Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС
материал по теме
Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.
При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы:
1. Способствовать развитию личности учащихся,умеющих ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Учитель и ученик – партнеры, единомышленники в учебном процессе.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, которые позволяют существенно изменить образовательный процесс..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_dostizheniya.ppt | 1.54 МБ |
doklad._tehnologii_dostizheniya.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности Образовательная технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.
развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение технология интегрированного обучения технология мастерских исследовательские методы в обучении проектная технология традиционные технологии игровые технологии обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); модульная технология здоровьесберегающие технологии технология развития «критического мышления» информационно-коммуникативные технологии К числу современных образовательных технологий можно отнести:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер. Формы использования ИТ разнообразны : от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Достоинства Недостатки наглядность учебного материала; объективность контроля; демонстрация динамических процессов, явлений; возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения; углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки ; требует большого времени педагога для подготовки; необходима соответствующая квалификация для работы на ПК; подготовленность учащихся к использованию ИТ;
Технология развит ия критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией
Цель технологии: 1.Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. 2. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа технологии: -вызов – осмысление содержания – рефлексия в совокупности с целым набором приемов и методов .
Вызов Деятельность учителя Деятельность учащихся направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; активизацию их деятельности; мотивацию к дальнейшей работе вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые захотел бы получить ответ
Осмысление содержания Деятельность учителя Деятельность учащихся направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией; постепенное продвижение от знания старого к новому читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Рефлексия Деятельность учителя Деятельность учащихся следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления
Кластер (гроздья) Цель: Систематизировать знания обучающихся по определенной теме фольклор сказки загадки былины скороговорки потешки прибаутки песни пословицы поговорки
Писатели – сказочники В.Катаев Б.Гримм В.Беспалов Х.-К. Андерсен В.Сутеев
Цепочка событий Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Коля заболел Коля скучает Шар в окошке Коля и друзья
Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада : замысел- -реализация- -продукт
Метод проекта Это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит: развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Перечень продуктов проектной деятельности может быть достаточно большим: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания , применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Достоинства Недостатки развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФГОС НОО: новый результат
Цель нового образования Формировать не только знания, но и РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье.
Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Традиционная система образовательного процесса Осуществляет: -поиск -выбор -анализ Новое качество образования Новый образовательный результат Мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам
1сл.
Тема Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС
2сл.
Формирование у школьников универсальных учебных действий может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.
Что же такое технология?
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности
Образовательная технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.
У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
3сл.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Расскажу о некоторых из них, которые чаще всего использую в своей работе.
4сл
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространствоинформационных источников
- информационная поддержка учебного процесса
5сл.
Ведущие направления использования ИКТ на начальной ступени обученияследующие:
- формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
- приобретение навыков работы с общепользовательскими инструментами(прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками (прежде всего, с Интернетом).
- Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.
- Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования
6сл
Уроки с использованием информационных технологий становится более интересными для учащихся, следствием чего, как правило, более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для самообразования учащегося.
Достоинства | Недостатки |
|
для подготовки;
квалификация для работы на ПК;
к использованию ИТ; |
7сл.
Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
8сл
Цель технологии:
1.Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.
2. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
9сл.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
10сл.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
по изучаемому вопросу (делает предположения);
захотел бы получить ответ |
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Информация, полученная
на стадии вызова:
- выслушивается;
- записывается;
- обсуждается.
Работа ведется:
- индивидуально;
- в парах;
- в группах
11сл.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
предложенные учителем активные методы чтения;
записи по мере осмысления новой информации |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией:
- текст;
- фильм;
- лекция;
- материал параграфа.
Работа ведется:
- индивидуально;
- в парах.
12сл
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей ,а также сам процесс.
13-14-15сл.Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер» (на уроках лит.чтения)
2. Учебно- мозговой штурм
3. Интеллектуальная разминка
4. Эссе
5. Приём «Составление синквейнов» (рус.яз)
6. Метод контрольных вопросов
7. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
8. Круги по воде
9. Ролевой проект
10. Приём «Перепутанные логические цепочки
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления |
16сл.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.
17.сл
Метод проекта:
Это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит:
- развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления;
- умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
- способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
- выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
18сл..
Перечень продуктов проектной деятельности может быть достаточно большим:
рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
19сл
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
- строят гипотезу,
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
20сл
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новыхдля них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
21сл.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Достоинства | Недостатки |
развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы | не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя |
22сл.
ФГОС НОО: новый результат
23сл.
Формировать не только знания, но и
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ:
- ставить цель и добиваться ее;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
- задавать вопросы;
- ясно выражать свои мысли;
- заботиться о других, быть нравственным человеком;
- сохранять и укреплять своё здоровье.
24сл.Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Способствовать развитию личности учащихся,умеющих ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Учитель и ученик – партнеры, единомышленники в учебном процессе.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, которые позволяют существенно изменить образовательный процесс..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро...
Карта индивидуального образовательного маршрута (для учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО).
Одна из задач и современного образования - это формирование универсальных способностей личности.Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...
Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
Презетация "Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Презентация к выступлению на педагогическом совете в школе....