Конспект урока шахматы
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспкт урока шахматы по теме "Шахматная доска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_m.p.soloveva_shahmaty.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

 «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»

Тема зачётной работы:

Шахматная доска

«Белые и черные поля»

план – конспект  урока  № 2

по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»

Работа выполнена:

   Соловьева Маргарита Павловна

Ф.И.О. (полное, без сокращений)

учитель начальных классов

СОШ №1 г. Белоярский

Должность и место работы

Технологическая карта урока

Учитель: Соловьева Маргарита Павловна

Предмет: «Шахматы – школе»

Класс: 

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Тема

 Шахматная доска.

Белые и черные поля.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации 
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

научить ориентироваться на шахматной доске,  познакомить с белыми и черными полями.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика.

- слайд-презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре.

Технологии

Проблемно - диалогическая, наблюдение.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Микроцель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Учитель: Ребята, я вчера поздно ушла из школы, а пока я здесь была, к нам в класс пришло письмо.

Давайте его прочитаем.

Учитель: От кого письмо?

Ученики: От Незнайки.

Учитель: Посмотрите, какой у него рассеянный вид.

Кто хочет помочь Незнайке?

Вы согласны? Поможем Незнайке. (Да)

 Сегодня мы с вами  отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети.

Пожелание успеха друг другу и учителю.

Ученик: Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу в шашки я играть!

Может быть плохой учебник?

Может быть, таланта нет?

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь играть в игру-

Буду, благодарен вам!

Картинка Незнайки

Положительное отношение к школе (Личностные УУД)

II

Актуализация знаний.

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Но вначале я хочу загадать вам загадку.

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера.

- О какой игре идёт речь? (Шахматы)

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время  принимали участие четыре человека.

Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.

Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками.

- Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска).

Ответы детей

Ответы детей

Информация  для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД).

III «Открытие нового знания»

Открываем волшебную книгу  (учебник, стр.3). Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной школе?

1)  И вот наша  первая  сказка. Переверните страничку (ст.4-5).

Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел   злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и  кругляк  стал  квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка.  Бросили они свою доску в воду, и,  словно на плоту,  переплыли на другой берег.

Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей.    Стрелы,  попадая в доску, ложились каким – то очень  странным образом ведь тот  лес был волшебным… А когда Ален их убрал,  то увидел интересный рисунок из  клеточек.

Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)

 - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные  доски?

- А в какие игры можно играть на таких досках?

 - Смотрите, какие у меня есть доски.  (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?

 - А это – большая  демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.

Шахматную доску ещё называют шахматным полем.

В шахматы  играют два соперника.

Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла  

Клетка белая была!

- Расположите шахматные доски перед собой правильно.

- Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые  называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля.

- Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле?

И снова к нам пришла сказка.

Беседа по мультфильму

- Какие поля на шахматной доске?

- А каких полей больше черных или белых?

-. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32).

- А черных? ( Тоже 32.)

- Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных)

- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.

- Что больше шахматная доска или шахматное поле?

- Какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

Просмотр презентации «Лена и Ален»

Ответы детей

Просмотр Мультфильма «Котята-хвастунишки»

Ответы детей

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно  (Регулятивные УУД).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД)

IV Релаксация (физминутка)

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполнение физминутки

V Включение нового знания в систему знания и повторение.

Практическая работа

1.  Дидактическая игра «Дождик»

   - А сейчас мы будем играть в  игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки  исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки.

Вот вам листочки и карандаши.

1 ученик красит белые, сосед - чёрные.

-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране.

2. Веселые человечки  Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но  черные и белые поля  сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант  будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

– Молодцы!  

В конце занятия  можно провести блиц - викторину:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)

6. Сколько всего полей на шахматном поле?

Работа в паре.

Ответы учащихся.

Ответы детей

Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД).

Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

Узнали, что такое шахматная доска?

Я:  Узнал и могу показать, нарисовать  шахматную доску.

     Запомнил 

     Повторил

     Затрудняюсь

 -Оцените свою работу на уроке.

Я понял и могу рассказать другим

  • Я понял, но не могу объяснить
  • Я не понял

-  Понравился ли вам сегодняшний урок?

                Был ли он интересен?

                Сумели ли мы помочь Незнайке? ( Да).

-  Посмотрите на довольное выражение его лица.

                Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными.

                Спасибо вам за хорошую работу

Учащиеся продолжают начатое высказывание,

На  листках заполняют «лесенку успеха»

Картинки с изображением Незнайки на доске до урока и после урока.         

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

VII. Информация о домашнем задании.

Задание в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...

конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».

Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...

конспектурока окружающий мир Растениеводство

Роль растениеводства в экономике страны, составляющие звенья отрасли растениеводства....