Качество образования. И как его измерить?
материал на тему

Визнюк Виктория Андреевна

Что такое качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Качество образования.19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования. И как его измерить?

Для начала необходимо ответить на вопрос: «А что же такое, качество образования?». Качество образования - это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства. Я хотела бы уделить внимание ответу на вопрос качество образования младшего школьника, а именно первоклассника. Ребенок, только переступивший порог школы, заходит в нее с широко раскрытыми глазами, ему интересно все, что происходит в ее стенах, все у него вызывает интерес. Руководствуясь этим «любопытством» умелый учитель сумеет повысить качество образования первоклассника, удовлетворяя одновременно и его интересы, и интересы общества, и интересы государства. Итак, перед нами семилетний школьник, который ждет от школы чего-то особенного, необычайно интересного. И именно от первого учителя зависит дальнейшее отношение к школе. Перед ним стоит очень важная задача – привить интерес, желание учиться. Как? Ведь нужно с ним не только играть, важно не забывать о том, что на первый план выходит именно учебная деятельность. Играя постоянно, невозможно повысить качество образования. Каждый учитель должен уметь сочетать в себе: и маму, и педагога, и психолога, и даже друга. Учитель должен стать тем человеком, которому ребенок не побоится открыться, ребенок должен на уроке чувствовать себя спокойно. Ни в коем случае ребенок не должен бояться учителя, уважать – «да», бояться – «нет». Итак, начался учебный процесс, идут уроки, дети пишут самостоятельные, контрольные работы, начались диктанты, сочинения… Проверяя каждый раз тетради, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: Что я делаю не так? Почему не всегда получаю желаемое? Как повысить учебную мотивацию моих учеников? Как узнать чего достигли мои воспитанники, как измерить качество образования? Учителя сразу скажут: а что же тут сложного? Поставил отметки, посчитал пятерки, четверки – вот тебе и качество. А как же быть с малышами, отметки которым я не ставлю? Даже не использую слова в тетрадях, дающие оценку детям: «Отлично», «Хорошо», «Плохо».

В нашей школе разработана целая система оценки качества образования для первоклассников. В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы общеобразовательной программы СОШ № 18 г. Сочи разработана система оценки развития образования младших школьников. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы учебной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы,  самоанализ, самооценка, наблюдения.  Для оценки качества образования каждый учитель может использовать следующие показатели:

-степень помощи, которую он оказывает учащимся при выполнении заданий;

-поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность, обеспечивающие положительные результаты;

-результаты выполнения тестовых заданий и заданий из различных интеллектуальных конкурсов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

-косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества знаний по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появлялся  повод для рефлексии, которая влекла за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои достижения. В этом случае я  использую работу в парах: ученик сначала оценивал  себя, затем обменивался тетрадями с соседом по парте и уже оценивали друг друга.

Я часто использую различные методики, чтобы узнать самооценку своих первоклассников, (Методика «Лесенка»), узнать комфортно ли им работать в парах (Методика «Рукавички»). На каждом занятии за правильно выполненную работу учащиеся получают жетоны разных цветов и формы (на усмотрение учителя, это могут быть квадратики из цветной бумаги, кружки из цветного картона, фигурки-силуэты животных и др.). Каждую неделю в «Таблицу успехов» (лист ватмана, представляющий собой список детей, можно вместо фамилий вклеить фотографии ребят; напротив каждого ребенка оставлено длинное поле - в которое ребята вклеивают свой узор из фигурок, полученных в течение недели или месяца). Таким образом, ребенок может проанализировать свои достижения, а учитель увидит «рост» каждого ребенка. Для более наглядной картинки происходящих изменений и достижений конкретного ребенка можно завести "Тетрадь моих успехов" или "Блокнотик гордости", тогда у ребенка будет возможность сравнивать успехи этой недели с  достижениями предыдущих недель. Учитель может произвести оценку динамики индивидуальных достижений каждого ребенка и класса в целом (для класса удобнее использовать ватман, для отдельного ребенка - блокнот) и узнать качество полученного образования в своем классе. В конце каждого занятия я даю возможность детям эмоционально оценить прошедший день на полях тетради (дети оценивают свою деятельность в каждом классе по-разному, чаще всего это сигнальные кружки "Светофорик понимания": зеленый цвет - мне все понятно, я разобрался в пройденной на уроке теме / задаче / примере / упражнении, можно двигаться дальше; "желтый цвет" - я понял, но есть еще некоторые моменты, на которых надо остановиться и задуматься; "красный цвет" - стоп! Нельзя двигаться дальше, есть проблема, которую мне надо преодолеть, прежде чем приступить к изучению новой темы.

Система оценки качества образования планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования:

закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения Образовательной программы, позволяющих вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Инструментарий оценки качества образования:

-"Блокнот достижений"

-"Светофорик понимания"

-Проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта;

-Диагностические задачи - оценка операционального состава действия и его коррекция;

-Анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на  качество образования;

-Проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка

Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников

• "Прогностическая оценка" (оценка своих возможностей для решения задачи)

•"Задания-ловушки" (рефлексия освоенного способа)

•"Составление заданий с ловушками" (определение или видение возможных "опасных" мест)

• "Составление задачи, подобной данной"

•"Классификация задач по способу их решения" (выделение общего способа действия)

•"Обнаружение ошибки"

•"Создание помощника"

Наша школа, как и все образовательные учреждения района,  получила компьютеры, лицензионное программное обеспечение, а, главное, доступ к сети. Эти  возможности дети используют при подготовке к занятию и уроку,  когда выполняют соответствующие задания учителя по тому или иному предмету, не проявляя своей инициативы. А 70%  информации человек осваивает при условии, если сам  ее добывает. Следовательно, необходимо замотивировать ребенка и расширить диапазон возможностей для самостоятельной работы. А замотивированный школьник – это высокая потребность в знаниях, а высокая потребность в знаниях – это высокое качество образования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

Педагогические чтения “От качества обучения и воспитания – к качеству образования»

организация всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи....

Слагаемые успеха: от качества преподавания - к качеству образования.

Данный материал подготовлен к выступлению на педагогическом совете учителей школы. Кафедра начального образования школы представила свой проект "Качество - процесс - результат (КПР)": от достигнутого ...

Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...