Пояснительная записка к конкурсному заданию Методический семинар
материал на тему

Швецова Венера Ильясовна

Конкурсное задание "Методический семинар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Швецова В.И.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках

  Слайд 1, 2. За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования. Школа должна сегодня выполнять социальный заказ государства – формировать интеллектуальную, компетентную, конкурентоспособную личность.

 Основное требование  ФГОС НОО – формирование   у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?»  Эти вопросы побудили меня к изучению и внедрению в мою педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Слайд 3.  На формирование опыта по данной теме оказали влияние различные факторы:

- изучение и применение новых педагогических технологий;

- внедрение нового образовательного стандарта;

- изучение литературы по теме;

-опыт коллег;

- выступления на семинарах и научно-практических конференциях. 

Слайд 4. Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Необходимость использования технологии проблемного обучения определяется требованиями ФГОС, в котором указывается, что при реализации системно - деятельностного подхода к преподаванию главной задачей обучения становится формирование у учащихся способов деятельности, которые помогут обучающимся стать самостоятельными, активными и творческими личностями. Вот почему в своей педагогической деятельности я определила тему: «Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках»».

Слайд 5. Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему,  они учатся.

Слайд 6. С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Развитие личностных качеств обучающихся.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  • Создание  интересных, понятных, творческих уроков.
  • Прочность усвоения знаний.
  • Включенность в деятельность всех обучающихся.
  • Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.

Слайд 7. Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой

цель  - создание условий для активизации мыслительных и творческих способностей учащихся, развития познавательной мотивации через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
  3. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
  4. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Слайд 8. Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.

Слайд 9. Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Проблемно-диалогическая  технология, разработанная Е.Л. Мельниковой, основана на активной совместной деятельности учителя и ученика,  позволяет открывать знания вместе с детьми, и отвечает одной  из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом  к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе». Проблемный диалог помогают сделать процесс обучения более оживленным, включить в деятельность всех обучающихся.  

Слайд 10. Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей.  Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной  дороге, развивая его логическое мышление.

Внедряя в свою практику технологию проблемного диалога, я активно использую приёмы «Столкновение мнений», «На ошибку», «На несходное задание», мотивирующий прием «Актуальность».

Слайд 11.   На уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала   приём  «На ошибку».

Демонстрирую   детям   гирю весом 1 кг и пуховую  подушку весом 1 кг

 и задаю вопрос: «Что  тяжелее?»  

Дети: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)

 Дети испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

 -Что вы сказали сначала?

 -А как оказалось  на самом деле?

 -Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»

Слайд 12.

Другой пример создания проблемной ситуации.

На уроках русского языка я часто использую прием «Столкновение мнений».

При изучении темы «Правописание предлогов и приставок»  дала задание классу:  запишите слово, раскрыв скобки.

Конечно же, часть детей написало занос слитно, а часть – раздельно. Проблема? Да?

Говорю детям: «Задание было одно, а выполнили по-разному. А как же правильно?» Выслушиваю мнения детей. Составляем предложения и приходим к выводу, что в зависимости от контекста есть два  варианта написания слова, в одном случае за – это приставка, а в другом – предлог. И какое же удивление класса, что оба варианта правильные. Таким образом, подвожу к теме урока.

Предложенные мною приемы относятся к побуждающему диалогу. Иначе выглядит подводящий к теме диалог, когда учитель с помощью специально подобранных вопросов пошагово ведет мысль ученика.

Слайд 13.  Примером подводящего к теме диалога может быть такая учебная ситуация.

Урок русского языка по теме “Однокоренные слова и формы слов”.

Постанова учебной проблемы

-Запишите слова 1 и 2 столбиков: 1) земле, земли, землёй, о земле; 2) земледелец, подземный, земляной, приземлиться.

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

(Один ученик говорит, что это всё однокоренные слова, но разные части речи, другой, говорит, что в 1 столбике имена существительные, а во втором слова разных частей речи.)

Выдвижение гипотезы 

- Давайте проверим, определим части речи. Во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).Подумаем ещё…(Разное строение слов) (1 вывод)

Подводящий к теме диалог 

- Проверим, разберите слова по составу.

-Что получилось?  (У них разное строение. В первом столбике меняется только окончание, во втором – изменяются суффиксы, приставки).

Подводящий к теме диалог

- Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? (Нет, содержание слова не изменилось).

 А что изменилось? (Изменилось лишь его число и падеж)

-А во втором? (Меняется и строение, и значение слова). (2 вывод.)

-Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

- Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? (Однокоренные слова и формы слов). 

Слайд 14.  Для создания мотивации к учебной деятельности на уроке Е.Л. Мельникова предлагает приемы «Яркое пятно» - это стихи, ребусы, загадки, иллюстрации и «Актуальность».

Например, на уроке  по предмету «Основы здорового образа жизни» по теме «Разговор о правильном питании», в качестве приёма «Актуальность» я использовала фрагмент мультфильма «Винни-Пух идет в гости». После просмотра детям задала вопрос: «Почему Винни-Пух застрял в норе?» Отвечая на вопрос, мы с учениками подошли к важной теме о правильном питании.

Слайд 15. А сейчас для создания проблемной ситуации предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.  Сказка В. Волиной.“Чужак”

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам  на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула

на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды и почему?
  • Назовите родственников воды?

  Слайд 16. Несмотря на большое количество открытых вопросов по внедрению опыта проблемного обучения в практику, уже сейчас прослеживаются положительные результаты работы.

На слайде слева представлены результаты изучения уровня мотивации обучающихся за 3 года по методике Н.Г. Лускановой. Здесь видно, что растет количество детей с высоким уровнем мотивации и снижается количество детей с низкой мотивацией.

Успеваемость по предметам стабильна. Положительная динамика качества знаний за последние два года представлена на слайде слева. Если рассмотреть столбики диаграммы, то можно увидеть рост качества знаний. Здесь результаты 2 класса и 1 четверти 3 класса.

Слайд 17. Мои ученики становятся призерами и победителями  муниципальных, региональных, конкурсов и олимпиад.

Слайд 18. Надеюсь, что мой опыт  полезен для моих коллег.  Я охотно делюсь с ними  своими «открытиями», выступая на конференциях и районных методических объединениях, проводя открытые уроки в рамках  методических семинаров.

Использование технологии проблемного диалога,  отвечая требованиям ФГОС, способствует формированию «умения учиться», получению прочных  знаний, ибо нельзя забыть то, до чего додумался сам.

Слайд 19. Использованные источники

Литература

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.

2.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Пособие для учителя. М., 2013.

5. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2012.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008..

7. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2010.

Интернет - ресурсы

8. Профессиональный стандарт педагога // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc 

0. ФГОС НОО// http://минобрнауки.рф/documents/922 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Методический семинар»

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деят...

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание«Методический семинар»...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Компьютерная презентация профессиональной педагогической деятельности по теме "Проектно-исследовательская деятельность, как средства формирования личностных и метапредметных УУД через взаимодействие с...

конкурсное задание «Методический семинар» Пояснительная записка

Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара  на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения&raq...

Пояснительная записка к конкурсному заданию "Методический семинар".

XI городской конкурс педагогического мастерства "Учитель года"Конкурсное задание  "Методический семинар"...

Пояснительная записка Метод Фишбоун (к методическому семинару на конкурс учитель года)

В статье описан принцип построения одного из приемов критического мышления - Метод Фишбоун. Схематические примеры его построения и формы работы....