Сборник методических рекомендаций для будущего вожатого
методическая разработка по теме

.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам. Вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей. Это маленькое пособие призвано помочь вожатому найти общий язык со своим отрядом.

Успех в работе вожатого зависит только от него самого. У хорошего, заводного вожатого, у которого всегда есть "в кармане" игры и веселые розыгрыши, который внимательно следит за ребятами, старается их понять, не бывает "плохого отряда" или "плохих детей".

© Студенты 41 группы.

Каким должен быть вожатый?

Качества вожатого.

  • Дисциплинированность и ответственность;
  • Работоспособность, организованность и трудолюбие;
  • Тактичность, вежливость, культура общения;
  • Умение держать себя в обществе;
  • Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки;
  • Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь;
  • Разносторонняя образованность;
  • Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость;
  • Знание практической психологии, этики;
  • Умение воспитывать детей, проявлять заботу;
  • Уважение к администрации лагеря, к персоналу;
  • Творческое отношение к деятельности в лагере;
  • Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения;
  • Сознательность, вежливость, аккуратность;
  • Эмоциональная устойчивость;
  • Командный дух, поддержка отряда в конкурсах;
  • Инициативность, самостоятельность;
  • Соблюдение демократических принципов;
  • Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде;
  • Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие этого. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Главные правила вожатого.

1. Отряд максимально должен быть вместе. Если есть исключения, то вожатый должен точно знать количество отлучившихся детей, время их прибытия. Уважительными причинами для отлучки могут быть: туалет, медпункт и т.д. «Хочу побыть один» в список уважительных причин не входит.

2. Всё время с детьми должен быть хотя бы один вожатый. Лучше два, конечно. Исключения составляют кружки, когда с детьми находится кружковец. Если один вожатый находится не с отрядом, то он должен заниматься лагерно-полезным делом («поспать, потому что устал» таковым не считается). В случае если с отрядом остается один вожатый, и ему нужно отлучиться (это возможно только в крайних случаях, например, если иное поведение ставит под опасность здоровье детей), необходимо в обязательном порядке созвониться или встретиться с любым своим коллегой и попросить его присмотреть за отрядом. Ни один вожатый не имеет права отказать в такой просьбе, если только тем самым он не нарушит это правило.

3. Каждую секунду дети должны быть заняты. И им должно быть интересно, это основная ваша работа. Если вы будете усердно следовать первому и второму правилу, и забудете про третье, то вы услышите характерные жалобы от детей, типа «это концлагерь, здесь вообще ничего нельзя!». Это тревожный звонок и нужно серьезно задуматься. Если вы не знаете хотя бы 10 разноплановых игр для детей, вам будет сложно.

Самое верное, это сделать дружный отряд, которому в лагере интересно. Если это получается, значит правила вы выполните легко.

Адаптация.

В первые дни детского лагеря дети адаптируются к правилам, распорядку дня и к общей атмосфере детского лагеря. От того, как хорошо вы сможете наладить жизнь в первые три дня, зависит то, сколько проблем вы будете или не будете иметь в будущем.

Например, если дети не привыкнуть укладываться спать в четко указанное время, каждый день вам придется решать одну и ту же проблему с отбоем и получать выговор на планерке.

Сложность: в первые дни вожатые еще сами привыкают к детскому лагерю и его правилам. Решается множество организационных вопросов и порой забывается, что на отряде проходит самый важный этап в детском лагере – «Оргпериод»

Памятка:

  1. Режим детского лагеря.

Следите четко за временем и будьте максимально пунктуальны по времени (подъем, зарядка, принятие пищи, тихий час и отбой). Будьте пунктуальны до секунды, в остальные дни дети сами будут соблюдать это расписание.

  1. Гигиенические процедуры. 

Будьте строгими при проверке чистоты на отряде. Можете даже быть немного строже, чем предполагают правила. После оргипериода, вам не придется тратить каждое утро на уборку комнат вместе с детьми. Они будут понимать, чего вы от них ждете.

  1. Психологическая адаптация. 

Проведите мероприятия на знакомство и командообразование.

И помните, если вы были строгими и много требовали в оргепериод, а потом немножко отпустили ситуацию, дети подумают, что Вы добрый и на их стороне. Если вы вначале смены детского лагеря были заняты другими организационными делами и забыли про отряд, а потом получили нагоняй от директора и начали закручивать гайки на отряде, дети подумают, что вы – тиран.

Как сплотить коллектив.

Хорошая, душевная атмосфера в отряде — основная часть вашего успеха. Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся, следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача вожатого: из сборища детей сделать Отряд (с большой буквы «О»).

Отряд — дружная работоспособная команда, группа единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи и поддержки. Атмосфера на отряде иногда важнее дисциплины. А точнее, можно даже сказать так: дисциплина — одно из средств достижения цели, атмосфера — это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100% показать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь.

Игры на сплочение.

«Привет!»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В тоже время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт – левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

Игра интересна так же и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует достаточно высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце занятия. Благодаря ей участники расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.

Инструкция: "Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

«Автомобили»

Дети делятся на пары. Сначала один водитель, другой – автомобиль. Последний закрывает глаза и полностью доверяет водителю. Ходят хаотично. Затем меняются.

«Тайный друг»

Каждый, жеребьёвкой вытягивает себе человека, которому он на протяжении 2-х дней делает приятные вещи. После чего, рассекречиваются.

«Мяч правды»

Я кидаю мяч Марине, она задаёт вопрос и кидает мяч Коле. Коля кидает мяч тому, от кого хочет услышать Маринин вопрос. Тот, кто ответил, кидает мяч другому.

«Расскажи мне обо мне»

Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течении 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг, и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего упражнения.

Как помочь отряду стать одним целым, одной командой, одной семьёй?

  •  Поставить такую цель перед всеми (рассказать o пользе, зачем это?)
  • Говорить об этом часто и утвердительно (мы -одно целое, мы - одна команда!)
  • Давать каждому проявить себя, включать всех в деятельность. Ошибка (!) — участие в мероприятиях одного и того же лица, только потому, что у него легко получается.
  • Нужно общение между всеми. Никто не должен оставаться в стороне во время каких-то интересных общих разговоров.
  • У всех должно быть право высказаться, и любое мнение принимается.
  • Вместе украсить помещение отряда по вкусам каждого, вокруг своей кровати, на стенах.
  • Планировать деятельность вместе.
  • Использовать индивидуальный подход к каждому.
  • Оказывать индивидуальную помощь.
  • Научить каждого контролировать своё поведение, убрать агрессию, стеснение, научить доверию.
  • Работать совместно. Вместе обсуждать мероприятия, жизнь отряда.
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО проводить «Вечернюю свечу».
  • Проводить игры на сплочение, разместить в уголке правила и законы отряда, составленные общими усилиями.
  • Всем вместе радоваться общим и индивидуальным победам.

Как работать с замкнутыми детьми.

В лагере замкнутые дети ищут поддержки у взрослых, и, если не поддержать ребят, не научить общаться, можно навсегда оставить их в своей «ракушке». Таким детям нравится общество взрослых, они могут долго, «с открытым ртом» слушать их разговоры. Эту черту стоит использовать, назначив замкнутого молчуна ответственным за порядок или отдав ему полномочия по разработке сценария, плана предстоящего отрядного мероприятия. Будьте уверены — никто не отнесется к делу с большей ответственностью, чем такой ребенок. Кроме того, он настойчивый, упорный и всегда доводит дело до конца. Ребенок «в ракушке» в любой ситуации будет протестовать против соблюдения формальных правил. Они отчаянные борцы за справедливость! Отличный пример для других ребят в отряде.

Абсолютно не стоит игнорировать их, не давая поручений и стараясь не давать «ролей» в отрядных мероприятиях. Такие ребята хорошие аналитики и стратеги: вряд ли кто-то лучше их сможет придумать, как обыграть противника в Зарницу или завоевать первенство по шахматам в межлагерном турнире. Кроме того, малыши-интроверты неконфликтны, отзывчивы, ответственны и потрясающе доверчивы.

Как заинтересовать детей.

Чтоб дети стали играть в вашу игру, надо, чтоб им стало интересно. Тут важно всё, вплоть до интонации вашего голоса, когда вы объявляете им о предстоящем мероприятии (кстати, «мероприятие» — это вожатский технический термин, детям он не говорится). Вы должны быть сами уверены в том, что это прикольно.

Вы начинаете заинтересовывать детей заранее, интригуя их. Составьте план на день на отрядном уголке в необычной форме, придумайте яркие названия для всех мероприятий.

Например, на отряде, в плане на день значился загадочный пункт: «БУМ». Что это такое? Оказалось, «Большая Уборка Мусора».

Вести игру надо тоже прикольно, с задором. Придумайте себе какой-нибудь оригинальный образ. И опять же, вам самим должно нравиться то, что вы делаете.

Не ленитесь создавать антураж.

Детские отговорки

Бывает, что некоторые дети заранее негативно настроены к предстоящей игре. «Мы не хотим играть», «Фу, да это скучно, мы лучше в корпусе посидим». Что с такими делать? Не расстраивайтесь. Втягивайте их в игру. Предложите им начать, а потом, если им не понравится, уйти. Скорее всего, им понравится, и они будут увлечённо играть до конца. Но тут уж не облажайтесь. Сделайте игру действительно интересной. А те, кто всё-таки не стали играть, пусть обзавидуются.

Не стоит давать детям лишней возможности покапризничать. Собрав отряд, сразу без промедления начинайте. Пусть ваша игра подхватит и закружит детей как вихрь!

Подхватывайте инициативу

Не стоит механически придерживаться заготовленного плана. Надо смотреть, что детям интересно и подхватывать инициативу. Допустим, ваши дети всё время проводят у теннисного стола. Отлично, берём и проводим блицтурнир – вот вам и мероприятие. Вожатый должен иметь «виртуальный нюх» — уметь придумывать игры на ходу.

Разрядка

Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут).

Как привить детям уверенность.

Тон твоего голоса должен передавать тепло, дружелюбие и доброту, и воспитанники услышат в твоих словах уважение и признание. Наладь личные взаимоотношения с каждым воспитанником. Расскажите друг другу о своих личных переживаниях, мечтах, о том, что вы цените и что вам нравится.

  • Будь осмотрителен, рассказывая о своих обидах, неудачах и страхах. Все это позволит тебе построить с воспитанником более тесные отношения.
  • Обращайся с воспитанниками так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой.
  • Развивай в себе способность наблюдать за воспитанниками, слушать, что они говорят, и делать выводы на основе своих наблюдений. Это поможет тебе понять воспитанников и научиться сопереживать им.
  • Не суди их. Не допускай, чтобы их ошибки влияли на твое отношение к ним. Прощай их и признавай собственные ошибки.
  • Важную роль играет физический контакт. Похлопай воспитанника по спине, сделай <дай пять!>, пройди, держа его за руку, обними его, положи руку на плечо, поприветствуй крепким рукопожатием - все это знаки признания, одобрения и близости, уместные в подходящий момент и в подходящих обстоятельствах.
  • Будь с ними и для них. Близость удовлетворяет эмоциональные потребности человека. У твоих воспитанников есть эмоциональные потребности. Отдавая им свое время, понимание и сочувствие, свое внимание и безусловное принятие, ты сможешь восполнить их эмоциональные потребности. Будь осторожен и всегда ставь эмоциональные потребности воспитанников выше своих. Восполняй чувства воспитанников.        

Как помочь ребёнку обрести признание.

  • Подмечай все хорошее, что делают твои воспитанники, и хвали их за это. Если воспитанник уважительно отзывается о своих родителях, скажи ему о том, как тебе приятно это слышать. Если Лариса ждет Таню, чтобы той не пришлось идти на пляж в одиночку, скажи Ларисе, что у нее заботливое сердце. Если Люба, играя в волейбол, накидывает мяч под удар Свете, похвали Любу. Есть много возможностей помочь воспитаннику обрести признание.
  • Отмечай старание воспитанников. Людмила прилагает огромные усилия, чтобы запомнить текст своей роли в выступлении отряда на сцене, но у нее не получается рассказать его без ошибок и запинок. Скажи ей: «Люда, ты так старалась выучить этот текст ничего страшного, что у тебя еще не все получается. Продолжай учить так же усердно, а я буду тебе помогать».
  • Признавай достижения воспитанников. Ольга долго и усердно тренировалась в прыжках на батуте. В конце концов она научилась выполнять их очень хорошо. Собери у батута всю группу, и пусть Ольга покажет, чему она научилась, а группа пусть ответит аплодисментами и восторженными криками.
  • Хвали за участие. Раисе не очень нравится играть в волейбол, но раз группа решила играть, она приняла участие в игре и играла с самоотдачей. Не забудь сказать Раисе, что она поступила достойно.
  • Отмечай дни рождения. День рождения - важное событие для каждого человека. В первый же день смены узнай дни рождения всех своих воспитанников, чтобы не упустить возможность поздравить кого-то. Даже если день рождения воспитанника будет через несколько дней после окончания смены, все равно отпразднуйте его в лагере.
  • Признавай хорошее отношение. На протяжении дня воспитанники проявляют свое отношение к окружающему. Иногда это хорошее отношение, а иногда - плохое. Возможно, некоторые воспитанники демонстрируют плохое отношение только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Воспитанник почувствует себя удовлетворенным, если его отношение будет признано. Возьми себе за правило признавать хорошее отношение и учись принимать плохое отношение, не проявляя при этом своих эмоций. Хорошего отношения будет становиться все больше и больше.

Лагерь устроен таким образом, чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе: мероприятия в группе, спортивные игры, пение, молитва, сценки, дружеские отношения, уборка и украшение комнаты, планирование мероприятий и т.д. У каждого человека есть дела, которые он умеет делать хорошо. Помоги каждому воспитаннику обнаружить, что у него хорошо получается, и скажи ему: «Молодец!». Ты увидишь, как возрастет его чувство собственного достоинства, желание следовать за тобой и помогать тебе. Если же он не почувствует признания с твоей стороны, то будет равнодушным, унылым, закомплексованным и станет осуждать все вокруг.

Для того, чтобы проверить результат своей работы, вы можете провести у детей итоговое анкетирование. Оно покажет, с чем вы справились на отлично, а над чем вам ещё нужно поработать.

_____________________________________________________

Дорогой друг!
Просим тебя принять участие в опросе, посвященном твоему летнему отдыху. Заполнить анкету нетрудно. Отвечая на вопросы, ставь галочки возле тех ответов, которые соответствуют твоему мнению, или напиши ответ сам. Не пропускай ни одного вопроса. 
Свою фамилию указывать не обязательно.

  • Расскажи немного о себе:
     Я мальчик   Я девочка
  • Мне от 6,5 до 8 лет   Мне от 9 до 12 лет   Мне от 13 и старше
  • Ты живешь в_____________ районе/округе;
  • Посещал ли ты лагерь ранее?  Нет   Я один раз отдыхал в лагере   Я два раза отдыхал в лагере   Я отдыхал в лагере три и более раз
  • Ты остался доволен организацией питания в лагере?
     Да, кормили вкусно, я был сыт
     Да, кормили вкусно, но порция была маленькая
     Нет, кормили не вкусно, но порции хватало
     Нет, кормили не вкусно, и порция была маленькая
  • Что для тебя в лагере самое главное?
    (можешь выбрать несколько вариантов ответов и предложить свой вариант)
    Отдых  Возможность проявить себя в отряде
    Самостоятельность  Вкусная еда
     Новые друзья  Спортивные игры 
     Выездные мероприятия  Кружки, студии
     Развлечения  Общение с вожатыми
    Твой вариант ответа________________________________________________
  • Для тебя наиболее интересны мероприятия:
     организованные кем-либо
     организованные при твоем непосредственном участии
  • Как ты думаешь, в лагере должен работать: (можешь выбрать несколько вариантов ответов и предложить свой вариант) 
     опытный учитель  вожатый (студент)
     молодой учитель  вожатый (школьник)
    твой вариант ответа__________________________________________
  • Бывает ли тебе скучно в лагере?
     Никогда  Иногда  Очень редко  Часто
  • Как ты считаешь, в лагере:
     Безопасно: 
     Нас научили действовать в случае пожара или других опасных ситуациях
     С нами постоянно проводят беседы о технике безопасности
    Свой вариант ответа__________________________________________
  • Хотел бы ты еще раз отдохнуть в этом лагере?
     Да, очень  Не очень  Нет, не хочу
  • Кто был инициатором твоего отдыха в лагере? 
     Я сам  Родители  Совместно  Инициатива школы  За компанию с друзьями


  • Чему ты научился в лагере?
     играть в новые игры
     делать зарядку
     рисовать
     петь
     танцевать
     внимательнее относиться к людям
     бережно относиться к природе 
     съедать всё за столом
    находить подход к людям
     понимать и уважать людей
     защищать природу
     вести здоровый образ жизни
     помогать друг другу
     слушаться взрослых
     жить в коллективе
     доброте
     быть самостоятельным
    Твой вариант ответа__________________________________________
  • Тебе было бы интересно отдыхать в лагере, если бы_____________________________________________
  • Следующим летом ты будешь отдыхать:
     в лагере с дневным пребыванием детей
     в детском оздоровительном лагере

 за городом
за границей.

В этом сборнике мы попытались собрать самую нужную информацию. Взяли за основу проблемы, с которыми столкнулись в лагере сами. Описали, как разрешить проблемные ситуации, сплотить коллектив и другое. Надеемся, что эти рекомендации помогут вам в вашей будущей летней практике в роли вожатого. По прохождению летней практики, вы также можете дополнить наш сборник своими рекомендациями. В заключении хотелось сказать, что быть вожатым это трудно, но очень интересно. Вы приобретаете, бесценный опыт, который вам пригодится по жизни.

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его у...

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке  родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

В статьях, посвященных проблеме выбора школы и вступительному тестированию первоклассников затрагивалисьвопросы о необходимых знаниях и навыках, которыми должен владеть ребенок, поступающий в школу.Ит...

Сборник методических рекомендаций по использованию цифрового учебного оборудования

Школа получает современное оборудование, соответствующее материально-техническим условиям введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета...

Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников

Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...