Программа Школа Здорового Образа Жизни
методическая разработка на тему

Сметанина Елена Валентиновна

Пояснительная записка

Здоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих  специалистов, в том числе и учителей  начальных классов.

Понятие образ жизнивключает следующие  составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за своё здоровье.

Выделяют несколько основных слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, социальный.

Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво  и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений (ходьба, бег, прыжки и др.)

На основании изложенного определена главная цель курса  Школа Здорового Образа Жизни - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_zdorovogo_obraza_zhizni.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Койинская СОШ»

Программа

внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

«Школа Здорового Образа Жизни»

Составила: Сметанина Е. В. 

2013

Пояснительная записка

Здоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих  специалистов, в том числе и учителей  начальных классов.

Понятие образ жизни включает следующие  составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за своё здоровье.

Выделяют несколько основных слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, социальный.

Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво  и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений (ходьба, бег, прыжки и др.)

На основании изложенного определена главная цель курса  Школа Здорового Образа Жизни - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Основные задачи  курса:

  • вызвать у школьников интерес к Школе Здорового Образа Жизни, позволив ощутить красоту и радость движения;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
  • обучить  младших школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • Обеспечение физического и психического саморазвития.

Методы и средства, используемые в учебно-воспитательном процессе младших школьников, должны быть адекватны  целям развития детей. Особую актуальность представляет подвижная игровая деятельность, с помощью которой создаётся благоприятная атмосфера учебно-воспитательного процесса, активизируются умственные силы ребёнка, необходимые для формирования учебной деятельности. Подвижная игра  также является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с её помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Для каждой возрастной ступени разработаны 10 занятий.

Начинать проведение занятий в рамках предлагаемого курса возможно как с первого, так и со второго, либо с третьего класса.

Реализация программы осуществляется через систему уроков здоровья, организацию сотрудничества с родителями.

Структура программы

Название блоков

Задачи

Формы мероприятий

1-й год – «Доктора природы»

Способствовать формированию у учащихся:

- позитивных факторов влияющих на здоровье;

- представлений  о правильном питании;

- навыков бережного отношения к осанке;

- стремление к здоровому образу жизни;

Обучать:

- выполнению правил личной гигиены;

- сохранению своего здоровья

Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье.

Игры, краткие беседы, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами (скакалка, г/палки, воздушные шарики) физкультминутки, упражнения под дидактический рассказ, практикумы, праздники (обобщающие занятия)

2-й год – «Школа юных олимпийцев»

Способствовать формированию у обучающихся:

- культуры двигательной активности;

- привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику;

Вызвать желание у детей побеждать в себе свои отрицательные привычки.

Воспитание нравственной культуры, интереса к истории спорта.

Игровые упражнения на развитие двигательной активности», комплексы различных упражнений, конкурс загадок, беседа с использованием занимательного материала, рассказ , праздник

3-й год «Собирайся детвора со всего двора»

Способствовать формированию у обучающихся:

- положительной мотивации к двигательной деятельности;

- двигательных навыков и физических качеств;

- правильной осанки;

Воспитание сплочённого коллектива, доброжелательных взаимоотношений;

- осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью

Подвижные игры (для развития быстроты двигательной реакции, быстроты движений руками, развития координационных способностей и т.д.), весёлые старты.

4-й год «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Способствовать формированию навыков:

- владения собой, умения контролировать своё психическое состояние;

- бережного отношения к своему здоровью;

Проводить профилактику вредных привычек (никотин, алкоголь);

Обеспечение физического и психического саморазвития

Беседы, подвижные игры с дидактической направленностью, оздоровительные минутки, тренинг, урок-праздник

План работы с детьми

I класс (10 часов)

Тема занятия

Содержание занятия

Практический навык

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

I четверть (3 ч)

«Доктора природы»

«Советы доктора Воды»

«Доктор Чистая Вода»

Праздник чистоты! «К нам приехал Мойдодыр!»

II четверть (2 ч)

«Доктор Свежий Воздух».

«Доктор Упражнения».

III четверть (3 ч)

«Доктор Красивая

Осанка»

«Доктор Правильное Питание»

«Доктор Активный Отдых»

IV четверть (2 ч)

«Доктор Разум»

Урок-игра «В гостях у Докторов природы»

Цель – способствовать формированию у мл. школьников жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; воспитывать любознательность, честность, творческую инициативу

Основы ЗОЖ 

Игра-путешествие в страну «Здоровячков»; Психологическое упражнение на развитие умения понимать друг друга; беседа по теме (о чистоплотных животных); советы доктора воды.

 

Основы ЗОЖ (значение закаливания для организма)

Ходьба (с сохранением правильной осанки)

Комплекс упражнений «Весёлый дождик»

Правила личной гигиены

Основы ЗОЖ (правильное дыхание)

Бег (с высоким подниманием бедра, семенящим шагом и т.д.)

Дыхательные упражнения

Упражнения под дидактический рассказ;

Общеразвивающие упражнения;

Игра «Запрещённое движении»;

Игра «У ребят порядок строгий».

Основы ЗОЖ (скелет наша опора)

Комплекс специальных упражнений

«Ровная спина»

Игра «Замри»

Основы ЗОЖ (о правильном питании)

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет здоровье»

Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

Золотые правила питания

Комплекс упражнений с шарами «Праздник»

Скороговорка

Музыкальная физкультминутка

Игра «Кто в саду?»

Основы ЗОЖ (философия цветка)

Игра «Это я!»

«Научись владеть собой» тренинг

Обобщение пройденного за год

Здоровый образ жизни, общение со сверстниками.

Навыки правильного ухода за руками и телом

Гигиенические навыки; навыки ухода за одеждой

Правила приёма воздушных ванн

Комплекс упражнений с малыми мячами;

Правила игры «У ребят порядок строгий»

Правила положения тела;

комплекс специальных упражнений «Ровная спина».

Поведение за столом; употребление полезных продуктов, не зависимо от вкуса человека.

Игры для отдыха на переменах

Наблюдения за собой

Здоровый образ жизни; общение со сверстниками.

II класс (10 ч)

Тема занятия       

Содержание занятия

Практический навык

1.

«Школа юных олимпийцев»

I четверть (3 ч)

Спорт в жизни людей

Цель – способствовать укреплению физического и психического здоровья младших школьников; прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.

Правила поведения на уроках  здоровья.

Знакомство с олимпийской азбукой.

Комплекс упражнений «Олимпионики»

Правила поведения

2.

Зарядка в стране Олимпиоников

Знакомство с режимом дня, его значением.

Упражнение «Ласка» (психофизическая тренировка).

Комплекс утренней зарядки олимпиоников.

Соблюдение режима дня

3.

Гигиена Олимпиоников

Упражнения «утренняя эстафета».

Олипийская азбука (Кто хочет стать олимпийцем?).

Цирковая школа олимпиоников (упражнения: «Колобок», «Мы одна команда», «Цирковые трюки»).

Здоровый образ жизни.

Комплекс утренней зарядки

4.

II четверть (2 ч)

Двигательные упражнения олимпиоников с предметами

Олимпийскя азбука (как награждали победителей олимпийских игр).

Упражнения по развитию двигательной активности учащихся с предметами.

Двигательная активность

5.

Движение есть жизнь

Олимпийская азбука (рассказ о Пьере де Купбертэне, возродившем олимпийскик игры)

Беседа о зарядке.

Блок двигательных упражнений «Близнецы», «Путаница», «Необыкновенная эстафета»)

Двигательная активность

6.

III четверть (3 ч)

Значение осанки в жизни человека

Беседа «Осанка – стройная спина»

Олимпийская азбука (открытие олимпийских игр)

Упражнения по формированию осанки учащихся без предметов («На посту», «Тревога», «Тренировка», «Индийский танец»)

Следить за осанкой ; красивая ходьба

7.

Бег вчера и сегодня

Олимпийская азбука (рассказ об истории необычного марафона)

Свод правил бега «Нужно», «Можно» и «Нельзя» в беге»

Комплекс упражнений для развития навыков бега («За ветром», «Тройка» и др.).

Здоровый образ жизни. Двигательная активность

8.

Бег в стране Олимпиоников

Игра «Подари тепло другу (психофизическая тренировка)

Олимпийская азбука (история, происшедшая на 111 Олимпийских играх в Америке)

Упражнения для бега с предметами: газета, мягкая игрушка, книга, кегли.  («За рулём», «Гнев», «Жалость» и др.

Общение со сверстниками; двигательная активность; красивая ходьба. бег

9.

IV четверть (2 ч)

Бег в нашей жизни

Олимпийская азбука (как научиться преодолевать препятствия)

Упражнения в беге с препятствиями («Ученики», «По горам, по холмам» и др.)

Упражнение на релаксацию

Потребность в движении

10.

Праздник спорта в стране Олимпиоников (совместно с родителями)

Обобщение пройденного

Форма проведения занятия: робинзонада

Общение среди людей

III  класс (10 ч)

    Тема занятия

Содержание занятия

Практический навык

1.

«Собирайся детвора со всего двора»

I  четверть (3 ч)

Коми народные игры

Цель –обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам; содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма обучающихся.

Основы ЗОЖ (о значении подвижной игры)

Знакомство с коми народными играми: «Лунка», «Чери-бери», «Чур, юр», «Игра с верёвкой» и др.)

Соблюдение правил игры, игры со сверстниками.

2.

Русская игра «Городки»

Разучивание игры «Городки»

Правила игры «Городки».

3.

Подвижные игры

Упражнения для осанки.

Ходьба (со сменой длины и частоты шага, с перешагиванием через препятствия)

Прыжки (толчком двух ног с поворотом на 180 градусов, в глубину, в высоту с разбега)

Подвижные игры для развития быстроты двигательной реакции («зайцы в огороде», «Салки в приседе»)

Красивая ходьба; двигательная активность.

4.

II Четверть (2 ч)

Детвора со всего двора

Равновесие (ходьба по бревну на носках, приставным шагом)

Подвижные игры на свежем воздухе для развития быстроты, координационных способностей («Перелёт птиц», «Передай садись» и др.)

Точные движения,  контроль за своим поведением во время игр.

5.

Спортивная игра «Лётчики»

Эстафеты с использованием спортивных снарядов

Общение со сверстниками

6.

III четверть (3 ч)

Кто больше игр знает

Бег (с изменение скорости, в заданном темпе)

Танцевальные упражнения (Танцевальный ход «Вальс»)

Подвижные игры для развития общей выносливости «Кто быстрее», «Мяч капитану»)

Двигательная активность,

стремление к преодолению  трудности .

7.

Подвижные игры на лыжах

Разминка лыжника

Подвижные игры на лыжах «Кто дальше?», «Эстафета без палок», «Упряжка» и др.

Закаливание организма, навыки ходьбы на  лыжах

8.

Спортивная игра «Детское многоборье»

Обобщающее занятие

Наблюдения за своими возможностями

9.

IV четверть (2 ч)

«Играем вместе с весной»

Лазание,  перелезание (лазание по наклонной и горизонтальной г/скамейке, г/лестнице, по канату

Упражнения для осанки

Подвижные игры  

Стремление к самостоятельным физкультурным занятиям

10.

Спортивная игра «Тайга зовёт» (совместно с родителями)

Эстафеты

Общение со сверстниками, здоровый образ жизни.

IV класс (10 ч)

   Тема занятия

Содержание занятия

Практический навык

1.

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

I четверть (3 ч)

Как помочь сохранить себе здоровье

Цель: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Учимся: думать и действовать;

                находить причину и последствия событий  

Наблюдения за собой

2.

Что зависит от моего решения

Принимаю решение

Я отвечаю за своё решение

Наблюдения за собой, умение видеть собственные недостатки и бороться с ними.

3.

КВН «Наше здоровье»

Систематизация полученных знаний

Общение со сверстниками

4.

II четверть (2 ч)

Злой волшебник – табак

Что мы знаем о курении.

Зависимость.

Бережное отношение к своему здоровью

5.

Как сказать – НЕТ!

(деловая игра)

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ

Умей сказать НЕТ

Как сказать НЕТ

Бережное отношение к своему здоровью, стремление к самовоспитанию

6.

III четверть (3 ч)

Я умею выбирать

 Тренинг безопасного поведения: анализ ситуации;

игра «Выбери правильный ответ»;

«Дерево решений»

Волевые тренинги

7.

Помоги себе сам

Волевое поведение:

Беседа по теме о том, что принимать решения важно для нас, что такое «воля»;

Игра «Сокровища сердца»

Стремление к самосовершенствованию, воспитание воли

8.

Праздник «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Обобщение знаний

 Гигиенические навыки,  общение среди людей

9.

IV четверть (2 ч)

Мальчишки и девчонки

Беседа (о роли женщины и мужчины в обществе).

Игра «Противоположности».

Анализ ситуации «сила не право».

Общение со сверстниками, толерантность

10.

Обобщающее занятие «будем делать хорошо и не будем плохо»

Беседа «Делать людям хорошо- хорошеть самому»;

Работа с пословицами

Чтение стихотворений о добре

Высказывания о добре

 р

стремление к добрым поступкам

Ожидаемые результаты

Выпускник получит возможность познакомиться с:

  •  элементарными гигиеническими  навыками;
  • правилами поведения в игре;
  • «Азбукой олимпийских игр»;
  • народными коми и русскими играми;
  • полезными для здоровья поступками;
  • о вредном влиянии курения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать элементарные гигиенические правила;
  • наиболее целесообразным  и экономным игровым приёмам;
  • познавать самого себя и свои возможности;
  • отличать полезные для здоровья занятия;
  • пытаться принимать правильные решения;
  • стремиться к тому, чтобы уметь сказать НЕТ;
  • проявлять дружбу.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по основам курса

     Оценивая учащихся в рамках программы «Школа ЗОЖ», прежде всего учителю стоит поверить в своих учеников, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать ситуацию успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.

Основная функция контроля со стороны учителя видится в постоянном прослеживании процесса развития младшего школьника.

Виды контроля:

  • Самостоятельная двигательная деятельность учащихся на занятиях курса.
  • Игры-эстафеты.
  • Диагностическое тестирование.
  • Соревнования.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва «ВАко» 2007г.
  2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Москва. «Вако». 2004г.
  3. Обухова Л.А.  «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы» Москва. «Вако». 2007г.
  4. Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость» спортивные игры с нестандартным оборудованием. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003.
  5. «Атлас  республики Коми». Москва. Дизайн. Информация. Картография. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".

Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...

Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья

Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)

Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...