Методические рекомендации по обучению слабовидящих учащихся
консультация на тему

Андриевская Ирина Анатольевна

Рекомендации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabovidyashchimi.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обучению слабовидящих учащихся

*При работе со слабовидящими детьми очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.

*Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.

*Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света. 

  • *Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.                        

*Задавая вопросы и делая замечания, называйте учеников по имени.

*Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).

*Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.

*Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь. Важно правильно расположить школьную доску. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел (сильнее нажимайте на мел).

*Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.

*Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).        

*Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику.

*   По возможности дайте ему учебное пособие, откуда Вы взяли урок, или задания, вместо того чтобы все переписывать на доске.

*Ребенок с нарушением зрения всегда будет работать медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам .   

*Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.

*С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.

*Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение.

*Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.

*Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.

*Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.

*Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.

*Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.

*На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.

*Желтый мел рекомендуется к использованию на уроке.

*Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении.  Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.

*Печатный текст набирается через два интервала.

*В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх  - низ, право - лево.

*Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, которые  ухудшают условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей в учебных кабинетах рекомендованы к применению подъемно-поворотные жалюзи на окнах.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации деятельности учащихся начальных классов в кружке "Геометрия вокруг нас"

Представленные методические рекомендации помогут в организации кружковой работы, направленной на реализацию программы внеурочной  деятельности  младших школьников  по научно-познаватель...

Методические рекомендации по созданию проектов учащимися

В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....

Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).

Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда ,  позволяющие развивать  и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....

Методические рекомендации для родителей и учащихся «Садимся за уроки»

Предложены разные рекомендации, памятки в помощь родителям и учащимся при выполнении домашних заданий....

Рекомендации по обучению слабовидящих детей

В данном разделе представлены мои разработки в виде памяток - рекомендаций учителям и родителям по обучению слабовидящих детей.Надеюсь данная информация Вам пригодится!Зрение принадлежит к числу интер...