Педагогическая поддержка социализации младших школьников
статья на тему

Смолина Юлия Сергеевна

Полное описание работы над этой проблемой и создание буклета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Педагогическая поддержка социализации младших школьников»

I. Вводная часть

Я работаю учителем начальных классов с 2003 года. Поэтому  проблемы детей младшего школьного возраста мне хорошо знакомы.

В работе с детьми недооценивается значение игровой деятельности как средства социализации личности. Игра содержит значительные резервы для естественного включения младшего школьника в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация младшего школьника в игровой деятельности приобретает особое значение.

Поэтому с 2010 года я работаю над темой «Педагогическая поддержка социализации младших школьников». Считаю, что это очень актуально в наше время, когда происходят социально-экономические преобразования. Они затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования. Наши воспитанники вынуждены «выходить» в общество личностью, готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути.

Работая над этой темой, я познакомилась с теоретическим материалом, составила план работы с детьми.

II. Теоретическая часть

Л.В. Мардакаев в "Словаре по социальной педагогике” дает такое определение социализации: "Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности.

Для детей 7-8 лет характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни; становление социальной зрелости; овладение социальным опытом; возникновение общественных мотивов. Ситуация поступления в школу является первой обязательной ситуацией, в которой общество предъявляет ряд требований к социальной зрелости ребенка младшего школьного возраста. Таким образом, младший школьный возраст рассматривается как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования предпосылок дальнейшего социального и личностного развития.

В настоящее время социально-экономические преобразования неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования и непосредственно связанных с объективной потребностью общества в личности; готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации школьников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций ребенка в обществе.

Социализация младших школьников как социально-педагогическое явление— важный процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации, обеспечивающей социальное становление ребенка.

Между тем в работе с младшими школьниками недооценивается значение игровой деятельности как средства социализации; личности.

Игра, как подтверждают исследования, содержит значительные резервы для естественного включения младшего школьника в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация младшего школьника в игровой деятельности приобретает особое значение.

Доказано, что  организованная игровая деятельность служит основанием для всестороннего развития личности.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.

В ходе своей работы я обнаружила, что некоторые привитые качества в школе не поддерживаются в социуме; игровой деятельности в общеобразовательном процессе не достаточно для потребности детей; мало программно-методического обеспечения для реализации на практике.

Объект исследования: игровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования: социализация младших школьников в игровой деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель социализации младших школьников в игровой деятельности.

Второй этап характеризовался тем, что на основе изученной теории была  экспериментально проверена модель социализации младших школьников в игровой деятельности и комплексная программа социоориентированных игр «Игра и социум», отрабатывались педагогические условия эффективности реализации разработанной модели.

Основные методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестовая беседа, блиц-опрос, собеседование.

Научная новизна исследования:

- раскрыта сущность социализации младших школьников как процесса, обеспечивающего обогащение социальных знаний о мире, формирование социально ориентированных мотивов, накопление социального опыта личности;

- выявлены компоненты социализированности младших школьников: информационно-когнитивный, мотивационно-эмотивный, конативно-деятельност-ный, интегрирующие знания об обществе, мотивы взаимодействия с социумом, опыт социального поведения личности;

- определены особенности игровой деятельности, значимые в становлении младших школьников (разнообразие предметного содержания игр, их эмоциональная привлекательность, практическая направленность на творчество);

- обоснованы педагогические условия реализации модели социализации младших школьников в игровой деятельности, включающие: целевое конструирование социально-ориентированного-содержания- игровой деятельности; педагогическое обеспечение социально-развивающего общения младших школьников; создание социализирующей среды игровой деятельности для творческой актуализации социального опыта личности.

Теоретическая значимость исследования:

- обоснованы этапы процесса социализации младших школьников в игровой деятельности (социальное обучение, самопознание, самореализация) в условиях деятельности учреждений дополнительного образования;

Практическая значимость исследования:

- апробирована комплексная программа социоориентированных игр «Игра и социум», включающая: блок «Знание», направленный на выявление причинно-следственных связей между явлениями социума; блок «Общение», способствующий обогащению деятельности воспитанников нормами коллективного поведения; блок «Игротворчество», стимулирующий развитие инициативности и самостоятельности детей в реализации приобретенных социальных знаний об окружающей действительности;

- выявлены критерии и соответствующие показатели социализированно-сти младших школьников, позволяющие корректировать процесс социализации детей в игровой деятельности;

- создан комплект подвижных и коммуникативных игр, применяемых для социализации младших школьников в учреждениях дополнительного образования, и научно-методические рекомендации по его использованию.

1. Социализация младших школьников представляет собой процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентии рованные мотивы и социальный опыт личности. Первичным этапом внешней и внутренней социализации младших школьников выступает игровая деятельность, обладающая значительным потенциалом для освоения окружающей их действительности.

2. Социализированность младшего школьника как; результат его социализации— личностная характеристика, структурно представленная» следующими^ компонентами: информационно-когнитивным- (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации), мотивацион-но-эмотивным (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; удовлетворенность межличностными отношениями; самооценка в системе статусно-ролевых связей общества), конативно-деятель-ностным (интенсивность участия в игровой деятельности, социально адекватная нормативность поведения, творческая актуализация собственного опыта).

3; Игровая деятельность способствует становлению социализированности младших школьников в силу следующих особенностей: разнообразия предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающей действительности; эмоциональной привлекательности, обеспечивающей мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; творческого характера игрового процесса, дающего возможность самореализации и индивидуального проживания уникальных социальных ролей, закрепления навыков социального поведения.

4. Модель социализации младших школьников в игровой деятельности обеспечивает эффективность педагогического процесса, так как: «о цели предусматривает активизацию субъектной позиции воспитанника в освоении и преобразовании окружающей среды; по содержанию предполагает расширение диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия; «о логике требует поэтапной реализации относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов — социального обучения, самопознания, самореализации; пo результатам обеспечивает творческую самореализацию личности и обогащение ее социального опыта.

Результаты работы позволяют сделать вывод, что одним из определяющих условий успешной реализации предлагаемой  модели выступает целевое конструирование социально ориентированного содержания игровой деятельности младших школьников. При реализации первого блока программы  «Знание» младшими школьникам осваивались сюжетно-ролевые игры; влияющие на сформированность информационно-когнитивного компонента социализированности («Организация», «Роли-атрибуты»).

При этом школьники были включены в игровую деятельность, направленную на ознакомление с различными социальными институтами, социальными учреждениями и социально признанными мерами взаимоотношений человека и общества; на информирование о содержании социальных ролей с применением соответствующих вещей-атрибутов и созданием имиджа (ожидаемый внешний облик и особенности поведения в данной роли). В результате воспитанники накапливали социальные знания, информацию о нормах современного общества, вскрывали причинно-следственные связи между явлениями социума.

Посредством использования игр с правилами, элементами соревнований происходило освоение младшими школьниками второго блока программы  «Общение».

По форме и содержанию игры отличались тем, что действия участников и их взаимоотношения регламентировались заранее сформулированными правилами, обязательными для всех. Это позволило школьникам с высоким уровнем социализированности проявить свои способности при решении наиболее сложных игровых заданий: они выступали в роли инструктора, проявляли ответственность и инициативу, стремились передать знания товарищам, что способствовало установлению позитивных отношений со сверстниками.

Третий блок программы  «Игротворчество» содержал игры, созданные детьми и поход.  Создание  игр было связано с развитием инициативы, фантазии, активности ребенка: он был свободен в выборе сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе игровых материалов.  Школьники были включены в самостоятельную деятельность, что давало возможность проявить себя, самоутвердиться в социальной среде.

Поход способствовал формированию у ребенка нового отношения к себе, к товарищам, к миру, что помогало по-иному понять и оценить окружающую природу, задуматься о месте человека в мире и в обществе. Поход создал школьникам большие возможности для собственных открытий в познании и изучении окружающей среды, поиска новых приемов и способов самореализации.

Главная ценность педагогической поддержки состояла в создании системы взаимной ответственности и взаимозависимости, толерантности в сфере игрового взаимодействия младших школьников.

В игре школьник овладевает социальными нормами, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми.

 Комплекс игровых коммуникативных упражнений используется для активизации группового взаимодействия. Ученики последовательно вырабатывают умения находить свое место в групповом решении, при необходимости берут на себя лидирующую роль, адекватно оценивают ситуацию, оказывают помощь и поддержку остальным членам группы.

Участие школьников в игровых упражнениях позволяет расширить диапазон эмоций, соотнести эмоции и ситуации, в которых они проявлялись.

От учителя необходима поддержка, которая обеспечивает признание права каждого на отличие во мнениях, суждениях, вкусах, способностях, умение подчеркнуть уникальность и неповторимость его личностного «Я».

В итоге многим ученикам к концу 2 класса удалось научиться уважать чувства других, быть тактичным, терпимым в отношениях, готовым принимать и поддерживать своих сверстников.

III. Вывод:

Особенностями игровой деятельности, которые способствуют социализации младших школьников, служат: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.

IV. Список  литературы
1. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208 с. 
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с. 
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с. 
4. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7. 
5. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение, 2003. 256 с. 
6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 95 с. 
7. Маслова Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2008. № 3. 
8. Мищенко З. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. 
9. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Межвузовский сборник научных трудов / Под. ред. И. П. Шаховой. - Пенза: ПГПИ им. В. Г. Белинского, 1993. 86 с. 
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с. 
11. Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Автореф. дисс. ... к. п. н. Самара, 1999. 23 с. 
12. Чебыкин Л. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6. 
13. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 207 с. 
14. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...

Буклет Педагогическая поддержка социализации младших школьников

В буклете изложен краткий материал по данной теме....

Статья "Социализация младших школьников как педагогическая проблема"

В данной статье изложены основы социализации младших школьников.Рассмотрены подходы к изучению процесса социализации учащихся с точки зрения педагогики.Проанализирована специфика этого процесса с учет...

"Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» как эффективный способ социализации младших школьников".

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» для успешной социализации и адаптации учащихся, развития их коммуникатив...

Доклад на тему: «Особенности социализации младших школьников. Проблемы социализации»

Основной задачей педагога в младших классах является облегчение вхождение ребенка в общность с новыми правилами, где главным процессом является процесс обучения и отчасти труда. В этой связи в р...