Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»
учебно-методический материал по теме

Коробейникова Наталья Александровна

Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

                 Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»

 Подготовила Н.А.Коробейникова, учитель начальных классов

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому

                                                    и я научусь.

Конфуций

Одним из направлений  организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.

            В Федеральном государственном стандарте нового поколения требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников. Использование требований (планируемых результатов образования) в качестве критериев оценки позволяет перейти от принятого сейчас нормированного подхода к оцениванию, который таит в себе немалые возможности для субъективизма в оценивании, к критериально-ориентированной оценке. Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания.

      Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли  от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.  

      Новая система оценивания трудоемка, но позволит в целом отследить процесс обучения каждого ребенка, увидеть его затруднения, определить программу развития.

             Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Одна из особенностей новой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

В настоящее время в школе произошли принципиальные изменения в связи с введением дифференцированного обучения, особенностью которого является дифференциация требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни и, прежде всего, уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятыми ими. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность школьников в результатах своего труда. Реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения, и прежде всего, должна быть перестроена, чтобы каждый ученик прошел через проверку достижения обязательных результатов обучения и имел возможность проявить себя на повышенном уровне. С одной стороны, это позволяет получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся, информацию, позволяющую обоснованно управлять процессом обучения и мотивированно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. С другой стороны, обеспечивает ученикам с разным уровнем подготовки возможность продемонстрировать свои достижения. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. Именно полная информация об овладении обязательными результатами обучения дает возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований. На повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала, здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний. На повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность определенного выбора с учетом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами, вполне правильно включать в проверку избыточное число задач повышенного уровня, учитывающих разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи для решения.

Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений. Задачи, разработанные на разных уровнях, являются одним из главных инструментов оценки образовательных достижений. Каждая задача позволяет оценить овладение способом действия в рамках некоторого учебного материала. Оценка действий учащихся производится на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Каждому уровню соответствует определенный тип тестовых заданий, выполнение которых и будет служить критерием оценки действий учащегося.Первому уровню отвечают задания, предполагающие преобразование типовой  предметной ситуации (системы условий) в соответствии с заданным образцом (алгоритмом, правилом действия). Например, в тестах на грамотность чтения, где предметом действия выступает отношение «содержание-текст», к первому уровню относятся задания на восстановление содержания, явным образом отображенного в  тексте. Второму уровню соответствуют задания, выполнение которых требует выделения в предметной ситуации скрытых существенных отношений. Такое выделение предполагает  абстрагирование от явно данных, но не существенных черт ситуации и построение ее умственной модели, отражающей существенное отношение. В тестах на грамотность чтения задания второго уровня предполагают восстановление содержания по тексту, в котором существенные элементы содержания представлены косвенным образом. Третьему уровню, уровню функционального (свободного), владения учебным материалом, соответствуют задания, выполнение которых предполагает: преобразование предметной ситуации с учетом контекста, координацию действий, выбор одной из конкурирующих возможностей действия, модификацию способа действия, выделение адекватных единиц действия, доопределение условий задачи и т.п. В тестах на грамотность чтения третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию фрагментов содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. Этому же уровню следует отнести задания, требующие согласования  текста и отображаемой ситуации в зависимости от того, для кого этот текст адресован

По каким критериям оценивать?

  • По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  примерной  программы)

и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).

На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки характеристики) определяется предметная отметка по 5-ти балльной шкале, принятой в образовательном учреждении. 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня

Качественная оценка

Отметка — баллы

успешности (БУ)

- цветок

5-балльная отметка

Не достигнут даже

необходимый уровень. 

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Пустой кружок — обязательное задание, которое так

и не удалось сделать

«2» (или 0) 

ниже нормы,

неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень.

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

1 балл — частичное освоение

«3» норма, зачёт, удовлетворительно. Возможность

исправить! Частично

успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла — полное освоение

4 (хорошо).

Право изменить! Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень.

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

 либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

3 балла — частичное освоение

4+ (почти отлично).

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла — полное освоение

5 (отлично)

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень.

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

5 баллов — приближение к

максимальному уровню

5+

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов — выход на максимальный уровень

5 и 5 (превосходно) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

         

         В заключение, я хочу сказать следующее. Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен. Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.

        Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником. Оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. Основной принцип любых педагогических действий - способствование развитию учащихся. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие учащихся в направлении решения задач, поставленных обществом. Решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.

Оценивание метапредметных резульатов.

С введением в школе новых стандартов общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

В итоге обучающиеся приобретают умения самоопределяться в различных жизненных ситуациях; видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки; какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

Как можно применять метапредметный подход на уроках. «В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста», - утверждает Нина Громыко, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук.

Метапредметные технологии.

В практике образования обучающихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой обучающиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

     Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

2. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  • Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
  • Осмысление полученного опыта.
  • Обобщение (рефлексия).
  • Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

3. Личностноориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

                   

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение.2010.
  2. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий – М.: Просвещение, 2010

Интернет – ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

                   www.standart.edu.ru

  1. Российский общеобразовательный портал

www.school.edu.ru

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов

Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...

"Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся

В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....

Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных результатов через защиту проектов.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуа­ции. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школь­ник должен...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Подготовка глухих и слабослышащих обучающихся 5-ых классов к оценке метапредметных и предметных результатов

Материал предназначен для учтелей, осуществляющих подготовку глухих и слабослышащих обучающихся к оценке метапредметных и предметных результатов и носит практический характер (см.Приложения)...