Урок милосердия «Забота о старших»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Курочкина Любовь Ивановна

Урок милосердия «Забота о старших» 

Цель: раскрытие смысла  заповедей Закона Божьего: «Чти отца твоего и матерь твою» и «Не лги»

Урок способствует формированию понимания значимости семьи, воспитывает  доброе, внимательное, чуткое отношение к старшим, честность,  формирует у  учащихся чувства ответственности и заботы за семью, Развивать речь, внимание, мышление, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_miloserdiya_zabota_o_starshih.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Забота о старших.

Цель: раскрытие смысла  заповедей Закона Божьего: «Чти отца твоего и матерь твою» и «Не лги»

Задачи:

  • Способствовать формированию понимания значимости семьи.
  • Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к старшим, честность. 
  • Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью. 
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.

I.Организационный момент.

1.  Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний.

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Слайд

 - Отгадайте ребус (семья)

- Что такое семья? ( Мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки)

Слайд    

На доске

 -Что необходимо, чтобы семья была счастлива? (понимание, забота, терпение, уважение …)

Выбрать нужные слова  

- Итак, чтобы семья была счастлива, необходимо выполнять определенные правила   жизни.

- Что это за правила? (Это Заповеди Божии)

Слайд

- Давно-давно Господь оставил

Народам мира десять правил.

И каждый добрый человек

Их помнить должен весь свой век.

- Что знаете о Заповедях Божиих?

- Заповедей  10.

Дети: Заповеди были выбиты на каменных досках.

Дети: С некоторыми заповедями мы уже познакомились ….

( Не лги. Не завидуй.  Чти отца твоего  и мать твою.)

- 5 заповедь полностью звучит так:

Слайд

 «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

- Чему учит эта заповедь?

Дети:

 Эта заповедь  учит нас    любить и слушаться своих родителей, заботиться о них во время болезни и старости.

-Как вы думаете, только ли о родителях надо заботиться?

Дети: Пятая заповедь учит относиться с почтением не только к своим родителям, но и к дедушкам, бабушкам.

…..

- Как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках? (Рисунки и рассказы детей)

2. Работа в группах

- Рассмотрите рисунки своих товарищей, выберите  лучший, который вы представите от своей группы.

II. Чтение текста

Слайд                                    Врун

В. Афанасьев

Федя был тихий и скромный мальчик, но ужасный врун.

Как-то осенью заболела Федина бабушка. Мама приносила ей поесть, подавала лекарства. Однажды ей пришлось уйти на весь день. «Если бабушка чего-нибудь попросит, - наказала мама Феде, - то принеси».

Мама ушла, а бабушке стало плохо.

-Феденька. Сходи на кухню, там в бутылочке святая водичка. Налей её в мою чашку.

Федя пошёл на кухню, огляделся и не увидел нужную бутылку. Наверное в шкафчике, но надо встать на табуретку, а вдруг упадёшь? Недолго думая, он взял чашку и налил в неё воду из-под крана и отнёс бабуле. Бабушка благоговейно взяла чашку и стала креститься. На глазах у неё показались слёзы.

-Да будет, Господи, святая вода Твоя, мне, рабе Твоей, во здравие!

Выпила и задремала.

Когда пришла мама, бабушка сказала:

-Ты знаешь, Катя, мне гораздо лучше. Феденька принёс мне святой воды, я выпила и, кажется, уснула. И вот вижу я ангела светлого. «Верен Господь, - сказал он, - и не оставляет чад Своих, даже если их обманывают близкие!» - Слава Богу! Только  что сказано про обманы-то? Разве кто есть у нас обманщик?

Федя   покраснел, но ничего не сказал и вышел на крыльцо. Совсем рядом, на суку берёзы, сидела ворона и глядела на него.

-Вр - рун!.. Вр - рун!.. -  сказала она.

Федя переступил с ноги на ногу, половица скрипнула: «Вр - рун!» Он вздрогнул и заплакал. В будке пёс   прорычал: «Врун!» Федя схватился за голову. «Теперь меня накажет Бог!» - мелькнуло у него в уме. Он сильно испугался и бросился в дом… Бабушка шла из кухни в комнату с бутылочкой, полной святой воды … Брови её изумлённо поднимались.

Федя кинулся к ней.

-Бабуля, прости! – с плачем сказал он. – Больше не буду обманывать и врать! Только помолись. Чтобы Бог не наказывал меня.

-Значит, ты каешься?

-Ага.

-Ну, Бог милостив, а особенно к детям. Не плачь.  Но от обманов – то отстань, нехорошо…Далеко зайти может. А воду – то твою  Господь всё равно сделал святой и помог мне.

2. Ответы после текста

  • О ком этот рассказ?

- Этот рассказ о мальчике Феде.

- Федя был тихий и скромный мальчик, но ужасный врун.

- Он жил вместе с мамой и бабушкой.

  • Можно ли сказать, что в семье любят бабушку?

- Да, так можно сказать, потому что когда бабушка  заболела, за ней ухаживали  и утешали её.

  • Как о бабушке заботилась Федина мама?

- Мама кормила бабушку, давала ей лекарства.

- Она не оставляла  больную бабушку одну, даже когда ей пришлось уйти,  она попросила Федю присмотреть за бабушкой.

  • Выполнил ли Федя поручение мамы? Почему?

- Федя не выполнил поручение, потому что он не увидел бутылочку  со святой водой, а встать на табуретку и заглянуть в шкаф  он испугался, что упадёт.

-  Он  налил воды из-под крана и отнёс бабуле. Федя  обманул бабушку.

  • Когда мальчик осознал свою вину?

- Он услышал,  как бабушка рассказывала маме сон про ангела, который  сказал, что Господь не оставляет чад Своих, даже если их обманывают близкие!

- А бабушка удивилась:  «Кто же у нас обманщик?»

  • Какие слова подтверждают, что Феде стало стыдно за  обман?

- Он покраснел,  во всех звуках  он слышал «Вр - рун!»

  • Как бабушка вразумила и утешила внука? Прочитайте.

- Ну, Бог милостив, а особенно к детям. Не плачь.  Но от обманов – то отстань, нехорошо…Далеко зайти может. А воду – то твою  Господь всё равно сделал святой и помог мне.

  • Только ли за этот поступок стало Феде стыдно?

- Нет, не только за этот поступок, он ведь постоянно нарушал заповедь «Не лги»

- Нельзя врать, потому что враньё всегда откроется, и отвечать придется не только за то что сделал, но и за то, что соврал.

Учитель:

Не лги на друга твоего,

Не укрывайся клеветой,

Ведь не бывает тайны той,

Что не всплывет наверх когда-то.

Не клевещи, не лги на брата.

Работа с          пословицами (Работа на интерактивной доске)

Какие из них подходят к рассказу? Обоснуйте свой ответ.

  • Кайся, да опять за то не принимайся.
  • Повинную голову и меч не сечёт.
  • Кто правду хранит, того Бог наградит.
  • Кто сам врет, другим не верит.
  • Маленькая ложь за собою большую ведет.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • 2-я пословица

Дети: Эта пословица подходит,  потому что Федя повинился, попросил прощения, а бабушка простила его и не стала его наказывать.

6-я пословица

Эта пословица подходит, как шило не спрячешь в мешке, так и обман не утаишь. Так произошло  и с Федей: обман его быстро открылся.

Учитель

Давайте вернемся к началу урока, где мы говорили о том, что та семья счастлива,  где  царят: понимание, любовь, забота, внимание, терпение…

Что ещё необходимо добавить? (честность, послушание)

Работа по группам

Учитель:

 Бабушка и дедушка – те родные и любимые люди, которые нянчили нас, когда мы были совсем еще маленькие, которые нас всегда поддерживали, хранили в себе наши тайны, заботились и баловали зачастую больше других.

А теперь и мы  порадуем наших бабушек и дедушек. Своими руками смастерим подарок.  Помните, мы рассматривали ковер, который своими руками изготовила бабушка. Сколько любви вложила бабушка в этот ковер. Вот и мы попробуем сделать такой  же коврик.

 Порадовать любимую бабулю   можно теплыми добрыми словами, которые будут исходить из самого сердца. Помните, что слова должны быть искренними.

1 ученик

Добрее, ласковей тебя, бабуля, нет,

Мы тебе с любовью, пожелаем радости,

Счастья и здоровья.

2 ученик

Дорогая, бабушка!

Мы от всей души  желаем крепкого здоровья, прекрасного настроения.

3 ученик

Милая бабуля, как тебя люблю я,

 Желаю,   родная, здоровья

И самых долгих лет!

4 ученик

Живи, бабулечка, до 100 лет, лучше тебя на свете никого нет.

Я очень хочу, чтобы рядом с нами ты была  всегда. Желаю, бабушка, здоровья и  самых светлых, долгих лет.

1. Заповеди были выбиты на каменных досках.

2. С некоторыми заповедями мы уже познакомились ….

3. Эта заповедь  учит нас    любить и слушаться своих родителей, заботиться о них во время болезни и старости. 

4. Пятая заповедь учит относиться с почтением не только к своим родителям, но и к дедушкам, бабушкам

  • О ком этот рассказ?

5.Этот рассказ о мальчике Феде.

6.Федя был тихий и скромный мальчик, но ужасный врун.

7.Он жил вместе с мамой и бабушкой.

8. А когда бабушка заболела, мама заботливо ухаживала за ней.

  • Как о бабушке заботилась Федина мама?

9. Мама кормила бабушку, давала ей лекарства.

10. Она не оставляла  больную бабушку одну, даже когда ей пришлось уйти,  она попросила Федю присмотреть за бабушкой.

  • Выполнил ли Федя поручение мамы? Почему?

11.Федя не выполнил поручение, потому что он не увидел бутылочку  со святой водой, а встать на табуретку и заглянуть в шкаф  он испугался, что упадёт.

12.  Он  налил воды из-под крана и отнёс бабуле. Федя  обманул бабушку.

  • Когда мальчик осознал свою вину?

13. Он услышал,  как бабушка рассказывала маме сон  об ангеле, который  сказал, что Господь не оставляет чад Своих, даже если их обманывают близкие!

14. А бабушка удивилась:  «Кто же у нас обманщик?»

  • Какие слова подтверждают, что Феде стало стыдно за  обман?

15.Он покраснел,  во всех звуках  он слышал «Вр - рун!»

  1. Как бабушка вразумила и утешила внука? Прочитайте.

  1. Ну, Бог милостив, а особенно к детям. Не плачь.  Но от обманов – то отстань, нехорошо…Далеко зайти может. А воду – то твою  Господь всё равно сделал святой и помог мне.

  • Только ли за этот поступок стало Феде стыдно?

18. Нет, не только за этот поступок, он ведь постоянно нарушал заповедь «Не лги»

19. Нельзя нарушать эту заповедь, потому что враньё всегда откроется, и отвечать придется не только за то что сделал, но и за то, что соврал.

2-я пословица

Эта пословица подходит,  потому что Федя повинился, попросил прощения, а бабушка простила его и не стала его наказывать.

6-я пословица

Эта пословица подходит, как шило не спрячешь в мешке, так и обман не утаишь. Так произошло  и с Федей: обман его быстро открылся.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил  

Нарушив заповедь о почитании родителей, мы сами себя лишают возможности счастливой и благополучной жизни и готовят большие страдания в будущей вечной жизни.

Ключевые понятия занятия: милосердие, забота, послушание, честность,….

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Интерактивная доска

Обучающая: Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. 

Развивающая: умение работать в группах

Воспитывающая: выработать заботливое отношение к старшим

Чтоб дни твои подольше длились

На сердце радости теплились,

Отца и мать ты почитай,

К ним уваженье обретай.

Дари родителям внимание,

Заботу, радость, послушанье.

А как состарятся они,

Покой родителей храни.

Кто мать с отцом не забывает,

Тот свои годы продлевает.

 Надо любить родителей, заботиться о них, слушаться, радовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...

Урок по предмету "Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Цель урока: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности, дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и ...

Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Данная методическая разработка содержит технологическую карту, опорный конспект и презентацию урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»по предмету «Основы мировых религиозных...