Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
рабочая программа (3 класс) на тему

Таранец Юлия Евгеньевна

Программа по внеурочной деятельности  по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа – интернат № 67

Пушкинского района Санкт – Петербурга

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                               приказом от _20 июня_ 2015 г. № _21 §2_

                                                                               Директор _________________ Азацкая Т.В.

Рабочая программа

                   внеурочной   деятельности     «Интересное  рядом»_______________

                                                                            (учебный предмет)

____________общеинтеллектуальное______________класс __________________

                                   (направление)

                                                                   2015 – 2016 учебный год

                                                                            (срок реализации)

Рабочая программа составлена на основе Программы «История Санкт-Петербурга. Пособие по истории города». Год выпуска: 2007 Автор: Е. В. Дмитриева. Жанр: учебная литература Издательство: Корона-принт

разработчик программы:

______________________________Таранец_ Юлия _Евгеньевна____________________________

(Ф.И.О. учителя,

 __________________учитель начальных классов, нет квалификационной категории_____________

(занимаемая должность, квалификационная категория)

РАССМОТРЕНА:                                                               СОГЛАСОВАНА:

На заседании ШМО                                                              Зам. директора по УР

Протокол № __6__ от  «  17  » июня 2015 г.                   ____________/Чернелевская М.А./

Руководитель____________/Осмаченко Е.В./                          (подпись,    расшифровка)  

                              (подпись,     расшифровка)                        « 17 » ____июня____ 2015 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интересное рядом» для 3а класса разработана на основе: программы  Ермолаевой Л.К. «Системы краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий» и Программы учебного курса «Чудесный город» для учащихся 2-3 класса. – СПб, СМИО Пресс.2009.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа « Интересное  рядом» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Интересное рядом»  носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на общекультурный уровень освоения.

 Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.

Актуальность

В настоящее время актуальнейшей является проблема патриотического воспитания детей и молодёжи.  Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной и последовательной  деятельности старшего поколения петербуржцев в воспитании достойных наследников. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным,  усиливает   творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Юным петербуржцам, нашим современникам, жителям Санкт-Петербурга, предстоит сделать его еще красивее и сохранить то, что представляет ценность в наши дни.

Актуальность программы «Интересное  рядом» обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры.

В программе школы недостаточно внимания уделяется изучению истории и культуры Санкт-Петербурга как  центру мировой и отечественной культуры. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся.

В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта. Основной  упор  в данной программе сделан на изучение  дворцов, парковых ансамблей и памятников  Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Новизной образовательной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы.  Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований. Педагогическая целесообразность

Петербург – сокровищница мировой культуры. Сохранение   наследия является основной задачей всех поколений петербуржцев.     Общеобразовательный курс «История и культура  Петербурга» из программы основной школы несколько лет назад был переведен в программу факультативов, а в некоторых школах его преподавание и вовсе не ведется. Это приводит к тому, что дети слабо знают историю Петербурга, его достопримечательности, плохо ориентируются по карте и на улицах города,  своего района. В этой связи особое значение имеют занятия в системе внеурочной  деятельности. Занятия по программе разнообразны по форме и методам организации деятельности детей, что позволяет существенно углубить знания и развить у детей интерес к изучению своего города.

           Больше знать о своем городе будет ребенок, обучающийся по данной программе, который посещает музеи и выставки, участвует в автобусных и пешеходных экскурсиях, самостоятельно или в группе детей  собирает материал для мини-экскурсий, участвует в творческих конкурсах и делится своими знаниями и открытиями с родителями, имеет представление об истории города, района, основных достопримечательностях. У детей в ходе реализации данной программы развиваются познавательные и коммуникативные навыки, интеллект, творческая активность, формируется общая культура. Созданная атмосфера доверия и доброжелательности, товарищеского отношения в коллективе помогают достижению общей цели - воспитание духовно-нравственной личности.

Характерной особенностью   младшего школьника является чувство        удивления и восхищения миром, поэтому знания о родном городе и интересные исторические факты, мифы и легенды связанные с достопримечательностями, помогут пробудить отклик на        красоту и уникальную историю родного города, уважение к его традициям.  

               Особенностью данной программы являются межпредметные связи с историей, географией, мировой художественной культурой, литературой, что помогает детям проявить свои художественные и креативные способности. Особенностью         данной программы является активное взаимодействие    с городом. Знакомство с городом происходит не только в аудитории, но и   большая часть времени проходит в прогулках   по улицам и проспектам, набережным и площадям, что  дает возможность обучающемуся      «погрузится» в мир города, почувствовать свою    сопричастность  к    его жизни.

Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга и Пушкинского района.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
  2. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
  3. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Формировать потребность в самостоятельном поиске информации по истории и  культуре Санкт-Петербурга  и Пушкинского район.
  5. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов детей.
  2. Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
  3. Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
  4. Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
  5. Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края;

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  2. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  3. Воспитание культуры общения и культуры поведения.

Ожидаемые результаты к концу  учебного года:

Знать:

  • день рождения города, основателя города, герб и флаг города, их значение;
  • факты из истории города, необходимость, побудившую Петра1 построить Санкт-Петербург;
  • основные достопримечательности города и области, их назначение и использование в прошлом и настоящем;
  • уметь передать свое впечатление от увиденного.

 Уметь:

  • узнавать и называть архитектурные и исторические памятники города и района;
  • различать понятия «Архитектор», «Скульптор»;
  • понимать значение слов «Культурная столица», «Настоящий Петербуржец»;
  • узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;
  • ориентироваться по карте города и области, уметь находить на ней основные достопримечательности;
  • выражать свое впечатление в рассказе, рисунке;

Иметь навык:

  • участия в командных играх;
  • разрабатывать и защищать свой мини-проект;
  • поведения в общественных местах.

Главные задачи программы:

  • Раскрыть значимость (ценность) наследия города через следующие содержательные линии:
  • город – среда обитания горожан
  • город – участник исторических событий
  • город – создатель материальных ценностей, технических и научных достижений, центр экономической жизни – материальной культуры
  • город – творец духовной и художественной культуры
  • город – результат деятельности людей.
  • познакомить учащихся с разнообразными памятниками истории и культуры, которые раскрывают разные стороны жизни города (содержательные линии), составляют наследие Петербурга;
  • создать условия для понимания учащимися ценности этих памятников, для принятия ими этих ценностей, как лично значимых;
  • формировать у учащихся умения:
  • характеризовать объекты как многослойные памятники, хранящие помять о разных временах, о разных людях, событиях, традициях, достижениях материальной и духовной культуры;
  • пользоваться краеведческой литературой, картами, живописными произведениями, фотографиями как источниками; сравнивать информацию, полученную из этих источников, с реальными памятниками.
  • создать условия для понимания учащимися важной роли основных исторических периодов  в формировании петербургского наследия;

При изучении программы формирование познавательного интереса к изучению города выражается:

  • в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;
  • в стремлении реализовывать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах.

Методы, используемые в работе

Словесные:  

  • рассказ педагога с использованием наглядного материала;
  • опросы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • лекции;
  • размышление

Практические:

  • использование мультимедийных материалов;
  • работа с картой города и Ленинградской области;
  • творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
  • занятие-беседа;
  • экскурсии, посещение музеев, выставок;
  • игры;
  • конкурс;
  • аукцион идей;
  • вернисаж творческий работ;
  • Литературная гостиная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игровая программа;
  • виртуальные экскурсии, круизы;
  • походы, пешеходные экскурсии;
  • спектакль;
  • творческий отчет;
  • соревнование;
  • олимпиада.

Поисковые:

  • мозговой штурм;
  • разработка и защита проектов;
  • презентация.
  • итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»

    Формы контроля:

  • опросы и беседы;
  • творческие задания;
  • практические задания;
  • участие различных конкурсах и олимпиадах.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Игровые технологии:  их задача сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и задачи. Игра выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую (преодоление трудностей), коррекционную, социализации. На уроках используются ролевые, компьютерные, дидактические игры. Например: игры – упражнения: кроссворды, ребусы, викторины; игры – путешествия (способствуют осмыслению учебного материала): рассказы, творческие задания; игры – соревнования (дети соревнуются в командах).

Здоровьесберегающие технологии: обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Используются средства двигательной направленности (физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), гигиенические факторы (правильно организованный урок, чередование различных видов деятельности), оздоровительные силы природы.

Личностно – ориентированные технологии: они нацелены на раскрытие и развитие личностных качеств ребенка. Учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств обучающихся. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других. Основные компоненты развития – это умение применять полученные знания, сформированное умение добывать знания. Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся». Эффективность учебного процесса зависит от того, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать самим своим ученикам.

Технологии ИКТ: их цель поддержка и развитие системности мышления, всех видов познавательной деятельности обучающегося, реализация принципа индивидуализации учебного процесса. На уроках и вне уроков используются Интернет – ресурсы, электронные диски по предметам, компьютерные образовательные игры, создание и защита презентаций.

Технология проектной деятельности: суть ее  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного  или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 3  «А» класса.

         В классе  обучаются 11 детей: 8 мальчиков  и 3 девочки.Опекаемые дети – Макаров М., Пирогова А. Неполные семьи –                                         Чапкевич А, Макаров М., Абушов Н. ,Селиванов В., Сахно М . Чувство необходимости учения  в основном сформировано. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка. В классе есть лидеры-организаторы. Адекватно выделяют качества хорошего ученика, но определить причину своих успехов и неуспехов способны лишь некоторые учащиеся. Многим учащимся требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых

Ученики не замкнутые, подвижные, процесс возбуждения часто преобладает над процессом торможения (Николаев М., Ефимов В., Макаров М., Чапкевич А.) . Многие учащиеся агрессивны по отношению к одноклассникам , не всегда могут справиться со своими эмоциями громко кричат и плачут(Николаев М., Малышев Е., Макаров, Селиванов В). Характерный тип мышления для данного класса  - конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно- образное мышление.

Основной тип памяти в классе  - кратковременная зрительная память, что затрудняет изучение учебного материала.

Такие учащиеся, как Таранец Г., Мехтиев ., Пирогова А, ,Николаев М. -  дети со слабым уровнем зрительно-моторной координации, с низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, низким уровнем самоконтроля и самостоятельности. В работе с этой группой детей, необходимо применять индивидуальный подход, адаптируя учебный материал  к индивидуальным особенностям ребенка.

Дефицит внимания и  его медленная переключаемость наблюдается у следующих учащихся:  Таранец Г., Пирогова А., Николаева М, Мехтиева А., Сохно М.

В классе учатся дети из разный районов города, в связи с этим двое воспитанников Чапкевич А., Макаров М. остаются в школе – интернате до выходных  дней.

Воспитанники активно участвуют в жизни школы и класса. Неоднократно становились победителями и призёрами спортивных мероприятий.

Учителя предметники отмечают высокую активность и познавательный интерес таких учащихся, как Чапкевич А., Макаров М., Волкорезова А., Абушов Н. В целом обучающиеся воспитанники находятся на одинаковом уровне развития памяти, мышления и темпа деятельности, что затрудняет восприятие и усвоение учебного материала. Необходима постоянная коррекционно-развивающая работа .  

Данная программа имеет коррекционную направленность. Содержание программы обеспечит формирование положительный мотивации учебной деятельности, расширение кругозора детей, повысит уровень зрительно-моторной координации, самостоятельности и самоконтроля.

Предлагаемая программа включает дифференцированный и индивидуальный подход.                     

               

    Материально–техническое обеспечение

  1. Оснащенный кабинет для проведения занятий,
  2. Мебель: столы, стулья, магнитная доска,
  3. Карты  и  планы  Петербурга,  краеведческая  литература.
  4. Мультимедийные средства обучения,  компьютер, видеопроектор и экран.

   Методическое обеспечение

  1. Творческие задания на определенную тему (рассказать о событии с точки зрения участника).
  2. Дидактические игры. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность ребенка, на его эмоциональную сферу являются игры, на составлении пары, на нахождение третьего лишнего;

Наглядные пособия и дидактические материалы:

  • Рабочие тетради (для записи опорных слов или дат)
  • Наборы открыток с изображением города изд. Корона принт:

«Санкт-Петербург. Виды старого города», «Львы и сфинксы Петербурга», «Дворцы пригородов Санкт-Петербурга», «Портреты Российских императоров», «Петербургские мосты», «Петербургские фонари», «Триумфальные арки Петербурга», «Доходные дома», «Памятники Петру 1 в Петербурге», «Петербургские дворцы», «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде –Петербурге», «Петербургские православные храмы», «Многоконфессиональный Петербург».

  • Альбом гравюр А. Зубова  
  • Фоторепродукции картин Русского музея
  • Фотоальбом Эрмитаж

      Мультимедийные материалы-презентации к занятиям:

  • Символы Петербурга;
  • Детство Петра 1;
  • Основание Петербурга;
  • Петропавловская крепость;
  • Васильевский остров;
  • Домик Петра 1;
    Летний сад и Летний дворец Петра 1;
  • Кунсткамера;
  • Как праздновали Новый год на Руси до Петра и после;
  • Невский проспект;
  • Над Петербургом на дирижабле (проект «Чудеса России);
  • Исаакиевский собор;
  • Казанский собор;
  • Меншиковский дворец;
  • Стрелка Васильевского острова. Ростральные колоны;
  • Адмиралтейство. Скульптура. Кораблик;
  • Медный всадник. Гром-камень;
  • Мосты петербурга;
  • Блокада Ленинграда. Блокадный зоопарк;
  • Памятники Победы;
  • Конные монументы города;

(Материалы пополняются по мере прохождения нового материала.)

  • фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» ,
  • фильм снятый на «Ленфильме» - «Петр Первый»,
  • «Как царь Петр арапа женил».
  • Хроникально-поэтический фильм о Петербурге-Ленинграде из цикла документальных передач итальянского телевидения "Культурные столицы Европы".kinofilms.tv
  • карты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  •  poetry-city.rupiter.html Стихи о Петербурге
  • photocityspb.narod.ruAudio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде

Список литературы для учащихся

  1. Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. -  СПб., 2000.
  2. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. -  СПб., 1998.
  3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. -  СПб.,  2006.
  4. Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. -  СПб., 1996.
  5. Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
  6. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. -  СПб., 2002.
  7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. -  Л., 1984.

Список литературы для педагога:

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993.
  2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. -  СПб., 2001.
  3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. -  СПб., 2003.
  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. -  Л., 1985.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. -  СПб., 1994.
  6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
  7. Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. -  Л., 1980.
  8. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. -  СПб., 1994.
  9. Кепп Е.Е. Выборг. -  Выборг, 1992.
  10. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. -  Л., 1980.
  11. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. -  Л., 1984.
  12. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси -  СПб., 1996.
  13. Крепость Ивангород – новые открытия -  СПб., 1997.
  14. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. -  СПб., 1996.
  15. Некрасов Б. Гранитная летопись. -   Л., 1971.
  16. Платунов А.М. Так строился Петербург -  СПб., 1997.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
  18. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. -  СПб., 2001.

20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.

21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.

22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.

Предмет:  Внеурочная деятельность   « Интересное рядом»

Класс:3а

№ урока по порядку

По плану

По факту

Тема занятия

Теория и практика

1

1.09

Вводное занятие.

Теория: Я петербуржец! Я в городе этом живу!

Цели и задачи предстоящей деятельности.

Практика: Игра « Давай знакомиться с Петербургом»

2

8.09

Петербург до Петербурга.

Теория:  « Путь из варяг в греки;», Крепости  Северо-Запада России,;

Практика: Виртуальный круиз;  Работа  с картой Ленинградской области.

3

15.09

Устройство и секреты  крепости.

Теория: Петропавловская крепость .Собор святых Петра и Павла.

Практика: Изготовление макета крепости;рвы, башни, герса.

4

22.09

Основание  Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.

Теория: Возраст города, Первый дом нашего города; Отец- основатель Петербурга- Пётр Первый.

5

29.09

Адмиралтейство. Ботик Петра Первого.

Теория: История строительства Адмиралтейства.

Практика: Вертуальная экскурсия « На берегах Невы»

6

6.10

 Петропавловская крепость

Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

7

13.10

Там у Невы наш первый сад.

Теория: Летний дворец Петра  в Летнем саду;

Ассамблеи.

Практика: Этикет в Петровское время.

8

20.10

Кикины палаты.

Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

9

27.10

Город Пушкин. Созвездие  музеев и дворцов.

Теория: История возникновения  города Пушкина.

10

10.11

Парки  города Пушкина.

Теория. Презентация «  Красота  Пушкинских парков» Екатериненский парк, Александровский парк, Баболовский парк, Буферный парк. Лекция об истории создания  парков в городе Пушкине.

11

17.11

«В гости к  великой  Императрице».

 Практика: Прогулка по  Екатериненскому  парку Наблюдение, зарисовки. Работа с картой,

12

24.11

Екатерина Великая.

Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.

13

1.12

Обобщение  ранее изученного

Практика: Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

14

8.12

Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Невский проспект.

 Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов.

Исследовательская работа.

Защита мини-доклада «Мой любимый уголок  города  Санкт-Петербурга».

15

15.12

Культурная жизнь Петербурга.

Теория: Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

16

22.12

Культурная жизнь Петербурга.

       

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

Практика: Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.

17

12.01

Проба пера. Сочинение сказки о Санкт-Петербурге

Сочинение сказки  «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).

18

19.01

Пушкинский Петербург

Теория: Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

19

26.01

Царскосельский лицей.

Практика: Экскурсия в Царскосельский лицей.

20

2.02

Монументальная скульптура Петербурга

           

Теория: Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.

Памятники Войне 1812 года.

21

9.02

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). 

 Практика: виртуальная-интернет экскурсия. Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века.

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

22

16.02

Творческая мастерская.

Практика: Эскиз к памятнику « Великие  россияне».

23

23.02

Невский проспект – главная улица города

Теория: Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

 Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.

24

1.03

Ориентирование по городским доминантам.

Практика: Пешеходная экскурсия  по улицам  города  Пушкина.

25

15.03

Храмы Петербурга.

Теория: Иноверческие храмы Петербурга. Самая веротерпимая улица – Невский проспект.

 Многонациональный и многоконфессиональный Петербург. Многонациональная топонимика города.

26

29.03

Храмы и церкви    Пушкинского района.

Практика:  Проект: « Храмы и церкви Пушкинского района»

Защита проектов.

27

5.04

           Мой дом –Пушкинский  район.

Теория: Возникновение района. Герб, флаг и гимн  Пушкинского района; городов Пушкина и Павловска.

Достопримечательности района. Озера, парки и сады, мосты и памятники. Учебные заведения Пушкинского района.

28

12.04

Творческая  мастерская «Я рисую любимый город».

Практика: Выставка  работ  посвященных  городу Пушкину.

29

19.04

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Теория: Блокада. Жизнь города в годы войны. Вклад Пушкинского  района в дело победы.

Сберегли, сохранили Улицы города Пушкина и Павловска, носящие имена героев ВОВ

30

26.04

Город Пушкин помнит и чтит своих героев!

 Практика: Работа с картой района. Посещение воинского кладбища, и памятника военным защитникам  города Пушкина.

31

3.05

Современные города.

Города Пушкин и Павловск   в наше  время.

Теория: Пушкинский район. Новое строительство. Новая промышленность (промзоны).

32

10.05

Культурная жизнь Пушкинского района.

Теория: театры, кинотеатры, музеи  города Пушкина и города Павловска.

33

17.05

Мемориальный музей-дача А.С. Пушкина

Практика: экскурсия в музей-дачу А.С. Пушкина.

34

24.05

Итоговое занятие.

Викторина « Знаю и люблю свой город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Прошлое и настоящее рядом. Цикл занятий курса по программе "Я- горожанин. Я - гражданин" (Санкт - Петербург)

Внеурочная деятельность. Тема: «Прошлое и настоящее рядом»  Елисеева Светлана Борисовна,  учитель начальных классов, воспитатель ГПД,педагог ДО ГБОУ НШ-ДС № 624, ...

Планирование внеурочного курса "История Санкт-Петербурга"

Данная программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет познакомить детей с интересными страницами жизни нашего города....

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока математики проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 21.марта.2014г.

УМК: Школа России.Тема. ДециметрТип урока. Изучение нового материала.Цель. Познакомить с единицей измерения длины – дециметр на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.Задачи.1.Пред...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История Санкт -Петербурга " 1 класс

В программе представлена пояснительная записка, календарно- тематическое планирование теоретической и практической частей материала курса для обучающихся 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности "Виват, Санкт-Петербург"

Программа разработана по внеурочной деятельности,  духовно-нравственное направление. Программа расчитана на учеников 1 класса. В документе дана пояснительная записка, определены цели, задачи, пла...

Технологическая карта внеурочного занятия "Мой Санкт-Петербург"

Тема: Мой Санкт-ПетербургЦель: обобщить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге.Задачи:1.Формировать у учащихся познавательный интерес к истории Санкт- Петербурга, первичных знаний о симво...