«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
методическая разработка по теме

Чернышова Юлия Андреевна

Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskih.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

МУ «Управление образования городского округа Прохладный КБР»

Учебно–методический кабинет

Августовское секционное заседание

учителей начальных классов

 «Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»

(сообщение-презентация)

                                                                                    Подготовила:

                                                                                   Чернышова Юлия Андреевна

        МБОУ «Лицей №3»,

        I квалификационная категория

                           

Протокол №________________

        КБР, г.Прохладный, 2012г.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.    

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,  агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.

Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках  гуманитарного цикла.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Духовный –

1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;         

2) церковный.

В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. 

Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть  построена на тех же принципах.

Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Эти проблемы должны стоять во главе угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста надо прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.

Где же проявляется ключевая фигура учителя в формировании духовно-нравственной культуры  младшего школьника?

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания  школьников имеет учебный материал по литературе, изобразительному искусству, истории.   В нём содержится большое количество морально-этических суждений по  отношению к человеку и обществу.

Наиболее способствуют духовному становлению ребенка русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало).

 Но, наверное, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся, к другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Духовная близость и уважение к педагогу  зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются  насущные потребности детей в общении,  самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.  Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности.    

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. И даже если в семье что–то не так,  воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.  

Духовно-нравственное воспитание семьипредполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий

В этом направлении учитель использует такие формы работы:
1) просвещение родителей по общим вопросам воспитания и  по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к православной культуре;
2) организация совместной деятельности школы и семьи.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения самые разнообразные. Это:

  • уроки литературы, музыки, ИЗО, искусствоведческого краеведения,
  • внеклассная работа по предметам художественно-эстетического цикла,
  •  участие учителей и учащихся в организации и проведении фольклорных праздников.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагогов, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять  суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.

Общаясь,каждый день с детьми, мы видим их взаимоотношения, моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому, как граждане своей страны, мыне можем равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что мы  ответственны за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.

Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства,  духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

 Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей.

   Наша новая российская школа должна стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!   И нам, взрослым, важно найти гармонию

между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

«Формирование духовно-нравственных аспектов младших школьников в условиях ФГОС»

Направление: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников и младших школьников»...

Организация работы городской опорной школы «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Смена ценностных ориентиров общества, расширение информационного пространства заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. С целью обеспечения уч...

Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

     Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни.     Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и ...

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...