План работы МО учителей начальной школы.Протоколы МО.
методическая разработка на тему

План работы МО учителей начальных классов 2015-2016 уч год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_zasedaniy_shmo_mou.docx22.97 КБ
Файл protokol.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения заседаний ШМО МОУ «ООШ№26»

учителей начальных  классов на 2015-2016уч.год

Сроки

Основная тема

Вопросы

Дата, место проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

Август

Заседание 1

«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015– 2016 учебный год»  

1.Анализ работы за 2014 – 2015год .

2. Знакомство с планом работы РМО учителей начальных классов

3.Рассмотрение плана работы МО на новый 2015-2016 учебный год.

4.Рассмотрение     рабочих    программ  педагогов по предметам.

5.Ознакомление  с  нормативными документами и с новой методической литературой

6.Уточнение количество   обучающихся по классам.

7.Уточнение тем по самообразованию педагогов.

8.Планирование входных контрольных  работ по русскому языку и математике классах, входной стартовой диагностики в 1-4 классах.

9.Ознакомление  с  графиком  городских,  всероссийских олимпиад.

МОУ «ООШ№26» МОУ «ООШ№26» МОУ «ООШ№26»

МОУ «ООШ№26»

Сентябрь

Межсекционная работа

Районный  конкурс детского творчества  «Саратов в разное время года» (1-4 класс) .

Городской конкурс рисунков «Саратов в разное время года»»

Городской семинар «Организация внеурочной деятельности младшего школьника»»

18.09.15

МОУ «СОШ № 5»

28.09.15

МОУ «СОШ 51»

Октябрь

Межсекционная работа

Круглый стол «Технология и аспектный анализ урока» ГМЦ

Городской семинар «Создание целостной системы взаимосвязанных мер, обеспечивающих повышение качества обучения в начальной школы при реализации ФГОС НОО»

Городской семинар «Применение инновационных образовательных технологий как средство повышения мотивации развития творческой личности младшего школьника»

Интеллектуальный марафон «Бобренок» (школьный тур)

Об участии и проведении апробации Всероссийских проверочных работ.

19.10.15 МОУ «СОШ 82»

30.11.15.

МОУ «Национальная татарская гимназия»

Ноябрь

Заседание 2

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе при помощи современных образовательных технологий»

1.Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий.

2. УМК «Школа 21века», «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе.

3. Соблюдение единого орфографического режима  учителями начальной школы.

МОУ «ООШ№26»

Ноябрь

Межсекционная работа

Круглый стол «Организация дифференцированной работы в начальной школе»

Районный конкурс  «Школа цифрового века»

Интеллектуальный марафон «Любопытный бобренок»

22.11.15

МОУ «СОШ 5»

02.11.15(3-4кл)

03.11.15(1-2кл)

Декабрь

Межсекционная работа

Работа с  педагогической и методической литературой по теме ФГОС второго поколения.

Проведение новогодних праздников .

Мониторинг успеваемости обучающихся за Ι полугодие

Контрольные работы за Ι полугодие.

Анализ проверки техники чтения .

Городской семинар «Современные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов»

Районный семинар «Использование инновационных технологий по новым ФГОС на начальной ступени обучения»»

Районный конкурс «Мастерская  Деда Мороза.(03.12.15)

Городской  конкурс «Мастерская  Деда Мороза( 10.12.15)

Конкурс «Учитель, которого ждут»(для молодых специалистов)

Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности» для обучающихся по программе «Начальная школа XXI века»

14.12.15.МАОУ «Лицей 37»

17.12.15. МОУ

«Гимназия 5»

03.12.15.МОУ

«СОШ 84»

Январь

Районный семинар «Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС НОО

Школа молодого специалиста.

МОУ «СОШ № 84»

Февраль

Заседание 3

«Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов».

1.Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

2.Использование мультимедийных презентаций на уроках.

3.Типы уроков с использование ИКТ.

4.Подготовка к итоговой аттестации обучающихся 4 класса.

МОУ «ООШ№26»

Февраль

Межсекционная работа

Районная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы

Городской семинар «Проектные задачи в начальной школе, как средства достижения личностных метапредметных и предметных результатов ФГОС". 

Круглый стол «Применение образовательных технологий на уроках в начальной школе».

МОУ

«Гимназия 5»

18.02.16.МОУ

«Гимназия 34»

Март

Межсекционная работа

Взаимопосещение уроков по проблеме «Индивидуально – групповые формы работы на уроках»

Организация индивидуальной работы

Организация и проведение предметной недели по русскому языку и математике.

Районный семинар  «Совершенствование предметных компетенций на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Городская научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку»

Региональная научно-практическая конференция «Свой путь к открытиям»

Районные олимпиады по русскому языку и математике – 1тур

Круглый стол «Реализация ФГОС НОО. Обобщение педагогического опыта»

МОУ «ООШ№26»

03.03.16

МОУ сскому языку

«СОШ № 43»

МОУ «Лицей 36»

МОУ «СОШ 34»

МОУ «СОШ 5»

.

Апрель

Межсекционная работа

Районный конкурс чтецов -1тур (3- 4 классы)

Городская олимпиада по русскому языку.    2тур

Городская олимпиада по математике.

Городской конкурс чтецов тема: «Таинственный космос»

Интеллектуальная олимпиада «Верь в себя» УМК « Начальная школа XXI века»

Анализ техники чтения за 2 полугодие.

09.04.16 МОУ

«СОШ 5»

07.04.16.

Гимназия 4

МОУ «Гимназия 5»

Апрель

Заседание 4

Современный урок в соответствии с ФГОС НОО.

1. Основы моделирования урока.

2.Описание возможных вариантов структур уроков разных типов.

3.Алгоритм подготовки урока.

4. Итоговая аттестация обучающихся.

Май

Заседание 5

«Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса»

1.Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).

2.Анализ итоговых стандартизированных контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых к/р за курс начальной школы.

3. Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (по классам). Листы достижений.

4. Выполнение учебных программ.

5. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.

6. Обсуждение плана работы и задач МО  на 2016-2017 учебный год.

«



Предварительный просмотр:

Протокол №1

«Планирование и организация методической работы

учителей начальных классов на 2015– 2016 учебный год»

 от «28» августа 2015г.

Присутствовало –5 чел.:

  1. Федотова Е.М. -  заместитель директора по УВР
  2. Постникова М.А.- учитель начальных классов
  3. Морозенко С.И. -  учитель начальных классов
  4. Кабышко А..О. -  учитель начальных классов
  5. Дикун С.В.- учитель начальных классов

Повестка:

1. Отчет работы МО за 2014/ 2015 учебный год.

2. Рассмотрение плана работы МО на 2015/ 2016 учебный год.

 3. Рассмотрение рабочих программ педагогов  по предметам.

 4.Планирование входных контрольных  работ по русскому языку и математике(2-4классах), входной стартовой диагностики в 1 классе.

 По первому вопросу слушали Постникову М.А. «Отчет работы методического объединения учителей начальных классов за 2014 - 15 уч.г.».

По второму вопросу Постникова М.А. ознакомила с планом работы МО на 2015/ 2016 учебный год.

          В течение учебного года намечено пять  заседаний МО, на которых будут рассматриваться теоретические вопросы.

          1заседание :«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015– 2016 учебный год»  

           2заседание: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе при помощи современных образовательных технологий

          3заседание: «Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов».

             4заседание: «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы»

              5заседание: « Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса»

            Межсекционная работа: консультирование по рабочим программам,   диагностика результатов чтения в 2-5 классах, проверка наличия школьных принадлежностей, дневников, взаимопосещение уроков членами МО, наблюдение за адаптацией к школе учащихся 1 класса, работа со слабыми и одаренными детьми, контроль за режимом учащихся,  контроль за качеством выполнения д\з,  подготовка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

            По третьему вопросу заслушали завуча по УВР Федотову Е.М.. Завуч по УВР Федотова Е.М. ознакомила с требованиями при составлении рабочих программ по предметам и по внеучебной деятельности.  Были обсуждены рабочие программы в 1-4 классах по всем предметам и программы  по внеучебной деятельности в 1 -4 классах в соответствии с нормативными требованиями.  Все программы составлены в соответствии с нормативными требованиями.              

  4 вопрос. Было уточнено количество  стартовых диагностик по русскому языку и математике в 1-4 классах, диктантов, сочинений по русскому языку, контрольных работ по математике.  

Решение:

 1. Работу МО в 2014 / 2015 учебном году считать удовлетворительной.

2. План МО на 2015/16 учебный год утвердить.

3. Рабочие программы по предметам в начальных классах соответствуют УМК.

Руководитель МО          Постникова М.А.

Протокол №2

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе при помощи современных образовательных технологий»

от «02» ноября 2015г.

Присутствовало –5 чел.:

  1. Федотова Е.М. -  заместитель директора по УВР
  2. Постникова М.А.- учитель начальных классов
  3. Морозенко С.И. -  учитель начальных классов
  4. Кабышко А..О. -  учитель начальных классов
  5. Дикун С.В.- учитель начальных классов

1.Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий.(доклад Морозенко С.И.

2. УМК «Школа 21века», «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе.

3. Соблюдение единого орфографического режима  учителями начальной школы.

4. Итоги 1 четверти.

По первому вопросу слушали доклад Морозенко С.И. «Универсальные учебные действия. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у учащихся  общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Также Светлана Ивановна обратила внимание на следующие вопросы:

Почему именно сейчас в процессе обучения акцент сделан на формирование УУД.

 

По второму вопросу была представлена презентация УМК «Школа 21века», «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной   Учителя высказали свое мнение .

По третьему вопросу выступила Постникова М.А. Марина Альбертовна рассказала о необходимости соблюдения единого орфографического режима всеми учителями. Она подробно остановилась на следующих вопросах:

порядок ведения и оформления тетрадей;

оформление надписей на обложке тетради

оформление письменных работ по русскому языку;

оформление письменных работ по математике;

4 вопрос

Был проведен анализ итогов 1 четверти.

Решение:

Принять информацию к сведению для использования в работе.

Руководитель МО______ Постникова М.А.

        

Протокол №3

«Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов».

от «12» февраля 2016 г.

Присутствовало –5 чел.:

  1. Федотова Е.М. -  заместитель директора по УВР
  2. Постникова М.А.- учитель начальных классов
  3. Морозенко С.И. -  учитель начальных классов
  4. Кабышко А..О. -  учитель начальных классов
  5. Дикун С.В.- учитель начальных классов

                  Повестка:

1.Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

2.Использование мультимедийных презентаций на уроках.

3.Типы уроков с использование ИКТ.

4. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе.

5.Итоговая аттестация в 4 классе.

            По первому вопросу заслушали Постникову М.А. «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.» В своем докладе она обратила внимание на то , что  наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

  • Применение ИКТ на уроках усиливает:
  • - положительную мотивацию обучения
  • - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

        По второму вопросу  выступила Кабышко А.О.  Она рассказала  об использование мультимедийных презентаций на  уроках в начальной  школе и том чем надо руководствоваться при подготовки презентации.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать  следующие этапы:

Диагностика, прогнозирование, планирование.

Анастасия Олеговна остановила свое внимание на каждом этапе работы.

Диагностика: характер учебного материала, структура урока, временные затраты в учебном процессе, возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

Прогнозирование: оценка различных вариантов проведения урока, выбор наиболее оптимального

Планирование: создание методической структуры урока, выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

        Третий вопрос: «Типы уроков с использование ИКТ.» Эту тему раскрыла в своем выступлении Морозенко С.И.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  • комбинированный урок,
  • урок – контроль и коррекции,
  • урок совершенствования знаний и умений

      4 вопрос.  Психолог Пермякова Н.Н.  ознакомила с результатами психолого-педагогического тестирования первоклассников. Дала необходимые  рекомендации учителю по работе с отдельными учениками класса.

        5  вопрос. Дикун С.В. рассказала о том  о том как проходит подготовительная работа  к итоговой аттестации четвероклассников.

Решение:

Принять информацию к сведению для использования в работе.

Руководитель МО______ Постникова М.А.

Протокол №4

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО»

от « 8 » апреля 2016г.

Присутствовало –5 чел.:

  1. Федотова Е.М. -  заместитель директора по УВР
  2. Постникова М.А.- учитель начальных классов
  3. Морозенко С.И. -  учитель начальных классов
  4. Кабышко А..О. -  учитель начальных классов
  5. Дикун С.В.- учитель начальных классов

Повестка:

1. Основы моделирования урока.

2.Описание возможных вариантов структур уроков разных типов.

3.Алгоритм подготовки урока.

4. Итоговая аттестация обучающихся.

            По первому вопросу  «Основы моделирования »была просмотрена презентация и состоялось обсуждение по данной теме.

         Урок-это социально-педагогическая система. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. В ходе дискуссии были рассмотрены следующие вопросы: отбор содержания материала к уроку, этапы разработки урока, моделировние урока.

        По второму вопросу заслушали Постникову М.А .Она рассказа о возможных вариантах структур уроков разного типа. Было выделено 8 структур урока:

Структура урока изучения нового материала,

структура урока формирования умений и навыков,

структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков,

структура урока применения знаний, умений и навыков

структура урока  повторения,

структура урока проверки знаний

структура повторительно-обобщающего урока

структура комбинированного урока.

Были даны подробные характеристики каждой структуре урока.

По третьему вопросу Морозенко С,И.  рассказала о том, как эффективнее подготовить урок.

            Необходимо  определить цель, уточнить тип урока, вид урока, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения, определить структуру урока, все дидактические задачи решать только на уроке.

            4вопрос затрагивал итоговую аттестацию обучающихся.  Учителя рассказали, как проводят подготовительную работу к итоговой аттестации обучающихся. Каждый учитель поделился своим опытом.

Решение:

Принять информацию к сведению для использования в работе.

Руководитель МО______ Постникова М.А.

Протокол №5

«Результаты деятельности коллектива начальной школы»

от « 29 мая 2016г.

  1. Федотова Е.М. -  заместитель директора по УВР
  2. Постникова М.А.- учитель начальных классов
  3. Морозенко С.И. -  учитель начальных классов
  4. Кабышко А..О. -  учитель начальных классов
  5. Дикун С.В.- учитель начальных классов

Повестка:

1. Отчет по темам самообразования.

2.Анализ контрольных работ учащихся.

3.Выполнение учебных программ по предметам.

4. Обсуждение плана работы на 2016/2017уч год

           .Первый вопрос. Учителя выступила с докладами по своим темам.

             Постникова М.А. «Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения»

             Проблема формирования познавательных интересов младших школьников- одна из важнейших задач современной школы. Творчество – самая высокая ступень  познавательной и практической деятельности учащихся. Цель творческой деятельности -развитие их познавательных способностей. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

            Кабышко А.О. «Актуальность ИКТ в практике учителя  в условиях современного введения ФГОС.».

Применение ИКТ на уроках в нач.классах помогает учителю по новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным .В нач классах можно использовать информационные технологии на всех этапах урока.

             Дикун С.В. «Исследовательская деятельность учащихся начальной школы» Исследовательская деятельность -одна из прогрессивных форм обучения в нач школе. Она позволяет наиболее полно  выявлять и развивать как их интеллектуальные так и творческие способности.

Светлана Владимировна рассказала об этапах исследовательской деятельности.

              Морозенко Светлана Ивановна выступила с докладом «Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий».

              Второй вопрос был посвящен анализу контрольных работ обучающихся. Завуч Елена Михайловна рассказала о типичных ошибках и порекомендовала на что надо обратить внимание для их исправления.

        Третий вопрос .По данному вопросу все учителя представили отчеты о прохождении учебных программ по предметам.

        Четвертый вопрос.

Был обсужден план работы на следующий уч год.

Решение:

Принять информацию к сведению для использования в работе.

Руководитель МО______ Постникова М.А.

Об итогах школьного интеллектуального марафона «Бобренок» для учащихся 1-4 классов в 2015-2016 учебном году.

В соответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов 28 октября прошел школьный интеллектуальный марафон «Бобренок»

 Итоги школьного интеллектуального марафона «Бобренок»

1 класс

1место

Петрова Дарья

2место

Пустобаева Анна

3 место

Терещенко Эвелина

2  класс

1место

Басов Руслан

2место

Матушкин Артем

3 место

Мартьянов Егор

3 класс

1место

Коробкова Варвара

2место

Шульгина Вероника

3 место

Дубовицкая Анастасия

4 класс

1место

Клещев Владимир

2место

Борисова Мария

3 место

Рачкова Ангелина

Члены жюри:

Красильникова Е.Н.

Кабышко А.О.

Морозенко С.И.

Анализ работы МО начальных классов за 2015-2016учебный год.

                 В течение 2015-2016 учебного года коллектив учителей начальных классов работал над методической темой:

«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

                В состав методического объединения входят четыре учителя, два из них имеют первую категорию, Кабышко А.О.– соответствие, Дикун С.В.- без категории.

                Каждый преподаватель работает над своей темой самообразования:

                Постникова М.А. «Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения»

                Кабышко А.О. «Актуальность ИКТ в практике современного учителя в условиях введения ФГОС»

                Морозенко С.И. «Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий»

               Дикун С.В. «Развитие исследовательской деятельности у учащихся в начальной школе».

                Учителя начальных классов работают по следующим  учебно – методическим комплектам: Постникова М.А. ,Кабышко А.О., Дикун С.В. «Школа XXI века», Морозенко С.И. «Школа России».

В течение учебного года учителя посещали обучающие курсы и семинары.                                                              В 2015-2016 уч.году  был набран один  первый класс в котором учитель Морозенко С.И. четко организовала период адаптации детей к школе, провела родительские собрания на тему «Адаптация учащихся первого класса к обучению в школе». Учитель провела заседание  круглого стола на тему «Преемственность в работе с детьми на этапе детский сад - начальная школа».

 В течение 2015-2016 уч. года  на заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:

- Требования к рабочей программе по учебному предмету как основному механизму реализации основной образовательной программы;

- Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности;

-Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников;

-Условия формирования устойчивой учебной мотивации у обучающихся;

-Согласованность планируемых результатов и использованных средств педагогических технологий для успешного обучения и воспитания детей.

В течение года было проведено пять заседаний МО:

         Заседание 1

  «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015– 2016 учебный год»  

          Заседание 2

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе при помощи современных образовательных технологий

          Заседание 3

«Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов».

        Заседание 4

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО.»

        Заседание 5

«Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса»

Так же в течение года учителя начальных классов отчитывались по темам самообразования и выполнения обязательного минимума содержания образования.

  В течение учебного года учителями была организована взаимопроверка тетрадей , проверка техники чтения по полугодиям, были проведены итоговые и комплексные контрольные работы во всех классах начальной школы по всем предметам.

Программный материал учителями начальной школы выполнен. Отставания были ликвидированы за счет резервных уроков, объединения тем.

 Преподаватели начальной школы работают с одаренными учащимися и уделяют большое внимание работе с отстающими.

                В 2015-2016 учебном году среди учащихся 1-4 классов были проведены школьные олимпиады, по математике и русскому языку при выполнении которых, ребята показали хорошие результаты.

               Учителя и учащиеся начальной школы приняли участие в учебных и социальных проектах разного уровня. В начальной школе прошла акция-проект «Дети + творчество =  Творческие дети», акция Центра Дополнительного образования «Покормите птиц».

               В рамках предметной недели проходили различные конкурсы, КВНы, классные часы  в которых учащиеся принимали активное участие.

                  В учебном году ребята активно принимали участие в различных российских и региональных конкурсах: «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок» «Майская Дино-олимпиада» и т.д., а так же в школьных и муниципальных конкурсах.

Учащиеся приняли активное участие в районном конкурсе рисунков « Мой родной город в разное время года», «Мастерская Деда Мороза», международном конкурсе «Апельсин».

                 В 2016 - 2017 учебном году МО учителей начальных классов планирует продолжить изучение новых программ и технологий и внедрение их в работу, продолжить работу по проведению олимпиад, предметных недель, запланировать открытые уроки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип равенства позиций
  • Принцип доверительности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:

  • метод анализа
  • метод сравнения
  • метод обобщения
  • метод классификации
  • формулировка понятий
  • внутренний план действий

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы
  • презентации к урокам
  • логические игры
  • тестовые оболочки
  • ресурсы Интернет
  • электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

  • Владеть основами работы на компьютере.
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы:

диагностика

прогнозирование

планирование

ДИАГНОСТИКА:

характер учебного материала

структура урока

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

создание методической структуры урока

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

подведение итогов урока

домашнее задание.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  • в изготовлении учебного пособия;
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Типы уроков с использованием ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  • комбинированный урок,
  • урок – контроль и коррекции,
  • урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма (по типу КСО);
  • индивидуальная форма обучения

Фронтальная форма. Русский язык .Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное”

Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются.

Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

Подходы к созданию электронных учебных материалов

для начальной школы:

1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же методика применения электронных учебных материалов

при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, я также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого - педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...

План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...

Планы работы с учащимися.План участия в мероприятиях для детей федерального, регионального и муниципального уровня 2020-2021 учебный год.

Планы работы с учащимися.План участия в мероприятиях для детей федерального, регионального и муниципального уровня 2020-2021 учебный год....

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...