Выступление на педсовете "Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся"
материал на тему

Суроегина Елена Юрьевна

Выступление на педсовете "Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся
с целью улучшения качества образования

Суроегина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ №9  г.о.г.Выкса Нижегородской области

СЛАЙД 1. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. В своей практике я применяю следующие технологии, методы и приёмы:

  1.  Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе в 1-м и 2-м классе. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”  или игра «Карусель»  на определение количества слогов. СЛАЙД 2
  2. На уроках  математики - игры на отработку состава числа “Домики”, СЛАЙД 3 “Наряди елочку”. СЛАЙД 4
  3. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель:  собери грибы,  построй замок. СЛАЙД 5
  4. СЛАЙД 6 Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. А в первом классе очень эффективно использовать задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. У детей это находить очень большой отклик, они активны, чувствуется искренний интерес.
  5. Задачи в стихах

На плетень взлетел петух

Повстречал там ещё двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

  1. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

СЛАЙД 7 «Найди лишнее число в каждом ряду»,  СЛАЙД 8 «Расшифруй анаграммы  и найди лишнее слово», СЛАЙД 9 «Найди различия».  СЛАЙД 10 В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.  СЛАЙД 11 Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово», «Запиши его».  

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

  1. СЛАЙД 12 В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
    • полное внимание к однокласснику;
    • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
    • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
    Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
  2. СЛАЙД 13 Основное средство воспитания устойчивого интереса — это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Поэтому в своей работе я   использую метод проектов, так как считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности каждого. Проекты могут быть разными по сроку исполнения. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4—6 уроков.  В УМК «Школа России» предусмотрено выполнение большого количества проектов. Особый интерес у учащихся вызвала работа над такими проектами:   «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 2 класс,   «Словарь второклассника» 2 класс,   «Живая азбука» 1 класс,  «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» 2 класс.
  3. СЛАЙД 14 Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.  Фразами… учитель поддерживает и мотивирует ученика.

Преодоление страха

«Ничего страшного….Бывает, что люди боятся…»

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что …»

Авансирование

«У тебя получится…»

Персональная исключительность

«Только у тебя может получиться…»

Усиление мотивации

«Нам это нужно для…»

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

  1.  СЛАЙД 15 Использование ИКТ на уроках мне позволяет:

 сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.  

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля, для проведения физминутки для глаз. СЛАЙД 16

11. Подведение итога урока.

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка» ». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка, «Мудрый совет» Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

СЛАЙД 17 Вывод: Использование названных технологий и приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, что является необходимым условием   для успешной  учебной деятельности  и сохранения здоровья ребенка.

СЛАЙД 18 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"

Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации  и дальней...

Выступление «Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»

«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»...

Пути повышения учебной мотивации учащихся

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В ней я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мо...

Буклет "Рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации у обучающихся"

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, это необходимое условие осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации...