Конспект по теме: "История создания русского костюма"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Таможняя Светлана Михайловна

Данный  материал  может  быть  использован  учителями  начальных  классов  на  занятиях  во  внеурочной  деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занятие внеурочной деятельности

по  теме: «История  создания  русского  костюма»

Цель: познакомить с элементами старинного русского костюма.

Задачи : обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка.

Тип занятия - комбинированный (открытие новых знаний и применение их в практической деятельности)

Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа.

Оборудование: фонограмма русской народной плясовой «Ярмарка», «Одежда: сорочица, сарафан», изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно  с изображением сельской улицы, выполненное на предыдущем занятии, шаблоны одежды, элементы орнаментов, объёмные узоры  из картофеля, гуашь, ножницы, клей, карандаши.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

  • Определять элементы старинного русского костюма, символы в орнаменте, объяснять их значение.

ученик получит возможность научиться:

  • выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

личностные: ученик

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стремление к познанию исторического прошлого Родины, воспитывать уважительное отношение к народным традициям;
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: ученик

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учится работать в группе по предложенному учителем плану;

познавательные: ученик

  • использует знако-символические средства при оформлении орнамента;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: ученик

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Звучит русская народная музыка.(Дети  рассматривают выставку)

-Что заинтересовало?

-Как все  эти  вещи могут  быть  связаны  с  темой  нашего  занятия?

Тема занятия: История  создания  русского  костюма

- Вновь мы отправляемся в путешествие в  старую  деревеньку

- Вот деревенька, которую мы вместе создали на предыдущем занятии.

- Мне кажется, что в деревеньке кого–то не хватает.

-Кого же? (Людей)

-Какие  цели поставим ?

-история  создания

-украшения, орнамент

-создание орнамента,костюма

II. Открытие «нового» знания.

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? 

Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. 

В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»

Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам).

 Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. 

Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.

 - Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).

- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

3.Мужская  одежда

 Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. 

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. 

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. 

В холодную зимнюю носили шубы. 

 Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

4.Женская  одежда

 Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. 

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. 

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. 

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. 

Вывод: Итак женская одежда – это …. (продолжите фразу)(Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)

Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».

(Ребята делятся на 2 команды)

Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

5. Эксперемент

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

.

Вот такими добрыми мастерами сегодня будете и  вы.

- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой

На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки:  ромбы, кресты, цветы, круги)

Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Задание: «Составь оберег»

- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде.

Как это сделать?(Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.) А  мы  сегодня  будем  использовать сырой  картофель, на  котором  вырезаны различные  узоры и обмакнув  в  краску  сделаем  оттиск  на  ткани.

6. Творческая  работа

А  теперь  с  учётом  всех  знаний, полученных  на  занятии  о  русском  костюме  давайте  оденем  жителей  деревни  и  приклеим  на  панно, чтобы   работа  была  полностью  закончена.

7. Итог. Рефлексия.

Литература:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности [Текст]: учебное издание, 1- 4 классы / Л.А. Ефросинина, Е.Э. Кочурова, Л.Н. Михеева [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с. - ISBN 978-5-360-02890-1

2.https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20русских%20костюмов&stype=image&lr=49&noreask=1&source=wiz

- Приложение №1.

Голубой платок,

красный колобок

по платку катается,

людям усмехается. /Солнце

Что за лента без колес

протянулась средь берез,

через поле, через луг,

и на север, и на юг. /Река.

Что в году

четыре раза переодевается? /Земля.

Яркие, пахучие -

Ай-ай-ай! Колючие!/Розы

По округе славится

зеленая красавица.

Сарафан, как колокол,

до земли да волоком,

Шапочка с опушечкой,

острою макушечкой. /Ель

Хвост с  узорами,

сапоги со шпорами.

Песни распевает,

время считает. /Петух

        

        Приложение №2.

Добро, мир, свет Добро, мир, свет

Вода

Древо жизни 

Древо жизни

Солнце Солнце

Земля, поле Земля, почва, поле

Приложение №3.

1. Красный - это цвета огня, солнца, символ спасения. Он должен отпугивать злых духов, оберегать владельца от разных напастей. Вышивку делали разными оттенками красного: алым, вишнёвым, брусничным, кирпичным.

2. Часто вышивали и другими цветами.

 Чёрный – это цвет земли,  обозначает плодородие.

Синий - цвет неба и воды, оберегал от стихийных бедствий;

 зелёный - цвет жизни, защищал от ран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...