Программы УМК "Школа России" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Кривоногих Наталья Николаевна

Программы УМК "Школа России"  4 класс 2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_po_fgos_4_klass.rar253.64 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                       1раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа соответствует требованиям ФГОС. Концепция духовно-нравственного развития , планированию результатов  начального образования.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего по русскому языку.

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе рассчитана на 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю.

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•  познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;

•социокультурная цель-изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей

культуры человека.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

2 раздел.

Общая характеристика курса.

     Программа соответствует авторской программе и реализует ряд целей и задач курса.

 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательные, социокультурные цели.

Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

     Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий , правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей .Таким образом, курс имеет познавательно– коммуникативную направленность,  что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание  к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку ( после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами ( записка, письмо, поздравление т. п.).

       Материал курса « Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

        В программе специально выделен раздел « Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить   ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно – познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. В ходе освоения русского языка формируются  умения, связанные с информационной культурой: писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Уроки стоятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

3 раздел

Место курса в учебном плане.

Предмет русский язык в учебном плане определён 136 ч. (4 часа в неделю).

4 раздел

Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,  метапредметных  и             предметных результатов.

 

Личностные результаты:

  • основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • эстетические потребности, ценности и чувства.
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

 

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • способы решения проблем творческого и поискового характера.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  •  активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  •  понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

           

 Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи,    
предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

        • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

        • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

  • изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения;

   •        писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

   • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

К концу учебного года учащийся должен знать основные лингвистические понятия:

  • основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);

  •   орфограмма и пунктограмма и условия их выбора;

  •   словосочетания и предложения;

  •   звуки и буквы, ударение, слог, слово;

  •   лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы;

  •   основные правила орфоэпии;

  •   самостоятельные и служебные части речи;

  •   иметь представление о русском языке как системе;

  • жанры публицистического стиля (статья, заметка, обзор, рецензия, интервью, корреспонденция, очерк).

Учащиеся должны уметь:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически; предложения – синтаксически;

  •   составлять предложения разных видов;

  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

  • писать статьи, заметки, обзоры, рецензии, очерки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  •   брать интервью;

  •  находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  •  находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

  •   определять тему и основную мысль текста;

  •  совершенствовать содержание  и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

                                                                             

5 раздел

Содержание курса.

        Систематический курс         

Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».               Кроме основных разделов программы отводятся 17 часов на развитие речи обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, зачеты, сочинения, изложения). 

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

6 раздел.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

4 класс136 часов(4 часа в неделю)

№ п\п

Дата

      Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

учебника

          I четверть(36 часов)

Повторение ( 10 часов)

1

Наша речь и наш язык.

Анализировать высказывания о русском языке.

с.5-7

2-4

Текст и его план. Обучающее изложение

Определять тему и главную мысль текста. 

Подбирать заголовок к тексту. 

Соотносить заголовок и текст.

с.8-10

5-6

Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказыания и интонации

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

с.11-16

7

 Диалог. Обращение

Выделять обращение на письме.

с.17-18

8

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

с.18-21

9

Контрольный диктант 1.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

с.22-24

10

Работа над ошибками.  Словосочетание.

Предложение (7 часов)

11-12

Однородные члены предложения .Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. 

Определять какими членами предложения являются однородные члены.

 Различать простое предложения с однородными членами и сложное предложение.

с.26-34

13

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

с.34-36

14-15

Наши проекты. Простые и сложные предложения

с.36-39

16

Контрольный диктант 2.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

17

Работа над ошибками.  

с.40

Слово в языке и речи (16 часов)

18

Лексическое значение слова.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря.

с.41-45

19

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов .Заимствованные слова. Устаревшие слова

Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном смысле

с.46

20

Синонимы, антонимы, омонимы

Распознавать  синонимы, антонимы, омонимы

с.47-48

21

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Определять значение фразеологизмов

с.49-50

22

Состав слова. Значимые части слова

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова и слова с омонимическими корнями.

с.51-56

23

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

с.56-60

24

Правописание приставок и суффиксов

Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

с.61-63

25

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Работать с орфографическим словарем. Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове

с.64-66

26

Обучающее изложение

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.66

27

Анализ  изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи

с.67-69

28

Склонение имен существительных и имен прилагательных

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи.

Определять грамматические признаки имен существительных и прилагательных

с.70-71

29

Имя числительное. Глагол

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи.

с.72

30-31

Наречие как часть речи. Правописание наречий

Находить наречия среди слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

с.73-76

32

Сочинение-отзыв по картине  В.М.Васнецова «Иван-Царевич на  Сером волке»

Определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины

с.77-78

33

Контрольный диктант 3

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Имя существительное (30 часов)

34

Имя существительное. Изменение по падежам.

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительного. Изменять  имена существительные по падежам.

с.79-82

35

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных

Различать именительный, родительный, винительный падежи неодушевленных имен существительных.

Изменять имена существительные по падежам

с.82-84

36

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежам

Различать творительный и предложный падежи  имен существительных.

Изменять имена существительные по падежам

с.85-87

II четверть (28 часов)

37

Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена существительные

Различать падежи склоняемых и несклоняемых   имен существительных.

с.88

38

Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных

Распознавать типы склонения имен существительных 

Классифицировать имена существительные по склонениям

с.89-92

39

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Составлять текст-отзыв по репродукции картины. 

Классифицировать имена существительные по склонениям

с.92

40-41

2-ое склонение имен существительных.

с.93-96

42-43

3-е склонение имен существительных.

с.96-100

44

Обучающее изложение

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.101

45

 Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения ед. числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного гласного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания Е и И.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачов – задачей).

с.102-104

46

Именительный и винительный падежи имен существительных.

с.105-107

 47

Родительный падеж имен существительных. Правописание окончаний

с.107-110

48

Дательный падеж имен существительных.Правописание окончаний

с.113-117

49

Упражнение в правописании безударных окочаний имен существительных в родительном и дательном падежах

с.113-117

50

Творительный падеж имен существительных.

с.117-120

51

Предложный падеж имен существительных.

с.121-124

52

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного гласного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания Е и И.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

с.125-130

53

Контрольный диктант 5.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

54

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

с.130

55

Работа над ошибками.  

56

Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

с.131-132

57

Именительный падеж множественного числа имен существительных.

с.133-134

  58

Родительный падеж множественного числа имен существительных.

с.135-137

59

Винительный, дательный, творительный, предложный  падежи  имен существительных множественного числа

с.138-140

60

Обучающее изложение

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.141

61

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. и мн. числе

с.142-143

62

Контрольный диктант 6.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

63

Анализ контрольного диктанта. Наши проекты

с.144

Имя прилагательное (24 часа)

  64

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Определять род и число имен прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

с.4-7

III четверть (40 часов)

65

Род и число имени прилагательного

Определять род и число имен прилагательных

с.7-9

66

Изменение по падежам имен прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе».

 Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

с.10-13

67

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

с.14-16

.

68

Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

с.17-19

69

Родительный  падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

с.19-20

с.20-21

70

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

71

Винительный падеж имен прилагательных

с.22-24

72

Творительный  падеж имен прилагательных

с.25-28

73

Предложный  падеж имен прилагательных

74

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

75

Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных  женского рода, проверять правильность написанного.

с.29

  76

Именительный и винительный падежи имени прилагательного женского рода.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных  женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать ее и составлять сообщение.

с.30-37

77

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи   имен прилагательного женского рода.

78

 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

79

Изложение описательного текста

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.36

80

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных множественного числа  по таблице.

с.38-40

81

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

Составлять текст-отзыв по репродукции картины

с.40

82

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных множественного числа  по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных  множественного числа, проверять правильность написанного

с.41-42

83

Родительный и предложный падежи имен  прилагательных множественного числа

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных множественного числа по таблице

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, проверять правильность написанного

с.43-44

84

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного  числа

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных множественного числа по таблице

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, прверять правильность написанного

с.45-46

85

Обощение по теме « Имя прилагательное»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных

с.47-49

  86

Контрольный диктант 7.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

 Определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

87

Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

с.49

88

Анализ контрольного диктанта. Повторение

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных

с.50

Местоимение (7 часов)

89

Местоимение как часть речи. Личные местоимания

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять лицо, число, род у личных местоимений  1-го, 2-го лица.

Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

с.51-55

90

Изменение по падежам личных местоимений 1-го и 2-го лица

с.56-60

91

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять лицо, число, род у личных местоимений  1-го, 2-го,3-го лица.

Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

с.60-62

92

Изменение личных местоимений по падежам

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять лицо, число, род у личных местоимений  1-го, 2-го,3-го лица.

Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

с.63-64

93

Контрольный диктант 8.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

94

Анализ контрольного диктанта. Повторение

с.66

95

Изложение повествовательного текста с элементами описания

с.65

Глагол (26 часов)

96

Глагол как часть речи.

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

с.67-70

97

Изменение глаголов по временам

с.71

98

Неопределенная форма глагола.

с.72-75

99

Изменение глаголов по временам

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

с.76-78

100

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.79

101

Анализ изложения. Спряжение глаголов

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

с.80-81

102

Спряжение глаголов

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

с.82-84

103

2-е лицо глаголов  настоящего и будущего времени в единственном числе

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах  I и II спряжения.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывать их в соответствующий столбец «I и II спряжение глаголов».

с.85-87

104

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

с.88

IV четверть (32 часа)

105

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

с.87

106

I   И  II спряжение глаголов будущего времени

с.88-91

107

Наши проекты

с.92

108-110

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

с.92-101

111

Возвратные глаголы

Определять и обосновывать написание возвратных глаголов

с.102-103

112

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

Определять и обосновывать написание возвоат ных глаголов

с.104-105

113

Закрепление изученного

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах  I и II спряжения.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывать их в соответствующий столбец «I и II спряжение глаголов».

с.106-108

114

 Изложение повествовательного текста по вопросам

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.114

115

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

с.109-114

116

Обобщение по теме Глагол

с.115-116

117

Контрольный диктант 10.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

118

Работа над ошибками.  Повторение

с.117

119

Обобщение по теме «Глагол»

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах  I и II спряжения.

с.118

120

Проверка знаний по теме «Глагол»

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах  I и II спряжения.

с.120

121

Работа над ошибками. Повторение

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах  I и II спряжения.

Дид. материал

Повторение (15  часов)

122

Повторение. Язык. Речь. Текст

Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка.

Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой.

с.121-123

123-124

Предложение и словосочетание

Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка.

Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой

с.124-127

125

Лексическое значение слова

Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка.

Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой

с.128-129

126

Сочинение на тему «Мои впечаптления от картины И.И. Шишкина «Рожь»

Определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

с.129

127-128

Состав слова

Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка.

Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой

с.130-134

129-130

Части речи

Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка.

Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой

с.135-136

131

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план

с.140

132

Анализ изложения. Части речи

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения  среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

с.137-139

133

Контрольный диктант 11.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

с.141-143

134

Работа над ошибками. Повторение 

135

Звуки и буквы

Обобщить знания о звуках и буквах

с.143-145

136

Повторение и обобщение сведений о частях речи. Обобщение и закрепление материала изученного за 4 классе

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения  среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Дид. матер.

                                                                               

7 раздел

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей

программы в практике 4 -Б класса

             Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10 - 11 лет; на уроках большинство активны, умеют работать в группах и парах, умеют излагать свои мысли, самостоятельно добывать дополнительный материал;  Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

8 раздел.

                                         Материально-техническое обеспечение.                                                  

а) Книгопечатные.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • В.П.Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. /– М.: Просвещение, 2012.
  • В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

б) Технические средства обучения.

  • Интерактивная доска «Смарт»
  • Магнитофон
  • DVD – диски: аудиоприложение к учебнику В.П.Канакиной,

в) Оборудование класса

  • Шкафы – 5 штук.
  • Столы ученические – 25 штук.
  • Стулья ученические – 25 штук.
  • Стол учителя – 1 штука.
  • Стул мягкий – 1 штука.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...