Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».
статья на тему

Каблак Ольга Валерьевна

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Слайд 1.

Метапредметные результаты формируются в начальной школе и развиваются в основной школе в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельности при реализации  учебных программ, учебных программ по всем предметам, внеурочной деятельности.

Одним из средств достижения метапредметных результатов является проектная деятельность обучающихся.

1. Актуальность

В условиях перехода на новые образовательные стандарты   важнейшей задачей образования является научить детей учиться.

- Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?   

  • Критическое и системное мышление;
  • Направленность на саморазвитие;
  • Умения ставить и решать проблемы;
  • Коммуникативные умения;
  • Творчество и любознательность;
  • Умения работать с информацией;
  • Социальная ответственность.

2. Из истории проектной деятельности

    Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель Я.А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения.  Он  писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали небо, дубы, т.д. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».  Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. Метод проектов зародился во второй половине 19 века в США. Основоположником этой концепции был американский философ и педагог Дж. Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались параллельно с американскими. Уже  в конце 19 века в школе Л.Н. Толстого сельские ребята на природе выполняли различные проекты- задания. Начиная с 1905г опытные школы П.П. Блонского и С.Т. Шацкого активно работали по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Слайд 2. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». На мой взгляд, эта китайская пословица наиболее точно характеризует необходимость проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главное - вовлечь ребёнка в этот процесс.   

3. Классификация проектов, темы проектов в начальной школе.

   Слайд 3. Проектная технология –  это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.    Метод проектов в педагогике – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение результата в виде материального или интеллектуального продукта.

    

Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка, несложны и просты. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

Слайд 4. Формы реализации проекта различны: это может быть печатная работа,  рисунок, книга,отчёт о проведённом эксперименте, газета, наглядное пособие, фотоальбом, альбом, гербарий, книжка-раскладушка

Со 2-го класса  я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов  невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только детей, но и даю консультации их родителям.

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что бы организовать работу так, чтобы ученик чувствовал, не смотря на помощь учителя, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.

Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция.

Тематика проектов по программе «Школа России».

2класс.

1) Мой любимый детский журнал. (Лит. чт.)

2) Газета «День Победы – 9 мая». (Лит. чт.)

3)Математика вокруг нас. Узоры на посуде.

4) Оригами. (Математика).

5) Родной город.

6) Красная книга .или возьмём под защиту.

7) Профессии.

8)Страны мира.

9) Родословная.

10) И в шутку  и всерьёз!

11)Пишем письмо.

12) Рифма.

3класс.

1) Сочиняем волшебную сказку.

2) Праздник поэзии.

3)Задачи-расчеты.

4) Математические сказки.

5)Тайна имени.

6) Имена прилагательные в загадках.

7)Составляем орфографический словарик.

8) Разнообразие природы родного края.

9) Школа кулинаров.

10)Музей путешествий.

11) Готовим спектакль.

Слайд 5-6 .

Организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

В сфере личностных УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирование самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

В сфере регулятивных УУД:

  • умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;составление плана работы и следование ему по достижению цели;
  • сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
  • понимание причин, возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

В сфере познавательных УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
  • умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • сравнивать, обобщать, делать выводы.

В сфере коммуникативных УУД:

  • умение работать в группе;
  • умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выражать мысли.

Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.

Этапы работы над проектом.

Первым этапом является этап мотивации. Здесь важно создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.  

Второй этап - подготовительный. На данном этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности. Перед делением на группы необходимо объяснить, что есть лидер, художник, есть ученик, которому можно поручить сделать презентацию (при помощи родителей или учителя). Главная цель -дети должны учиться выстраивать свои отношения в любом коллективе. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Составим план действий.

Третий этап- информационно - операционный.

Здесь идёт реализация проекта. Собрав материал, вся информация будет перерабатываться, сортироваться. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Четвёртый этап - рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Чтобы представить  работу, планируется выбрать одну из следующих форм: презентация, выставка достижений, слайд-шоу.

Слайд 7. Проект «Красная книга, или возьмем под защиту». Была создана книга.

Слайд 8.  Проект « Осень на дворе».Заключительный этап – праздник

« Осень –славная пора».

Слайд 9. Проект « Главный праздник – Новый год». Пишем письмо Деду Морозу.

Слайд 10-12. Подготовка к проекту «Праздник поэзии»

Слайд 13-15.  Проект «Праздник поэзии».  

Используются методы обучения: объяснительно - иллюстративный,   частично-поисковый,   исследовательский.  Организована  работа групп.

Дети самостоятельно собрали информацию, используя план исследования и дифференцированный дополнительный дидактический материал.

Слайд 16-18. Проект «Готовим спектакль».

 Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер:

« Школа кулинаров».

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся. Они дают возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную, предоставив ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без возможности свободно действовать проектные умения формироваться не могут.

Слайд 19. «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».  Л. Выготский                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность"

Ведущим методом обучения младших школьников является метод творческих проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную...

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сфор...

Объекты формирования метапредметных результатов в начальной школе

Формирование самооценки младшего школьника...

Выступление на педагогическом совете. «Проектная деятельность в начальной школе».

Организация проектной деятельности одно из основных направлений современной системы образования младших школьников в рамках введения ФГОС, которая даёт не только возможность применить полученные знани...

«Формирование метапредметных результатов в начальной школе»

Дается кратткое описание того, что такое метапредметность и для чего она нужна?.. ФГОС НОО требует от нас ,чтоб в начальных классах уже мы должны сформировать у детей метапредметные результаты....