СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
статья на тему

Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_pechat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

Т.М.Барабашова

                                                                     учитель начальных классов,

                                                                                             Е.А.Бессараб

                                                                    учитель начальных классов,

                                                                             МБОУ «Лицей №10»

                                                                                              г. Белгород

                                                           

Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна.

Современный педагог – это профессионал, который обладает следующими характеристиками:

-        любит детей и проявляет к ним интерес;

-        знает психологию школьников разных возрастов;

-        ценит неповторимость личности ребенка;

-        умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

-        может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

-        легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

-        успешно руководит детским коллективом;

-        глубоко знает свой предмет;

-        готов к инновациям и стремится развиваться.

Отношение общества к профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «хорошее» или «плохое».

Престиж профессии учителя – это многoстороннее явление, которое включает в себя:

- сравнительную  оценку обществом социальной значимости различных объектов;

- функциональная значимость профессии;

- степень уважения, признания, которым пользуется человек как представитель той или иной профессии;

- самоценное качество, которое предопределяет выбор той или иной профессии личностью.

          Престиж профессии  педагога- это взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих учителей.

У учащихся - свои критерии престижности профессии педагога. Уважением и признанием пользуется учитель - профессионал. С таким учителем интересно и приятно общаться. Он - мастер своего дела, в каждом ученике видит личность, любит детей, доступно излагает новый материал.

            По мнению родителей, престиж учителя определяется мастерством, результатами образованности обучающихся, человеческими качествами, стилем общения.

           Педагоги оценивая друг друга, выделяют, прежде всего профессиональную компетентность, которая включает в себя мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать учеников.

Отношение к профессии учителя во многом обусловлен отношением общества к образованию. Потребность в образовании приобретает в условиях социально - экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно возрастает и престиж профессии педагога.

Сегодня всё чаще  звучат словосочетания: качество образования, социальная успешность, качество жизни. Повышение качества образования – это одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации образования в России. Конечно же, без внедрения современных средств обучения, инновационных технологий, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта достичь этого невозможно. Как невозможно достичь престижа профессии учителя без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество обучения определяется прежде всего профессионализмом учителя, который передает эти знания с помощью различных методик учащимся. Поэтому на сегодняшний день политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования педагогического состава и создания условий для его эффективной работы.

Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках педагога. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки учителя.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют несколько направлений совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

•        высокий уровень педагогического образования;

•        повышение престижа учительской профессии;

•        мотивация учителей к непрерывному образованию;

•        обмен информацией и опытом между учителями.

Профессионализм учителя заключается в том, чтобы быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства. 

Одним из ведущих признаков квалификации учителя является его отношение к новшествам - активное участие в инновационных общественных процессах в целом и конкретно в своей деятельности. [ 1 ]

Педагог - профессионал, удовлетворяющий требованиям современной школы, - это интеллигент, высококультурный специалист, просветитель, способный определить природные качества ребенка, открыть разнообразные пути развития его способностей и талантов, обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию.

Профессионал – это педагог, соединяющий в себе интеллект ученого, убежденность политика, гибкость дипломата, талант актера, выдержку разведчика, осмотрительность сапера.

            Образование становится одной из ведущих сфер жизни современного общества и человека. Именно это заставляет нас педагогов поднимать уровень профессионализма и компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к профессиональной деятельности и сама деятельность. В связке – образование - квалификация - образование выступает как постоянная величина, которая  является организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация учителя составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: чем выше образование – тем выше квалификация и наоборот.

В нашей школе сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства, участвуют в конференциях, конкурсах, мастер-классах. Проведение муниципальных, региональных, всероссийских творческих семинаров, встреч с авторами разных УМК – добрая традиция нашего лицея.

Работа в новых условиях требует от школьного коллектива умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой - видеть перспективы своего личного творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Большое внимание педагогический коллектив лицея уделяет работе с молодыми специалистами, студентами Белгородского государственного университета.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой. Надо ли говорить, что одно из важнейших мест в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней - источник достоинства, возможность реализовать свой личностный потенциал, свои способности,.

Одним из главных умений для педагога является умение вовлечь своих учеников в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому стать творческой личностью.

Творческий учитель хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске.

Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, обладает гибким педагогическим мышлением, создает собственные исследовательские проекты, умело руководит учебно-исследовательской работой школьников.

Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый ученик четко осознавал свое место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Учитель – это одна из самых массовых и в тоже время одна из самых  уникальных по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый, кто ступил на этот благородный, но  и трудный путь выстраивает  свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его требования. Но при всех катаклизмах, в безжалостном водовороте социально - экономических реформ и постоянных  изменений в образовании, российский учитель остается верным себе, он  чужд иссушающему человеческие отношения прагматизму.

                 И снова общество с надеждой смотрит на учителя, ведь  в его руках  судьба нового поколения, поколения, которое сегодня сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за свою страну, будет решать по как станет жить и развиваться Россия.

Список литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя. М., 1991.-139 с.

2. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС.-М.:НИИ школьных технологий, 2009. – 208с.

3. Профессиональная компетентность: аспекты формирования/Под ред. Г.В. Белюзевой. – М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования,2005.–340с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный учитель, или Учитель 21 века

Современный учитель, или Учитель 21 века...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...