Тема: «Правописание имён собственных»

 Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса; любви к родному краю, к животным.

Основные понятия:

- имя собственное и имя нарицательное;

-  правила правописания имен собственных и нарицательных.

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. 

предметные результаты:

- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.  Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята!. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Гузель Тальгатовна.

Оглянитесь, улыбнитесь

Посмотрите мне в глаза

Я сегодня очень рада

Быть в гостях у вас друзья

Ребята, девиз сегодня успеха6

Строим лестницу успеха,

Всё получится у нас.

 Но вы должны его показать движениями.

Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя.

Настроить детей на работу.

Работа с пословицей,которая нацеливает  ребят на работу.

Поприветствовать  учителя и друг друга. Настроиться на работу.

Повторяют за движениям учителя.

 

II этап. Актуализация знаний

Цель:  актуализировать  знания

Ребята, часто на уроках нашим  главным помощником становится компьютер, но сегодня почему-то программа не включается.  Написано: «Введите код» .  Какой код? Что нужно делать? (Выполните задания) А-а-а, вот в чем дело,   чтобы разгадать код, нужно выполнить какие-то задания. (появляются на слайде)

Разминка рук перед письмом.

   - Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям.

Задание1 (У). Минутка чистописания.

  • напишите букву, которая в алфавите следует за буквой Г;
  • напишите первую букву в алфавите;
  • напишите букву , которая в алфавите стоит перед буквой М;
  • напишите  пару букве Г.

- Что можете сказать об этих буквах? (обозначают согласные звуки, все письменные, есть похожие элементы)

- А что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы (Парные  - непарные, звонкие – глухие, твердые – мягкие).

-Чтобы  разгадать код, придумайте слова из этих букв. 

Провести разминку для рук, пальцев.

Разминают руки, пальцы.

Вспоминают алфавит, характеристику звуков.

  3.Постановка учебной задачи

 

Просмотр видео. 

Как вы думаете ребята, волк ,прав или нет?

Хорошо ,почему.

Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Правописание имён собственных».)

- Программа открылась! (Появляется слайд с темой урока).

Это тема для вас новая?

Значит  у нас сегодня какой урок?

(Урок закрепления)

Как вы думаете что мы будем делать  на этом уроке?

-А что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой?

- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что вы все справитесь с любыми заданиями. И материал урока запомните на всю жизнь.

 (Следующий слайд: «Сайт объявлений»)

        Смотрите, мы попали на сайт объявлений. Из всех особенно выделяется объявление, написанное  красным цветом. Давайте его прочитаем (читает ученик).

 «Ищем  учеников 2б класса, которые  помогут прочитать карту и отыскать клад.    Жители деревни Простоквашино».

- Какое интересное объявление.  Как будто для нас его написали.  Может быть мы откликнемся на это объявление? Ведь искать клад это так интересно! Я никогда его не искала, а вы? Ну что  поможем жителям Простоквашино?

        Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.  (Заяц.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
(Лисица.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
(Ворона.)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Зверям и птицам зимой живётся трудно.

- Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. Воробьёв, Воронов, Сорокин, Лисицын, Зайцев.

-Ребята,какой вывод можете сделать?

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД:  ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать  работу орфографическую работу   развивать речь.

Диалог с учителем.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

 III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы.

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

А вы помните имена всех жителей Простоквашино? Давайте их  запишем в тетрадь. (Выходят по одному к доске, записывают с комментированием: кот Матроскин, дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка, почтальон Печкин).

-А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы? (потому что есть имена собственные и нарицательные…)

-Выполнив это задание, какой вывод можно сделать (Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы)

- Ребята, выберите своего любимого героя и составьте с ним предложение        

- Ребята, а вы помните, с какой просьбой обратились жители Простоквашино к нам?   Да, для того, чтобы прочитать карту и отыскать клад. Ну что же, друзья, показывайте свою карту, а мы попытаемся ее прочитать.

 А вот и  карта!

-Посмотрите, на карте флажком отмечена  деревня Простоквашино,  и крестиком место, где спрятан клад.

-Наши герои не смогли прочитать карту, потому что не знают условные обозначения.  Мы им в этом поможем. Предлагаю  записать  весь маршрут в тетрадь.

-Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино.

-Посмотрите, как пролегает наш путь, и что мы встречаем на пути.

(Работа в тетради: река Добрая, горы Дружные,  озеро Счастливое, посёлок Мирный). Что нужно всегда помнить при написании названий географических объектов? (названия…)

-Мы смогли все правильно записать, потому что хорошо знаем это правило.

Теперь мы знаем точный маршрут и отправляемся в путь.

Ребята, скажите на какой вопрос отвечают  географические названия.(Какой? Какая?Какое? Какие?)

-Ребята, назовите имена нарицательные.

Разберите морфемный разбор слов.

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Включить учащихся

в обсуждение проблемной ситуации.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Физминутка

Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, , автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Казань, шарик)

IVэтап.

Цель:  научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

-  Наш путь продолжается, долгое путешествие сближает, появляются новые друзья, и наши новые друзья из Простоквашино очень хотят, чтобы мы оставили им адрес Гимназии.

Какой же вывод можно сделать? (ответы детей) Молодцы, чувствую, что вы хорошо усвоили эту тему.

        -Мы подошли к тому месту, где находится клад. Нам осталось выкопать этот клад. Пираты не нашли его, потому что они были злыми, постоянно ссорились и вредили друг другу, а нам, я думаю, удастся найти клад, потому что мы дружные и помогаем друг другу в трудную минуту. А чтобы в этом убедится, я предлагаю следующее задание: на столе у вас лежат карточки со словами, из которых надо составить   словосочетания. Но вы должны посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.

Лилия

лилия

 Роза

цветок

Первоклассница

Девочка

роза

Желтая

 (ответы детей)

        -Вы действительно очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки (достает сундучок).

-Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.) Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем).

Ребята, здесь лежит книга. Но, почему, же книга? (Ответы детей). А-а, я догадалась! А поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке были драгоценности, деньги? Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного. Эта книга не простая, из этой книги можем узнать о приключениях наших друзей. А-а, я кажется, поняла! Жители Простоквашино специально спрятали этот клад и попросили нас помочь им, чтобы проверить какие мы дружные, отзывчивые и грамотные. А теперь они благодарят нас за помощь и дарят книгу в классную библиотеку

Регулятивные УУД:  выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать работу  в паре;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий.

V этап.

Дом.задание

Д.з

Составить рассказ по теме «Жители Деревни ищут клад», используя имена собственные.

 

VI этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель:  научить осознавать свои достижения

 Итог урока

  

-  Какие цели мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь?

- Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю)

- Ребята, что мы сегодня в начале урока строили.

Перед вами лестница успеха. Нарисуйте себя на той ступени

-если вам на уроке было комфортно, были активны то нарисуйте себя на верхней ступени.

-если были затруднения, ошибки то на второй.

-

Личностные УУД:  понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Анализировать свои успехи и неудачи

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока РЯ "Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных»Цели деятельности учителя: формировать умение писать с ...

4 кл. (2017 год) Технологическая карта урока "Определение склонения имён сущ. в косвенных падежах" с ИКТ

Тема урока:  "Определение склонения имён существительных в косвенных падежах".Архив содержит технологическую карту урока,  презентацию к уроку (NOTEBOOK). На используемую в ходе ур...

Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Цель урока: через формирование  УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных" 2 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель: формирование навыка написания собственных имён существительных. Задачи урока Дидактические:1. Формировать умения у учащихся распознавать со...