2016 г. "Волшебный квадрат" Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
материал по теме

Наумова Ирина Николаевна

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками    

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

«Волшебный квадрат»

коррекционно-развивающая программа

для детей младшего школьного возраста воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних

Автор-составитель: Наумова И.Н. - воспитатель отделения дневного пребывания несовершеннолетних

Рассмотрено и утверждено

на Методическом совете

протокол №_________

«_____» _________ 2016 год

Урай, 2016 г.

Содержание

I

Пояснительная записка………………………………………………

3

II

Содержание программы………………………………………………

6

Сроки и этапы реализации программы………………………………

6

Учебно-методический план. Методические рекомендации по усвоению содержания программы……………………………………

7

Материально-техническое оснащение занятий………………………

8

Ожидаемые результаты реализации программы…………………….

8

Список использованных источников…………………………………

9

Приложение 1 Диагностическая карта«Оценка результатов освоения программы»

Приложение 2 Технологические карты

Приложение 3 Базовые формы и инструкции по складыванию оригами

C:\Users\Татьяна\Desktop\small-edit-icon-png-8010.png

Редактор

методист организационно-методического отделения

           Кузьминых Т.В.

           25.03.2016г.

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками,

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ

  1. Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

У подавляющего большинства детей младшего школьного возраста

(и особенно, в силу влияния негативных факторов здоровья и социальных условий, у воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних) отмечается недостаточная сформированность функций внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.

Одним из эффективных способов, позволяющих социализировать ребенка, развить у ребенка необходимые для жизни качества, является техника оригами.

Исследования ученых позволили сделать вывод о том, что оригами очень актуально в наше время и очень полезно для детских учреждений благодаря своему многостороннему воздействию на детей.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребёнка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Но развитие умственных способностей - не единственное назначение оригами в работе с детьми. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи воспитательного характера.

В технике оригами прослеживаются межпредметные связи со многими образовательными областями: математикой, ИЗО, окружающим миром и т.д.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, целеустремлённости, активности, самостоятельности детей. Оригами совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Кроме того, для ребёнка очень важно самому создать что-либо, почувствовать свою силу, внести что-то своё – новое, выразить своё «я»!

В связи с вышесказанным и возникла необходимость создания настоящей программы.

Программа «Волшебный квадрат» дает детям представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой.

Работы по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального развития, духовного и эстетического воспитания детей, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Программа «Волшебный квадрат», как средство познавательного развития, является составной частью(подпрограммой) развивающей программы по формированию познавательной активности воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних «Познание».

Цель программы: интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

  1. Сформировать программно-методическую базу для реализации программы.
  2. Исследовать индивидуальные особенности и уровень развития детей целевой группы.
  3. Реализовать комплекс развивающих мероприятий для детей согласно учебно-тематическому плану.
  4. Исследовать повторно индивидуальные особенности и уровень развития детей целевой группы.
  5. Проанализировать эффективность применения программы.
  6. Развить внимание, память, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности

Целевая группа: дети младшего школьного возраста, посещающие группы отделения дневного пребывания из семей граждан, признанных нуждающимся в социальном обслуживании.

Формы работы

- индивидуальная диагностика

- групповое коррекционно-развивающее занятие.

Методы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (беседа, рассказ); наглядный (рассматривание иллюстраций; показ видеоматериала, работа по показу педагога, по образцу);практический (самостоятельное выполнение работ по схемам, инструкционным картам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске);исследовательский (самостоятельная творческая работа воспитанников).

Методы, в основе, которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях: фронтальный (одновременная работа со всеми детьми); групповой (организация работы в группах);индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

  1. Содержание

Сроки и этапы реализации

Рабочая программа «Волшебный квадрат» рассчитана на 3 месяца

(с одной группой воспитанников).

Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут.

Программа циклична, повторяется по мере формирования групп воспитанников.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, расположенному в таблице1.

Таблица 1

Учебно-тематический план

Тематическое планирование

Количество часов

Деятельность воспитанников

Тема: «В некотором царстве, бумажном государстве»

1.

Вводное занятие.

1

История развития искусства оригами. Первичная диагностика. Техника безопасности.

2.

Волшебные превращения бумажного листа.

1

Знакомство с базовыми формами, условными знаками. Изготовление квадрата из прямоугольного листа.

Тема: «Животный и растительный мир»

(При изготовлении моделей используются следующие базовые формы: «Треугольник», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Воздушный змей», «Дверь»

3.

  1. «Птица»
  2. «Заяц»
  3. «Бабочка»
  4. «Краб»
  5. «Цветок»
  6. «Гриб»
  7. «Дерево»
  8. «Лягушка»
  9. «Мышка»

9

Техника изготовления моделей (приложение 2).

Отгадывание загадок, беседы о животных, просмотр тематических видеороликов, чтение рассказов.

4.

Итоговое занятие: «Кто живёт в лесу?»

1

Итоговая диагностика.

Составление коллективной композиции.

Методические рекомендации по усвоению содержания программы

Начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых моделей, сопровождая рассказом об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Показывать, как складывается фигурка, передавая «секрет складывания из рук в руки». Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели.

Работать с большим квадратным листом 16x 16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т.д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.

Материально-техническое оснащение занятий

Материалы и инструменты:

  1. цветная и белая бумага формата А4;
  2. картон белый и цветной, гофрированный;
  3. клей (наилучшим является клей ПВА);
  4. инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Технические средства обучения:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. колонки для компьютера;
  4. экранно-звуковые пособия: презентации к занятиям.

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемый результат

Критерии оценки

качественные

количественные

Сформировать программно-методическую базу для реализации программы

Наличие научно-методической базы необходимой для работы по программе/анализ документов

Необходимое количество методических материалов (конспектов занятий, методик, диагностик, рекомендаций)/

сравнительный анализ

Провести первичное исследование индивидуальных особенностей и уровня развития детей целевой группы

Наличие и качество диагностических и аналитических материалов по результатам диагностики уровня развития и детей/анализ документов

Соответствие количества проведенных диагностических мероприятий запланированным. /сравнительный анализ

Результативное и качественное проведение мероприятий, предусмотренных учебно-тематическим планом (приложение 1.

Карта «Оценка результатов освоения программы»)

Проведение мероприятий в полном объеме и в установленные сроки /сравнительный анализ

Количество детей, имеющих положительную динамику и повышения уровня развития   не менее 90% от общего количества обслуженных /статистический анализ

Провести повторное исследование индивидуальные особенности и уровень развития детей целевой группы

Наличие и качество диагностических и аналитических материалов по результатам повторной диагностики уровня развития и детей/анализ документов

Соответствие количества проведенных повторных диагностических мероприятий запланированным. /сравнительный анализ

Проанализировать эффективность применения   программы

Наличие обобщающих и аналитических материалов, отражающих ход реализации программы и степень достижения поставленных задач / анализ документов.

Количество публикаций по обобщению и распространению опыта работы по проекту, предусмотренное планом реализации программы / сравнительный анализ

Список использованных источников

  1. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами/Е.К. Брыкина. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 165 с.
  2. Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: конспекты занятий/А.В.Козлина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
  3. Нагибина, М.И. Поделкииз простой бумаги мастерим как маги/М.И. Нагибина.- Ярославль: Академия развития, 2001. – 133 с.
  4. Простые фигуры оригами – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  5. Планета оригами - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://planetaorigami.ru/
  6. Поделки оригами - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
  7. Схема оригами. Природа – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
  8. Страна мастеров - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru

Приложение 1

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы»

Ф.И. ребёнка

Умение сделать изделие пользуясь инструкционными картами, схемами, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.

Ориентирование на листе бумаги

Развитие мелкой моторики рук и глазомера

 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

I.

II.

III.

IV.

1.

Петров Д.

с

с

с

с

2.

Сидоров П.

в

с

с

с


I–II

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, 

- Низкий уровень – не может сделать.

III

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV

Оцениваются умения:
- Организовать свое рабочее место;

- рационально использовать необходимые материалы;

- аккуратность выполнения работы.

- высокий уровень – выполняет все требования

- средний уровень – частичное выполнение требований

- низкий уровень  – не выполняет требования

Приложение 2

Технологические карты

F:\лягушка.gif

F:\краб.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\бабочка.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\птица.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\рыба.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\мышка.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\гриб.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\дерево.gif

C:\Users\Татьяна\Desktop\цветок.gif

http://origamiki.com/uploads/posts/2012-02/1329410932_krolik-origami-schema.jpg

Приложение 3

Линии

1 Линия сгиба долиной

2. Линия сгиба горой

3. Линия после перегиба

4. Невидимая или воображаемая линия

Азбука приемов и знаков

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных нот, следуя которым, можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную азбуку оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит изобретать велосипед и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на стрелки, линии и знаки.

1 Линия сгиба долиной

2. Линия сгиба горой

3. Линия после перегиба

4. Невидимая или воображаемая линия

1. Согнуть на себя — сделать складку долина

2. Согнуть от себя — сделать складку гора

3. Перегнуть на себя — согнуть и разогнуть, сделав складку долина

4. Перегнуть от себя — согнуть и разогнуть, сделав складку гора

5. Складка-молния — сочетание складок долина и гора

6. Двойная складка-молния — сочетание складок долина и гора, которые выполняются с двумя слоями бумаги

7. Тащить, тянуть

8. Раскрыть (обычно карман)

9. Повернуть (в одной плоскости)

10. Перевернуть на другую сторону

11. Завернуть (сделать подряд несколько линий долиной)

  1. Сделать подряд несколько складок-молний

  1. Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Она имеет свое название. Когда малыш научится складывать базовую форму, он сможет быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования.

Наиболее распространенные следующие базовые модели:

  1. Треугольник

  1. Конверт

  1. Двойной треугольник

  1. Воздушный змей

  1. Ромб

  1. Птица 1

  1. Птица 2

  1. Лягушка 1

  1. Лягушка 2

  1. Двойной квадрат

  1. Рыба 1

  1. Рыба 2

 

Инструкции.

Базовая форма «Двойной квадрат»

 

 

Базовая форма оригами «Птица»

 

Базовая форма оригами «Лягушка»

 

 

Базовая форма оригами "Катамаран"

 

 

Базовая форма оригами "Рыба"

 

 

Базовая форма оригами "Блин"

 

 

Базовая форма оригами "Дверь"

 

 

Базовая форма оригами "Книжка"




Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...

Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"...

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»

Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах.  Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...

"Наши волшебные помощники" внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста

Знакомство детей с прародителями знакомых бытовых электроинструментов в игровой форме с применением презентации....

Сборник развивающих игр для детей младшего школьного возраста.

В сборнике собран интересный, полезный материал для использования учителями начальной школы как на уроках, так и во внеурочной деятельности, родителями, студентами. В игре для ребёнка появляется возмо...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и прежде всего — со сверстниками. Здесь, в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники)...

РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАРТА МИРА»

Программа, составленная в соответствии с государственными требованиями к программам системы дополнительного образования детей, содержит научно-методическую базу, снабжена богатым учебно-методическим к...