План адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

План адаптации первоклассников
Цели:
1. Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
2. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
3. Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план28.78 КБ

Предварительный просмотр:

План деятельности классного руководителя в адаптационный период первоклассников.

Составила: учитель 1 класса

 Симанкова М.П.

2016.

Цели:

  1. Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
  2. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
  3. Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией.

Задачи:

  1. Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
  2. Помочь ребёнку принять позицию школьника;
  3. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
  4. Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  5. Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
  6. Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.
  7. Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);
  8. Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);
  9. Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);
  10. Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;

Задачи

Содержания

Сроки

1. Решить проблемы  по организации внеурочной деятельности, и организации первого сентября.

- провести анкетирование родителей, и выяснить, их желания по поводу проведения по занятости детей во внеурочное время.

- Родительское собрание «Первая четверть ребенка в школе»:

– Обсуждение организации внеурочной деятельности детей.

-Обсуждения проведения 1 сентября.

- Анкетирование.

Август.

2. – Получение информации о учащихся, с целью использования ее в дальнейшей работе, в процессе обучения и воспитания детей.

- Заполнение личных дел учащихся.

- Изучения медицинских карт учащихся.

Август.

3. – Проверить обеспеченность  учащихся УМК.

- Анализ обеспеченности учащихся УМК.

Август.

4. – Организовать и обеспечить для детей предметно-развивающую среду  класса для разнообразной деятельности.

- Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей.

Август.

5. – Выявить хронические и приобретенные заболевания учащихся; - определить группу здоровья детей; - по результатам обследования определить особенности обучения обучающихся.

- Организация оздоровительно-профилактической работы.

- Медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами;

Август.

6.– Помочь родителям в решении вопросов обучения и воспитания детей; проконсультировать в вопросах об УМК;

- в решении проблем, связанных с адаптационным периодом.

- Консультации для родителей.

В течение всего адаптационного периода.

7. – Помощь родителям в организационной работе;                          - проинформировать родителей о мероприятиях для детей и родительских собраниях.

- Оформления стенда «Информация для родителей»

В течение всего учебного года.

8. – Определить у учащихся уровень готовности к школе; мотиву учения; уровень развития устной речи, для определения особенностей работы с детьми.

- Собеседования с учащимися:

-Провести методику диагностику на уровень готовности к школе;

- Анкетирование учащихся на выявления мотивов учения.

- Обследования уровня развития устной речи.

 

        Август.

9.- Обеспечить учащимся благоприятную атмосферу для адаптации, для сохранения здоровья.

- Составления расписания с учетом адаптационного периода.

   Конец августа.

10. –Познакомить детей со школой, школьными правилами и традициями, с одноклассниками.                

- Проведения праздника «День Знаний».

- Проведения классного часа       «Мы теперь не просто дети».

 

Начало сентября.

11. – Ознакомить детей с их правами и обязанностями в школе; с уставом школы; с правилами поведения; показать кабинеты, в которых они будут заниматься, столовую и другие помещения школы.

- Показать  детям о окрестности школы.

- Проведение серии развивающих занятий «Введение в школьную жизнь»

-Проведение экскурсий по школе.

- Проведение экскурсии «Окрестности школы».

Сентябрь.

12.- Выявление наиболее часто болеющих детей;         - определение причин заболеваемости учащихся;

- Мониторинг состояния здоровья обучающихся.

В течение всего адаптационного периода;

13. – Организовать занятость детей во внеурочное время, по их интересам и способностям.

- Организация деятельности детей во внеурочное время.

Весь адаптационный период.

14. Организовать благоприятную атмосферу на уроке и во внеурочное время.

- Проведения на уроках, внеурочных занятиях минуток расслабления, отдыха, игровых моментов.

В течение всего учебного года.

15. – Познакомить детей с педагогическим коллективом.

- Знакомство с педагогическим коллективом, которые будут вести уроки в этом классе.

Сентябрь.

16. – Создание предметно-развивающей среды кабинета; - сплочения коллектива.

   - Создания классного уголка.

       Сентябрь.

17.- Сплочение коллектива, выявление лидеров и аутцайдеров.

- Проведения мероприятия «Посвящение в первоклассники».

Октябрь.

18. – Более близко познакомить детей с друг другом; -сплочение детского коллектива.

- Встречи в неформальной обстановки (экскурсии, посещения библиотеки и т.п.).

Весь учебный год.

19 .-Выявить индивидуальные особенности учащихся; отношение к школе.

- Выявления индивидуальных особенностей, склонностей, интересов через индивидуальные беседы с детьми и родителями.

- Психодиагностика детей «Беседа о школе»

- Проективная методика «Школа зверей» Т.А.Нежновой.

Конец сентября –начало октября.

20.Ознакомить родителей с проблемами адаптационного периода детей в школе, найти пути их решения.

- выбрать родителей в состав школьного комитета.

- Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода»

- Выбор родителей в состав школьного комитета.

Октябрь.

21.- Приобщить первоклассников к школьным традициям;

- создать правильную мотивацию к учению.

- сформировать позитивное отношение к школе.

- помочь учащимся в преодолении школьных трудностей.

- Проведения блока занятий «Я - школьник» («Ученье свет, а не ученье тьма»; Волшебные слова).

- Проведения блока занятий «Трудности первоклассника».

Октябрь.

22. – Своевременное выявление дезадаптированных детей и пути преодоления их дезадаптации;

- Ведения работы с детьми, которые состоят на различных видах учета.

- Выявления дезадаптированных детей, определения причин и пути их решения.

- Наблюдения и фиксирования детей группы риска.

Октябрь.

23. – Предотвратить простудные заболевания учащихся; сохранения здоровья;

- Создание здоровосберегающей среды;

- развивать у детей навыки личной гигиены.

- Проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
т.ч. вакцинация против гриппа);

-  витаминизация;

- профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

В течение всего учебного года.

24.- Установить контакт с родителями учащихся; взаимодействия учителя и родителей;

- Помочь родителям в решении проблем дезадаптации детей.

- Проведения родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи».

Конец октября.

25. – Укрепления и оздоровления здоровья первоклассников;

-сплочения коллектива;

- привитие позитивного отношения к здоровому образу жизни.

- День здоровья «Со здоровьем дружен спорт».

Октябрь.

26.- Сплотить детский коллектив; - научить детей работать в группах, взаимодействовать с друг другом;

- формировать уважение к друг другу в классе.

-Подбор методов и приемов для групповой работы на уроке, ознакомить детей с правилами работы в группе.

Октябрь

27. – Сплочение дружеского коллектива; - сформировать дружеские отношения между одноклассниками.

- Проведения ряда мероприятий на сплочения коллектива: «Нам песня поможет дружбу умножить», «Будьте осторожными, знайте знак дорожный вы!» и другие.

Ноябрь.

28. – Организовать детей к подготовке мероприятия;

- Подготовка и проведения праздника «День Матери».

Ноябрь

29. – Выявить уровень адаптации учащихся, и дезадаптации.

- Психодиагностика адаптации учащихся.

Ноябрь

30. – Подвести итоги работы в адаптационный период.

- Итоги работы по проблеме адаптационного периода.

Ноябрь

31. –Рассказать родителям о результатах адаптационного периода первоклассников.

- Родительское собрание «Итоги адаптационного периода»

Конец ноября

32. –Подвести итоги работы ( выявить положительные и отрицательные стороны.

- Завершение работы по адаптационному периоду.

Конец ноября.

Список используемой литературы.

  1. Настольная книга учителя начальных классов\ Н.Ф.Дик  - Изд. 5-е дополненное и переработанное. – Ростов н\Д : Феникс, 2010. – 318 страниц. – ( Начальная школа).
  2. Цель – дружный класс! : книга учителя начальных классов \ Н.Ф.Дик. –Ростов н\Д : Феникс, 2008. – 311 с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!).
  3. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу \ А.Бикеева. –Ростов н\Д : Феникс, 2005. – 348 с. : ил.  - (Здравствуй школа!)
  4. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. – Сластение В.А., Каширин В.П.
  5. Ш.А.Амонашвилии – В школу с шести лет.
  6. Популярная педагогика, или Как завоевать сердце ребенка \ Л.И.Петрова. – Ростов н\Д: Феникс, 2010. – 286 с. – (Сердце отдаю детям).
  7. 25 встреч с родителями, или разговор на заданную тему \ В.П.Шульгина. – Ростов н\Д : Феникс, 2007. – 413 с. – (Здравствуй школа!).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

План работы классного руководителя в период адаптации первоклассников.

Материал для классного руководителя в период адаптации первоклассников....

План урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Как живут животные" , проведенного в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"

План урока по окружающему миру  , проведенного в 1 классе в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...