Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»
материал на тему

Баяндина Любовь Николаевна

В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:

программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных БУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_bud_pri_vnedrenii_fgos.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование базовых учебных действий при  внедрении ФГОС»

Подготовила Баяндина Л.Н.

     Неотъемлемой частью ядра  нового стандарта являются базовые учебные действия (БУД).

     В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нтеллектуальными нарушениями) сказано:

Программа формирования базовых учебных действий должна обеспечивать:

связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.

     Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения (IX - XII (XIII) класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа формирования БУД, программа) реализуется в начальных и старших классах и  конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.  На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Подготовительный (0)-IV классы; I- IV классы

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь; слушать  и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;                                                
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать;
  •  работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

подготовительный (0)-IV классы; I- IV классы

Группа БУД

действий

Перечень учебных действий

Образовательная

область

Учебный

предмет

Личностные

учебные

действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Технологии

Ручной  труд

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Искусство

Музыка

Рисование

Физическая

культура

Физическая культура

Технологии

Ручной  труд

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Естествознание  

Мир природы и человека

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Технологии  

Ручной труд

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Физическая

культура

Физическая культура

Технологии  

Ручной труд

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Естествознание  

Мир природы и человека

Коммуникативные учебные действия

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание  

Мир природы и человека

Физическая

культура

Физическая культура

Технологии  

Ручной труд

Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание

Мир природы и человека

Искусство

Музыка

Рисование

Физическая

культура

Физическая культура

Технологии  

Ручной труд

Умение обращаться за помощью и принимать помощь

Технологии  

Ручной труд

Искусство

Музыка

Рисование

Математика

Математика

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Технологии  

Ручной труд

Искусство

Музыка

Рисование

Математика

Математика

Физическая

культура

Физическая культура

Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Технологии  

Ручной труд

Искусство

Музыка

Рисование

Физическая

культура

Физическая культура

Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Естествознание  

Мир природы и человека

Технологии  

Ручной труд

Искусство

Музыка

Рисование

Физическая

культура

Физическая культура

Умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Физическая

культура

Физическая культура

Регулятивные учебные действия

Умение входить и выходить из учебного помещения со звонком

Язык и речевая практика

Естествознание  

Математика

Искусство

Технологии

Физическая

культура

Естествознание

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Мир природы и человека

Математика

Музыка

Рисование

Ручной труд

Физическая культура

Мир природы и человека

Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

Умение пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Умение работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и

организовывать рабочее место

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку

деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание

Мир природы и человека

Искусство

Музыка

Рисование

Умение устанавливать видо-родовые отношения предметов

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание

Мир природы и человека

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание

Мир природы и человека

Искусство

Музыка

Рисование

Умение пользоваться знаками,

символами, предметами-заместителями

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Искусство

Музыка

Рисование

Умение читать

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Естествознание

Мир природы и человека

Умение писать

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Выполнять арифметические действия

Математика

Математика

Умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных  и электронных и других носителях).

Язык и речевая практика

Математика

Искусство

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Рисование

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен  самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Как было сказано выше: в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...

Формирование базовых учебных действий (БУД) по ФГОС

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью....

Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.

В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....

Доклад «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...