Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Логинова Наталья Георгиевна

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс, 2016- 17 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur._deyat_azbuka_zdorovya_4_klass_2016-17_god_2.docx429.54 КБ

Предварительный просмотр:

E:\обложки\1 001.jpg


  1. Пояснительная записка

Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г.  №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №507).

- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы  от 31.08.2016 № 26/1)

- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)

- Положение о внеурочной деятельности по ФГОС (утв. Приказом от 30.08.13    № 42)

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемые результаты начального общего образования;

- Авторская программа «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. Программы внеурочной деятельности- М. : Просвещение, 2013

Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» реализует цель:

удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Для достижения цели реализуются задачи:

  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Срок реализации программы 1 год.

   Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

        В авторскую программу изменения не внесены.

Календарно - тематическое планирование составлено на основе пособия «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М. : Просвещение, 2013. — 80 с.

  1. Общая характеристика внеурочной деятельности

        Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.

Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.  помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.   Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. 

 

 В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:  

  • игровые технологии,
  • технология сотрудничества,
  • технология системно-деятельностного подхода,
  •    проектные технологии.

Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.

Можно использовать следующие формы организации деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая работа,
  • работа в парах.

                                                  

  1. Описание места курса в учебном плане

       В соответствии с учебным планом  образовательного учреждения курс «Азбука здоровья» в 4 классе  рассчитан на 1 час занятий в неделю.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • умение выражать  свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме  
  • слушать и понимать речь  других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Ко-во часов

Здоровый образ жизни

1

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

Личная гигиена

1

Профилактика травматизма

1

Нарушение осанки

1

Русские игровые традиции

28

  1. Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 4 класса общеобразовательной школы (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

   Здоровый образ жизни

1

   Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

   Личная гигиена

1

    Профилактика травматизма

1

    Нарушение осанки

1

 «Зазывалки»

1

 «Жребий»

1

«Волки во рву»

1

«Волки и овцы»

1

«Медведь и вожак» 

1

 «Водяной» 

1

«Невод»

1

«Чехарда»

1

«Птицелов»

1

 «Жмурки»

1

Профилактика травматизма

1

«Дуга»

1

«Кот и мышь»

1

«Ляпка»

1

«Заря»

1

«Гуси»

1

«Удар по веревочке»

1

 «Зайки»

1

«Прыганье со связанными ногами»

1

«У медведя во бору»

1

«Гуси»

1

«Бой петухов»

1

«Переездной конь»

1

«Зелёная репка»

1

«Дударь»

1

«Капустка»

1

«Солнышко».

1

«В круги»

1

Итоговое занятие

1

  1. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов

Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ. 

Личностные результаты

Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

 1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;

2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;

3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.

 Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

 сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

 сформированности основ гражданской идентичности;

 сформированности самооценки;

 сформированности мотивации учебной деятельности;

 знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на занятиях, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие, используя различные приемы.

Метапредметные результаты

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

  • выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

      •        наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов или линейки  достижений и фиксируемые в портфолио 

Предметные результаты

Критерии отслеживания результативности деятельности

В преподавании «Азбука здоровья» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном курсе осуществляется в процессе выполнения практических работ (групповых, индивидуальных). Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, также можно отнести:

1. Личные достижения учащихся и класса в целом;

2. Самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;

3. Работу ученика в паре, малой группе детей;

4. Заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;

Формы фиксации достижений ученика

1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.

2. Анкета для изучения мнения родителей.

4.Анкеты для учащихся.

5.Тест

Таблица самооценки.

Рекомендации по использованию:

1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;

2. использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на занятии»

На занятии я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

 Учебно-методическая литература

  1. «Программы внеурочной деятельности. Туристско-крае-ведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафро-нов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с.
  2. .  Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002
  3. 2. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
  4.       3. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
  5.       4. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
  6. 5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  7. 6. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. Москва, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  8. 7  Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа»  2012г, №11, с.18.

Учебно – практическое оборудование:

  • Бревно гимнастическое напольное, козел гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая (пристеночная), стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м), комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
  • Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
  • Палка гимнастическая
  • Скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч  детский
  • Рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям
  • Лыжи детские (с креплениями и палками)
  • Щит баскетбольный тренировочный, сетка волейбольная

Технические средства обучения

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Акустическая система (колонки)
  • Принтер
  • Сканер
  • Фотоаппарат
  • Офисный пакет
  • Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок.
  • Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.
  • Игры и игрушки
  • Игра «Шахматы»
  • Набор геометрических фигур.
  • Кубик, счетные палочки

  1. Планируемые результаты изучения курса

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся научатся:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.  
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим;      
  • подбирать и планировать физические упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"...