Открытое внеурочное занятие по курсу РПС "Юным умникам и умницам" на тему:Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Трунькина Татьяна Александровна

Занятие разработано для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie_po_kursu_rps_yunym_umnikam_i_umnitsam_3_klass.zip1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу РПС «Юным умникам и умницам»

в 3 классе

Провела:

учитель начальных классов

Трунькина Т.А.

2016г.


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Решение нестандартных задач.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ:   рабочая тетрадь,  карточки с изображением человека для рефлексии, карточки из приложения для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы.

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие,  различные виды памяти и мышления)

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  • Совершенствовать мыслительные операции;
  • Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
  • Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
  • Развивать навыки  контроля и самоконтроля; уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

ОЖИДАЕМЫЕ  УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Развитие у детей познавательных интересов, снижение тревожности;

ФОРМИРОВАНИЕ УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ самооценка  работы своей и работы группы;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке,  свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:  ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:  уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тетрадь №2  О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 4 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ 2012 год.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая мелодия.

Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

- Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь  друг другу, гостям – и начнем!

Эмоционально готовятся к занятию

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

  1. «Мозговая гимнастика»

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- А с чего мы начинаем обычно наши занятия?

- Для чего мы ее  выполняем?

Выполнение упражнений вместе с детьми.

     «Качания головой»: дышите ровно, расслабьте плечи и уро-ните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряже-ние. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на гру-ди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

- С «мозговой гимнастики».

-Чтобы на занятии нам лучше рабо-талось.

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

  1. Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.    

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Откройте тетради на странице 18.

- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 26.

- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?

- Предложите, порядок работы

Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности.

Я хочу развивать зрительную память

Я хочу развивать сообразительность

Я хочу развивать быстроту реакции

Я могу развивать логику

Я хочу развивать умение рассуждать

Я хочу развивать умение анализировать

  1. Разминка
  2. Развитие зрительной памяти
  3. Развитие логики и умения мыслить
  4. Развитие умения анализировать и рассуждать

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные  УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

  1. Разминка

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Деятельность учащихся

Примечание

- С чего мы начнем работать?

- С какой целью мы проводим разминку?

- В тетрадях открываем с. 18. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».

- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)

  1. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 15 судаков? (15 рублей)
  2. Сто сантиметров- это…? (метр)
  3. Его без огня не бывает. Что это? (Дым)
  4. Англичане говорят: «Мой дом- моя…» (крепость)
  5. Солнечные, песочные, электронные. Что это? (Часы)
  6. Золотые, умелые, длинные; иногда растущие, как говорят, не из того места. Что это? (Руки)
  7. Как называют и повара на судне, и петуха по- английски? (Кок)
  8. Какие рыбы выполняли все желания сказочного Емели и пушкинского старика? (Щука и золотая рыбка)
  9. Какое  мужское имя «рыбье»? (Карп)

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний».

Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого  цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

- С разминки

- Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.

Ответы учащихся

        

- Мы выполняли разминку

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:                                                    

Всё получилось

только часть заданий выполнена

верно

не получилось так, как хотелось

Личностные: учебно-познава-тельный  интерес к учебному материалу и способам решения задач

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Тренировка зрительной памяти

Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания,

развитие умений и навыков индивидуальной работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Что мы сейчас будем делать?

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память?

Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) учитель показывает две карточки из приложения №16.

Установка: запомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в первых двух рамках.

Аналогично проводится работа с двумя другими карточками.

Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки.

     Задание № 2. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить:

ТРАВА- СЕНО, ЦВЕТОК- БУКЕТ, КАША- ПШЕНО,

СТУЛ- СТОЛ. (Учитель закрывает запись.)

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько букв в последнем слове? (4.)
  2. Сколько слов состояло только из одного слога? (2.)
  3. Назовите третье с начала слово. (Цветок.)
  4. Встречалась ли в названных словах буква «У»? (Да, в слове букет и стул .)

Задание №3. У вас на столах лежат листы с изображенной фигурой. Что это?  

У вас есть пазлы- «осколки» пузырька.

Задание: найдите к каждому «осколку» такую же по форме часть на пузырьке. Напишите их номера. Какие три осколка лишние?

- Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания?

- Для чего необходимо тренировать зрительную память?

Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого  цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

- Развивать зрительную память

Ответы детей.

(Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать)

Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге.

- Это пузырёк.

Работа в парах. Дети собирают пазлы.

- Зрительную

- Человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон.

Всё получилось

только часть заданий выполнена

верно

не получилось так, как хотелось

Познавательные:

составление,  понимание  и объяс-нение  простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные:  активное участие в обсуждениях, возникаю-щих на уроке;

ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные: выполнение рабо-ты в соответствии с заданным пла-ном; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выпол-нения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Логически-поисковые задания

Цель: Обучать  детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Что мы сейчас будем делать?

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику?

- Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело.

- Что вас удивило в моем высказывании?

 - Такие необычные выражения мы с вами изучали во 2, 3, 4 классе.

- Вспомните, как они называются.

- Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны в речи?

Задание № 5.

- Прочитайте задание 5. Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы?

- Проверим.

- Значения каких фразеологизмов вам не понятны? Вспомнить их значения Вам поможет ваша память.

- Итак, чтобы  речь была выразительной, образной,  чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразео-логизмы, знать их значение.

- Будем развивать логику.

- Необходимо внимательно читать задание и мыслить.

- Вы произносили необычные выра-жения: засучив рукава, не падаете ду-хом, берете себя в руки.

- Фразеологизмы.

- Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей.

Дети выполняют самостоятельно.

Познавательные:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учи-теля.

- Перерабатывать полученную ин-формацию: делать выводы в ре-зультате  совместной  работы всего класса.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

  1. Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель: - профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1.   Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

3. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

Задание 6.

- Прочитайте задание.

- Сейчас мы будем подбирать и записывать в пустые клетки мета-граммы.

- МЕТАГРАММА- слово, которое получается из данного в резуль-тате замены одной из букв на другую.

- Изобрёл эту игру британский писатель, математик, логик, фило-соф  Льюис Кэрролл. Он вам знаком. Наиболее известные его произведения - «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Например, мама- лама- лапа- папа (на доске)

- Для того, чтобы выполнять следующие задания нам нужно объединиться в группы.

- Напомните правила работы в группах.

Каждой группе раздаётся карточка с таблицей, в которой вписано самое верхнее слово и самое нижнее слово.  Между ними 3 ряда пустых клеток для новых слов.

- Обсудите в группах и впишите пропущенные слова.

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились? Оцените работу своей группы при помощи шкалы «знаний».

 Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, спра-вились с заданием, поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

 (проверка результатов работы в группе)

Дети рассаживаются в группы.

Повтор правил работы в группах:

  1. Работать в группах нужно дружно, сообща.
  2. Ответ на вопрос- взвешенное решение всей группы.

Дети заменяют букву так, чтобы полу-чились новые слова.

Выполняют задание и демонстрируют карточки с ответами.

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:                                                    

Всё получилось

только часть заданий выполнена

верно

не получилось так, как хотелось

Личностные УУД:

толерантность  к чужим ошибкам и другому мнению;

отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

  1. Нестандартные задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Что мы сейчас будем делать?

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно выполнить задание 9?

1). 200*3= 600 (руб.)

2). 600: 2= 300 (руб.)

Проверка: ответ 300 рублей.

Аналогично решают задачу №10.

16руб. 52 коп.= 1652 коп.

1). 1652* 3= 4956 (руб.)

2). 4956: 2= 2478 (руб.)

Проверка: ответ 24 рубля 78 копеек.

- Оцените себя при помощи шкалы.

- Мы будем решать задачи и учиться рассуждать.

- Надо внимательно прочитать зада-ние. Вспомнить, как решали подобные задачи.(ПРОПОРЦИЯ)

Ученик решает у доски.

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:                                                    

Всё получилось

только часть заданий выполнена

верно

не получилось так, как хотелось

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Задания на свободный выбор

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется.

Выполнение заданий детьми.

Индивидуальная проверка.

Познавательные:

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Какие задачи мы ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что на занятии у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

- Оцените свою работу на занятии с помощью цвета.

Дополните фразы:

- Я узнал, что…………………………………………………………

- В ходе работы научился……………………………………………

- Активно работал в паре, в группе…………………………………

  - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Мы хныкали?

- Скучали?

- Значит…

- Что-то изучали!

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:

                                                   

Всё получилось

только часть заданий выполнена

верно

не получилось так, как хотелось 

Личностные УУД

понимание и оценивание  собственного  вклада  в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Совершение мыслительных операций.Решение нестандартных задач

Занятие проходило  в форме  познавательно-деятельностной игры: в игровой форме закрепили вычислительные навыки изученных способов решения нестандартных...

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....

Конспект внеурочного занятия "Развитие внимания. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач" (3 кл)

Студент: Саетгалина Элина, 35 группаНазвание курса: «Юным умникам и умницам» развитие познавательных способностей, автор О.А.ХолодоваНаправленность внеурочной деятельности: интеллектуально...