Диагностика межличностных отношений
классный час по теме

Скрипниченко Алена Юрьевна
План занятия:

1.     Приветствие учащихся.

2.     Беседа с уч-ся по теме занятия.

3.     Просмотр и обсуждение мультфильма « Самый большой друг»

4.     Диагностика межличностных отношений в детском коллективе.

5.     Интерпретация полученных результатов.

6.     Подведение итогов занятия.

7.     Организация уч-ся на выход.

 

Предложены рекомендации к проведению диагностик на выявление межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kl._chasa.docx25.19 КБ
Файл rekomendatsii.docx13.46 КБ
Файл tablitsa.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по внеклассному занятию.

Дата:

Тема: Диагностика межличностных отношений в детском коллективе.

Цель: Создать условия для выявления степени межличностных отношений детского коллектива – школьного класса.

Оборудование: Мультфильм «Самый большой друг»

Литература: Интернет ресурсы

План занятия:

  1. Приветствие учащихся.
  2. Беседа с уч-ся по теме занятия.
  3. Просмотр и обсуждение мультфильма « Самый большой друг»
  4. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе.
  5. Интерпретация полученных результатов.
  6. Подведение итогов занятия.
  7. Организация уч-ся на выход.

Сценарий занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность детей

УУД   (учебно-

универсальные

 действия)

Вступительная часть.

- Здравствуйте ребята, Меня зовут …………, я очень рада видеть вас.

- Ребята, а кто помнит, о чем мы с вами беседовали на прошлом занятии.

- И сегодня мы с вами продолжим беседовать о нашем, как мы уже выяснили, дружном коллективе и отношениях в нем.

А) Приветствует учащихся.

Б) Настраивает на рабочую атмосферу.

Здравствуйте

о коллективе.

Рассказывают свои мысли и доводы.

ЛД

РД

ПД

Основная часть.

- Дети, мы с вами выяснили, что жить в коллективе не возможно без взаимопонимания и взаимопомощи.

- А кто помнит, что обозначают эти слова?

- Ребята, взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Обсуди со своим товарищем в чем ты не согласен и вместе решите проблему.

- А взаимопомощь – это желание помогать и принимать руку помощи от других.

- Дети, я вам сегодня принесла очень интересный мультик, давайте его посмотрим.

Просмотр мультфильма «Самый большой друг»

- Ребята, так о чем это мультик?

Мультфильм "Самый большой друг" о маленькой доброй девочке, которая старалась позаботиться обо всех, кто был рядом с ней. Это и цветочек, и цыпленок, и щенок, и бегемот. Так вот этот бегемот говорил, что именно ОН ее самый большой друг. Но, как обычно это бывает, в трудной ситуации, когда завистливый крокодил напал на малышку, большой бегемот испугался, а другие маленькие друзья выручили девочку.

- Ребята и какой мы можем сделать вывод?

- Что настоящие друзья это не те, кто только улыбается, а именно те, кто придет на помощь.

- А кем бы вы хотели быть в этом мультике?

- А теперь я хочу посмотреть какие у вас отношения, в вашем коллективе.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_______________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в соревнованиях  по спорту, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

_____________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения или просто в гости?

________________________________________________________________

4. Представь, что у тебя есть площадка, кого возьмёшь ты из своего класса? ______________________________________________

_______________

5. Представь, что тебе подарили большой торт, с кем бы ты  из класса поделился?

____________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. при на четвертый - Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников.

А) Организовывает беседу по теме занятия.

Б) Показывает мультик « Самый большой друг»

Обсуждение просмотренного мультика.

В) Проводит диагностику.

Раздает опросные листы уч-ся.

В) Собирает и обрабатывает листы с ответами уч-ся.

смотрят мультик.

Высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, которые находятся на листах.

Сдают листы с ответами учителю.

ЛД

КД

КД

ЛД

КД

КД

ЛД

РД

ПД

КД

ЛД

Заключительная часть.

- Итак, ребята, что такое взаимопомощь и взаимопонимание?

- Что нужно делать, чтобы отношения в нашем классе были дружными?

- А закончить наше занятие мне бы хотелось пословицей:

Один и камень не поднимет, а коллективом и гору перенесем.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, встаньте, до свидания.

А) Подводит итог занятия.

Б) Организовывает уч-ся на выход.

До свидания!

ЛД

КД

Учитель___________________________                                          Методист________________________________



Предварительный просмотр:

Рекомендации к проведению диагностик на выявление межличностных отношений.

  1. Использовать живую социометрию.
  2. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами
  3. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора.
  4. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.
  5. Педагог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации.


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Презентация ""Влияние агрессивности на межличностное отношение в начальной школе"

Выступление на семинаре. Совместная работа - исследование....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено "Социометрия". Данная методика позволяет:- диагностировать эмоциональные связи в классе;- измерить с...

Диагностика межличностных отношений младших школьников

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов направлено на изучение межличностных отношений младших школьников. ...