Технологическая карта урока по русскому языку, по теме «Тайны устной и письменной речи. Написание имён собственных», 1 класс "ПНШ"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Захарова Мария Александровна

Технологическая карта урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_tehnologicheskaya_karta_urok_3.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

 учреждение Саратовской области

 «Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта

урока  в 1 «Г» классе на тему

«Тайны устной и письменной речи. Написание имён собственных»

Выполнила студентка 31 группы

Специальности:

Преподавание в начальных классах

Захарова М.А.

Методист: Александрова Н. С.

                               _                                                

МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

Учитель: Тараненко Е.М.

Дата проведения: 13.03.2019 г.

Оценка_____________

г. Саратов 2019 г.

Тема: «Тайны устной и письменной речи. Написание имён собственных»

Цель урока: создать условия для формирования умения видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.

Задачи:

Образовательная: учить правильно писать имена собственные.

Развивающая: развивать связную речь, устойчивость внимания,  умение переключать свое внимание, восприятие.

Воспитательная:  воспитывать аккуратность при работе на уроке; 
воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок открытия нового знания. 

Структура урока:

- Организационный момент 
- Мотивация к учебной деятельности 
- Чистописание
- Актуализация знаний 
- Выявление места и причины затруднения 
- Построение проекта выхода из затрудненной ситуации 
- Реализация построенного проекта 
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону 
- Включение в систему знаний и повторение 
- Итоги урока
- Рефлексия

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма орг.уч.раб

Дидакт средства, интер оборудование

Формы контр, самок и взаимоконтр

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент.

создание условий для возникновения у учеников внутр потр-ть вкл-я в учебную деят-ть

Словесный метод (рассказ)

Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Александровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Давайте проверим свою готовность к уроку.

«Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!»

Учащиеся слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ф

Стихотворение

Самоконтроль

Р.: само регуляция и само коррекция деятельности.

2.Мотивация к учебной деятельности 

Активировать потенциал учащихся.

Словесный метод (беседа)

Ребята, давайте настроимся на урок, нужно привести свою голову в порядок. Давайте погладим себя по голове, причешем себя пальчиками.

А теперь закроем  глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули и выдохнули.

Я желаю вам успехов.

Учащиеся слушают учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Ф

Самоконтроль

Эмоц.настрой на работу.

3.Чистописание. 

Совершенствовать навыки письма.

Практический метод

Ребята, отгадайте загадку.

Медвежонок кушал мёд:

Лапку - в бочку, лапку - в рот.

И рычал: "Медок я съем

И запомню букву..." (Эм)

- Молодцы, отгадайте следующую букву.

Со стремянкой буква схожа.

Лить, Лепить, Листать поможет.

Без нее не будет Лета,

Что за буква, дети, это? (Буква Эл)

Правильно. Сегодня на минутке чистописании мы будем прописывать буквы М (эм) и Л (эл).

М м                               .
Л л                                       .

Открывайте ваши рабочие тетрадки, записывайте сегодняшнее число, сегодня 13 марта. Классная работа.

- Следите за осанкой, держите ручку правильно, тетрадь должна лежать под наклоном, голову низко не опускайте.

- Кто всё прописал, покажите мне готовность правильной посадкой.

Учащиеся  отгадывают загадки.

Учащиеся прописывают буквы.

Ф

Ф

Эталон на доске.

Эталон на доске.

Самоконтроль

Самоконтроль. Фронтальный контроль.

Овладение навыками правильного письма.

Р: умение правильно организовать рабочее пространство и распределить время.

Отработка индивидуальных умений и навыков.

4.Актуализация знаний

Актуализировать знания детей по теме: «Устная речь. Интонация, ударение»

Словесный метод (беседа)

- Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке? (что такое интонация, и что такое ударение в устной речи)
- Отлично. Прочитайте предложение.
Папа починил шкаф
- Смотрите, у предложения нет в конце знака препинания. Какой же знак препинания можно поставить? ( .!?)

Прочитайте предложение с каждым знаком препинания:
Папа починил шкаф.
Папа починил шкаф!
Папа починил шкаф?

- Молодцы, справились с заданием.

- Отгадайте загадку, о каком же слове идёт речь.

На дачной клумбе он растёт,
Как синий цвет ему идёт!
Ещё, друзья, я знаю это:
Так называется конфета.


Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение – И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирис)


А какие ещё вы знаете слова, в которых если изменить ударение поменяется смысл слова? (
Ирис – ирис , Гвоздики – гвоздики, Атлас – атлас , Замок – замок)

Молодцы.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся читают предложение.

 

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся отгадывают загадку.

Учащиеся высказывают предположения.

Ф

Слайд презентации

Фронтальная проверка знаний

Фронтальная проверка знаний

Активация знаний предыдущего урока

П: умение ориентироваться в своей системе знаний, актуализация прошлых знаний

Р: умение отличать верно выполн задание от неверного, поиск ошибок

К: учет мнений одноклассников, умение слушать учителя

Умение высказывать свое предположение и доказывать точку зрения

5.Выявление места и причины затруднения.

Дать возможность учащимся осознать, в чем именно состоит затруднение.

Словесный метод (беседа)

- Ребята, двум подружкам Насте и Юле учительница в тетради написала домашнее задание. Задание Насти: Нарисовать красивую Розу. Задание Юле: Нарисовать красивую розу. 
Обе девочки нарисовали красивый цветок. Но учительница утверждает, что одна из них ошиблась. Помогите выяснить, кто же ошибся?  (Ошиблась Настя, потому что ей нужно было нарисовать девочку Розу, Роза в данном случае женское имя, и написано оно с большой буквы)

Ребята, как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

Какая тема сегодняшнего урока? (слова,  которые всегда  пишутся с большой буквы)

- Ребята, давайте узнаем, что же случилось с Машей и Мишей в волшебном лесу дальше. Какую загадку загадала Волшебница. (читаю стр. 26-27)
- Итак,  как же называются слова, которые всегда нужно писать с заглавной буквы? (имена собственные)

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся открывают учебник и следят.

Ф

Презентация, учебник

Фронтальная проверка знаний

Умение решать проблемы и находить правильные решения, умение ориентироваться в учебнике.

Р:

умение поставить цель урока, темы;

Умение ориентироваться в учебнике

К: учитывать мнение окружающих,

участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

Умение 3грамотно формулировать свои мысли.

6.Построение проекта выхода из затруднённой ситуации.

Организовать составление совместного плана действий

Словесный метод (беседа)

- И чтобы научиться правильно находить и писать имена собственные, нужно следовать вот такому плану:

  1. Прочитать слово.
  2. Подумать над его значением.
  3. Если имя собственное – заглавная буква, если нет – строчная.

- А как вы думаете, какие слова относят к именам собственным?

«Могут быть собственные имена у кошек, собак и других животных? У стран городов и сёл? У рек и озёр? У книг, журналов и газет? – спросила у детей Волшебница».
- А как вы думаете, ребята, можете привести примеры?

Учащиеся составляют план действий.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры.

        

Ф

Схема плана работы на интерактивной доске

Взаимоконтроль

Систематизация материала

П: знакомство с планом работы

Р: умение  восстанавливать прав последовательности

Планирование деятельности

7.Реализация построенного проекта.

Реализовать построенный проект.

Словесный метод (беседа)

- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 27. На примере этой иллюстрации, что может быть здесь именем собственным? (название реки, имена ребят, клички животных, название улицы) А что здесь не будет относиться к именам собственным? (дерево, дом, дорога, забор)
- Молодцы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся анализируют иллюстрацию.

Ф

Учебник.

Фронтальный контроль

Умение делать выводы и обобщать полученные знания;

П: укрепить знания по данной теме.

Р: умение работать по предложенному плану, умение делать выводы

К: умение вести диалог.

Высказывание собственного мнения, оценка результатов свой работы.

Физкультминутка

Снятие усталости и эмоц напряжения учащихся

Словесный и наглядный

Потрудились — отдохнём,
Встанем — глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно попустили,
Всем улыбки подарили.

Повторяют движения

Ф

Музыкальное

сопровожд

Самоконтроль Фронтальный контроль действий.

Умение регулировать и корректировать свои действия, глядя на учителя.

Р:обеспечение активности детей

Снятие эмоц напряжения;уст на ЗОЖ.

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону

Практический метод (Упражнение)

- Ребята, давайте выполним упражнение 8  на странице 28.

(упражнение в электронном учебнике, устно.)  

Маша и Миша живут в селе м/Мирное, на улице з/Знаний.

- С какой буквы напишем слово Мирное?

- Почему Мирное  нужно написать с большой буквы? (потому что это название села, имя собственное)

- С какой буквы напишем слово Знаний?

- Почему Знаний нужно написать с большой буквы? (потому что это название улицы, имя собственное) и т.д. 
- Ребята, а почему в некоторых словах подчёркнуты буквы? Почему они написаны с большой буквы? (потому что эти слова являются началом предложения) 

Учащиеся выполняют упражнение в паре.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ф,

Электронный учебник. Слайд презентации.

Самоконтроль. Фронтальный контроль по эталону.

Овладение навыком определять имена собственные с предложении.

П:отрабатывать и закреплять новые знания. Р: умение работать по предложенному плану,

умение выполнять работу самостоятельно и самостоятельно оценивать себя.

Познавательная активность, интерес к познанию

9. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Практический метод (Игра)

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру.

Вы на одной ладошки  напишите маленькую букву «м», а на другой большую «М». Я буду говорить слова на букву (М), а вы поднимаете ладошку с маленькой буквой «м», если слово пишется с маленькой буквы, и ладошку с большой буквой «М», если слово пишется с большой буквы.
- Москва, масло, мир, Матильда, мороженое, Матвей, Мурка, мел, море.
- Молодцы, справились с заданием.

Учащиеся играют в паре.

П

Эталон слова на слайде.

Самоконтроль
Взаимоконтроль

Закрепление знаний по данной  теме.

Р.: регулирование своей деятельности.

П.: применение знаний на практике К: умение работать в паре, умение договориться;

читывать мнение одноклассников.

Познавательная активность, интерес к познанию

10.Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, давайте выполним упражнение 9 на странице 28.

- Вам нужно записать название каждого животного с его кличкой.

Гусь Орёл, коза Роза, овца Майка, ёжик Колючка, орёл Ветер.

(всё дублирую на доске)

- Молодцы ребята. Мы сегодня отлично поработали

Учащиеся выполняют упражнение письменно.

Ф
И

Учебник

Самоконтроль

Фиксация полученных знаний, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему знаний.

Р.: умение грамотно распределять время

П.: расширять свои знания, применять уже имеющиеся знания на практике

Осмысление полученных знаний с жизненными целями

11.Итог урока. Рефлексия.

Выяснить, что больше всего запомнили на уроке, что было интересно

Словесный метод (беседа)

– Ребята, наш урок подходит к концу.

– Скажите, можем мы ответить на вопрос, который волновал Машу и Мишу? Какая речь главнее устная или письменная? (и устная и письменная речь по своему важны, и в устной и в письменной речи есть свои правила и законы)

(Я читаю стихотворение. Учащиеся отвечают «Да» или «нет»)

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

– Ребята, поднимите зелёный кружок, если на уроке вам всё было понятно, и всё удалось. Жёлтый кружок, если были затруднения на уроке. Красный кружок, если вы не поняли тему, и на уроке вам было сложно.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ф
И

Карточки для рефлексии.

Фронтальный контроль.

Формирования устойчивого усвоения темы.

К: умение слушать других, учёт мнения одноклассников.

Оценивать свою деятельность, выражают мнение по поводу урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании окончаний имён прилагательных»

Представлена методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление знаний и правописании окончаний имён прилагательных"...