Дефектологический всеобуч. Правила орфоэпии
консультация на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

В данной работе представлен материал для дефектологического всеобуча, для молодых специалистов, воспитателей   по теме " Правила орфоэпии" для обучения детей с нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologicheskiy_vseobuch._pravila_orfoepii.rar2.29 МБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (Слайд №1)

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию важную тему в дефектологии, соблюдение в речи правил орфоэпии.

(Слайд №2) Коррекционная направленность процесса обучения глухих и слабослышащих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.

( Слайд №3) В нашей школе на всех уроках и занятиях используют помимо традиционной наглядности (схем, картин, таблиц), таблички с напечатанным текстом, что  позволяет вовлечь сохранную сенсорную  систему в познавательной деятельности  наших учеников.

( Слайд №4) На табличках  в основном используют шрифт Times New Roman. Если это демонстрационный материал, шрифт должен быть достаточно крупным для восприятия детей (который вывешивается на доску). Расстояние между словом должно составлять не менее 2-3 знаков). Слова и текст пронотированы по правилам орфоэпии.

( Слайд № 5)

        Одну из задач обучения неслышащих  дошкольников и школьников произношению составляет выработка у них навыков соблюдения в речи норм орфоэпии. Как известно, для русского языка характерны определённые нормы литературного произношения. Сюда относятся:

  (Слайд № 6)

  • произношение безударного О как А (вода, погода, нога);

Согласно орфоэпическим требованиям, приспособленным к особенностям речи неслышащих, безударное О в предударных слогах произносятся как А (ГОЛОВА, НОГА  - «ГАЛАВА», «НАГА»).  

     Речь педагога должна удовлетворять всем нормам орфоэпии. Учитель, обращаясь к детям, должен помнить, что усвоение орфоэпического произношения сопряжено с известными трудностями. Они обусловлены расхождением между устным и дактилируемым словом. Эта трудность в равной мере распространяется и на ученика, и на учителя.

(Слайд №7) Прочитайте слова. Обратите внимание на надстрочные знаки.

        А    /

ПОСУДА

        _     / 

ПОСУДА

     

     /

ПОСУДА

         А    /

КРОВАТЬ

         _    /

КРОВАТЬ

      /

КРОВАТЬ

   А   А     / ХОРОШО

       _   _     /            

ХОРОШО

 

              /

ХОРОШО

(Слайд №8) Я предлагаю Вам продактилировать предложения, соблюдая  данное правило орфоэпии.

МАМА КУПИЛА МОЛОКО.

ВОВА ЛЮБИТ КОНФЕТЫ.

                                                У ВАНИ БОЛИТ ГОЛОВА

( Слайд № 9)

Отгадайте ребус, соблюдай правила орфоэпии

( Слайд №10)

Следующее правило орфоэпии звучит так:

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

НА КОНЦЕ СЛОВ НАДО ПРОИЗНОСИТЬ

КАК ГЛУХИЕ.

НАПРИМЕР:  ДЕД  МОРОЗ,   ЁЖ.

ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш],

( слайд № 11)  А теперь прошу Вас назвать картинки, соблюдая данное правило орфоэпии.

( слайд № 12)

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ПЕРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ НАДО ПРОИЗНОСИТЬ КАК ГЛУХИЕ.

НАПРИМЕР: ОШИБКА, ЗАВТРА.

( слайд № 13) Прочитайте загадку, соблюдая правила орфоэпии

ЛЕЖИТ НА ГРЯДКЕ

                                 ЗЕЛЁНЫЙ И СЛАДКИЙ.

( слайд № 14) Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук

например: гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а

( слайд № 15) На месте букв чн в некоторых словах произносится [шн]

               Например: конечно, скучно,  что, чтобы….

( слайд № 16) Познакомимся со следующим правилом орфоэпии:

Произношение окончаний прилагательных   -ОГО-,   - ЕГО-   как    -ОВА- , - ЕВА - .

Например: какого, хорошего

( слайд № 17) СОЧЕТАНИЕ СЧ, ЗЧ, ЖЧ произносится как Щ.

Например: счётчик, мужчина, перевозчик.

( слайд № 18) Сочетание КГ, ГТ произносится как ХК, ХТ.

Например: Мягкий, ногти.

( слайд № 19) В русском языке есть ряд слов, которые включают в себя непроизносимые согласные: солнце, лестница, праздник, поздно и т.д.

          Необходимо отметить, что учащиеся овладевают нормами орфоэпии на практике.

( Слайд №20)     

Вывод:  Дошкольники и учащиеся 1 класса должны уметь соблюдать орфоэпическое правило по подражанию учителю, по надстрочному знаку и самостоятельно.

     Учащиеся 2 класса должны уметь соблюдать орфоэпическое правило по надстрочному знаку и самостоятельно.

К концу 3 класса и далее учащиеся должны уметь соблюдать орфоэпическое правило самостоятельно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методический материал по разделу «Орфоэпия»

Название: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ»Предметная область: русский языкВозраст детей, класс: 8-9 лет, 2классЗадача учителя: вызвать у дете...

Орфоэпия

К уроку по культуре речи...

Презентация "Правила орфоэпии"

Дидактический материал для закрепления правил орфоэпии в школе I-II вида....

Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)

Цель постановки звуков: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы да...

Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)

Основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения ...

Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)

Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха....

Родительский всеобуч «Простые правила безопасности в интернете»

XXI век - век Интернета, и спорить с этим бесполезно. Цифровые технологии уже давно опутали человечество с ног до головы и продолжают развиваться дальше. Но уже сейчас они стали неотъемлемой частью на...