Наши друзья - животные.
методическая разработка (3 класс) на тему

Шалаева Нина Васильевна

Методическая разработка интегрированного занятия по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_druzya_-_zhivotnye.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Наши друзья – животные.

Цели:  Уточнять   и   расширять   знания   о    разнообразии     животного     мира,

             приспособленности  животных   к  среде  обитания;   развивать  внимание,

             мышление, воображение, речь и артистические способности; воспитывать

             чувство бережного отношения к живой природе.

Оборудование:  мультимедийное оборудование;  электронная презентация.

Ход  занятия.

I.  Организационный момент.

     Создание положительного эмоционального настроя.

II.  Определение темы занятия. Постановка цели и задач.

       Отгадать загадки.

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

Очень медленно ползет,

Панцирь на спине везет.

Вильнет хвостом туда-сюда,

И нет ее, и нет следа.

Гудит мохнатенькая,

Летит за сладеньким.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

    Перечислить все слова-отгадки, назвать одним словом.

-  Чему будет посвящено наше занятие?

    Поговорим о разнообразии животного мира, о приспособленности животных к среде обитания, узнаем некоторые интересные факты из их жизни  и, конечно же, еще раз остановимся на взаимоотношениях с братьями нашими меньшими.

III.  Работа по теме занятия.

  1.  Разнообразен животный мир. Одним животным природа дала лапы,  и они передвигаются по земле. Другим – крылья, и они умеют летать. У некоторых есть плавники и ласты, чтобы плавать. А есть и такие, которые вовсе не имеют ни лап, ни крыльев, ни плавников, эти животные ползают по земле, по дну водоемов. Таким образом, все животные приспособились к среде обитания, а ученым это позволило разделить представителей животного мира  на группы.

Определите группы животных, назовите их отличительные признаки.

  • Щука, ерш, карась – это … (рыбы;  тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами)
  • Пчела, комар, муха – это …  (насекомые; имеют три пары ног)
  • Лиса, еж, лось – это  … (звери;  тело покрыто шерстью, детенышей выкармливают молоком)
  • Дятел, скворец, кукушка – это …  (птицы;  тело покрыто перьями)
  • Лягушки, жабы, тритоны – это  …  (земноводные;  кожа голая, часть жизни проводят на земле, часть – в воде)
  • Ящерицы, змеи, черепахи – это …  (пресмыкающиеся; тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем; всю жизнь ползают – пресмыкаются)
  • Пауки, скорпионы – это  …  (паукообразные; имеют восемь ног)

 Вывод:  Ученые делят царство животных на большое число групп. Среди них  насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся, …  Каждая группа имеет свои отличительные признаки.

  1. Игра «Четвертый лишний»

Стрекоза, кузнечик, белый медведь, шмель.

Лещ, песец, окунь, щука.

Воробей, синица, ласточка, олень.

- Что можете сказать о животных, оказавшихся лишними?

  (Они живут на севере)

  1. Выступления детей  с  рассказами  о  белом медведе, песце, олене.

                                 

  1. – Давайте поразмышляем, зачем животным такие разные хвосты.

     Рыбы с помощью хвоста плавают. Кенгуру – отталкивается от земли, прыгает и таким образом передвигается. У птиц хвост вместо руля. Белка, управляя своим хвостом, перепрыгивает с ветки на ветку. У обезьян хвост – это еще одна дополнительная лапа. В хвосте у гремучей змеи есть погремушка, которой она отпугивает  врагов. Если кто-то захочет поймать за хвост ящерицу, хвост оторвется и на его месте вскоре вырастет новый.

      -   А как животным помогает язык?

              У людей все понятно: с помощью языка человек ощущает вкус пищи. А как язык помогает животным?  

              Хамелеоны и лягушки с помощью языка ловят пролетающих мимо насекомых. Муравьеды запускают свои длинные и клейкие языки в муравейники и наклеивают на них муравьев. А еще для многих животных язык – это еще и ложка, которой они лакают воду, мочалка для мытья и вентилятор для охлаждения в жаркую погоду.

       Вывод:   Много интересного можно узнать о животных. Если внимательно наблюдать за их жизнью.

Физминутка.

Промурлыкать песенку «В лесу родилась елочка»

  1. Викторина «Знаете ли вы?»

       

 На нашей планете  огромное количество разных животных: рыбы, птицы, млекопитающие, рептилии. А каких больше всего?  (насекомых; ученые также считают таких  насекомых как мухи и тараканы самыми древнейшими жителями нашей планеты, т.к. найденные ими окаменелые останки оцениваются в миллион лет).

  Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (они смазаны жиром)

  Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы)

 Чем стрекочет кузнечик? (лапками; на них у него находятся зазубринки, а на крыльях – зацепки; при трении лапок о крылья и получается треск, который мы слышим)

 У этого животного рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других рогатых животных. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. (носорог)

 Какое животное является великолепным прыгуном? (кенгуру; один прыжок – до 12 м; их изображение  - на гербе Австралии)

  Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан лучшим лесорубом? (бобр)

 Самое большое животное в мире?  (синий кит; длина тела – 23-29 м, вес – до 200 т)

   Самая маленькая птичка на Земле? А в России? (колибри – длина  тела 8-10 мм, вес – 20 г;  королек)

  Самые трудолюбивые насекомые?  (пчелы; за сезон одна пчелиная семья собирает 150 кг меда)

6.  Решение  задач.

  • Кит набирает воздух и ныряет в морские глубины на 1,5 часа.

    А сколько это минут?  (90 мин)

  • У самой маленькой и на редкость красивой птички  колибри очень быстрый  полет – 22 м/с. Сколько метров пролетит колибри за 4 с?    (88 м)
  • 3 пчелы принесли в улей 90 г меда. Сколько принесла 1 пчела?  (30 г)
  • Мартышка висит на хвосте и жует бананы. В каждой передней лапе у нее

по 5 бананов, а в каждой задней лапе – на 1 банан больше, чем в передней. Сколько всего бананов у мартышки?  (22 банана)

  • На соревнованиях по бегу  Волк прибежал раньше Лисы, но позже Зайца. Кто прибежал первым?  (Заяц)

   

7.   Наблюдая за повадками и поведением некоторых животных, люди сравнивают их с поведением и чертами характера человека. Так появились фразеологические обороты:

Как  белка в колесе                                   Ничего не действует на кого-либо

Как собака на сене                                  Хорошо, непринужденно себя чувствовать

Как рыба  в воде                                      Быть в постоянных хлопотах, суетиться

Как с гуся вода                                         Неразборчивый почерк

Как курица лапой                                    Сам не пользуется и другим не дает

   Попробуйте установить соответствие между фразеологизмами и их толкованием.

  • -  А когда и почему так говорят?

             

Где раки зимуют   (Многие помещики любили лакомиться свежими раками. Зимой их ловить очень трудно. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян. Много времени проходило, прежде чем крестьянин наловит раков. Промерзнет, часто после этого заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют!»)

Козел отпущения   (Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд: в специальный день священник возлагал руки на голову живого козла, перенося тем самым грехи своего народа. После этого козел изгонялся в пустыню. Таким образом фразеологизм «козел отпущения» употребляется в смысле: человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за чужие проступки)

                -  А какие фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения знаете вы?

  1.  

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки.

          Эти милые пушистые зверьки живут рядом с человеком не одну тысячу лет. Родиной домашней кошки  считается Африка. Живут кошки примерно 20 лет. Чемпион среди долгожителей – кошка Пусс (США), которая прожила 35 лет. У кошек рождается от 3 до 5 котят. Кошка  по  имени  Колокольчик из  Южной  Африки родила  14 котят-близнецов.

          Относятся люди к кошкам по-разному. Кто-то их любит, а кто-то боится и прогоняет. Кошка не богиня, как считали в Египте, но и не ведьма, как считали в Европе, а обыкновенный зверь с необыкновенными качествами. Какими?  У кошки очень тонкий слух, она слышит малейшие шорохи. Кошки очень чистоплотны. Часто умываются. Но вылизывают они не столько грязь, сколько собственный запах (ведь кошки – охотники, а если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным). У кошки очень острое зрение. Глаза кошки смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета, спокойно ходит в темноте (а помогают ей в этом усы). Ходят кошки бесшумно, лазают ловко.

            Это лишь некоторые особенности жизни кошек. Думаю, что вы могли бы рассказать еще много интересного.

       Но сначала я  хочу научить вас изготавливать кошечку-игрушку в технике оригами.

/ коллективная работа под руководством учителя /

                 - А теперь расскажите о своем домашнем любимце.

 

  1.   Подведение итогов занятия.

  1. Игра «Найди родственников кошки»

Мы определили родственников кошки. Но ведь человек –  это тоже часть природы, он тесно связан с окружающей средой и  со всеми живыми организмами. Значит, мы должны дружить с животными и растениями.   А что значит дружить?

Не случайно утром вспыхивают росы

Светлячками на ладонях у листвы.

Так глядит на нас природа

Будто просит нашей помощи,

заботы и любви.

                 

Вот и давайте вспомним некоторые экологические правила друзей природы.

                       

О каких правилах поведения в природе они вам напоминают?

Дерево, трава, цветок и птица

                                                  Не всегда умеют защититься.

                                                  Если будут уничтожены они –

                                                  На планете мы останемся одни.

      Природа дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. Но нести ответственность не просто. Это возможно лишь тогда, когда проникнешься болью этих существ.  

 

             Дети читают стихи:

      - Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.

         Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

                  Ведь небо без птиц - не небо.

                  А море без рыб – не море.

                  А земля без зверей – не земля.

                 Люди – исполины, люди – великаны,

         Есть у вас винтовки, сети и капканы.

         Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

         А должно быть сердце. Сердце человечье!

                                   - Есть просто храм.

                                     Есть храм науки.

                                                    А есть еще природы храм –

                                                    С  лесами, тянущими руки

                                          Навстречу солнцу и ветрам.

                                                    Он свят в любое время суток,

                                          Открыт для нас в жару и стынь,

                                          Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                          Не оскверняй его святынь.

Звучит песня  «Не дразните собак»

2.  Закончите  предложение: «Сегодня  я  узнал,  что    ……»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по английскому языку в форме игры-соревнованя"Наши друзья-животные"

Занятие по английскому языку в форме игры-соревнования "Наши друзья-животные" , разработаное в 2012 году для детей 2-3 класса, может быть использованно на уроках английского языка при закреплении англ...

Открытое занятие по английскому языку для детей 6 лет. "Встречаем наших друзей - животных из Англии"

Данное открытое занятие предназначено для детей дошкольного возраста по английскому языку на закрепление изученного материала по теме "Животные"...

Классный час "Наши друзья - животные"

Цель:             - Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу....

Исследовательская работа по теме "Наши друзья - животные". Джунгарский хомячок Белла.

Исследовательская работа о животных самое интересное и занимательное занятие для учащихся начальной школы. Дети с удовольствием наблюдают за жизнью, повадками животных. Особенно нравится дрессировка и...

Внеклассное мероприятие "Наши друзья - животные".

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по теме "Наши друзья - животные" для организации внеурочной деятельности с детьми....

Занятие по английскому языку "Наши друзья-животные"

Данное  занятие разработано для возрастной группы детей 6-7 лет на основе  дополнительной образовательной программы «Занимательный английский» Капитоновой С.В. и рекомендовано для раннего об...

"О наших друзьях животных"

Методическая разработка урока литературного чтения...