Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Студеникина Маргарита Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka_1_kl._2017.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Городищенская средняя общеобразовательная школа»

Ступинского муниципального района

Рассмотрено на заседании методического совета,

протокол №____

«___» ____________2017г.

_______Студеникина М.Н.

(подпись)      (расшифровка подписи)

Согласовано с зам.

 директора по УВР

«___»____________2017г.

_________Уварова В.В.

(подпись)        (расшифровка подписи)

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Городищенская СОШ»

«___»___________2017г.

_________Сычева С.А.

(подпись)     (расшифровка подписи)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

Класс 1

Форма организации внеурочной деятельности: кружок.

Количество часов 33

Учитель первой категории:  Студеникина Маргарита Николаевна

2017 год.

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Городищенская СОШ» и авторской программы «Шахматы – школе» И. Г. Сухина. 2014 г.

Объём программы 34 часа, 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

-  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

-  Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

-  Проговаривать последовательность действий.

-  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  Учиться работать по предложенному учителем плану.

-  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

-  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  Слушать и понимать речь других.

-  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

- Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.

- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

- Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

- Сравнивать между собой предметы, явления.

- Обобщать, делать несложные выводы.

- Уметь проводить элементарные комбинации.

- Уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур.

- Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

- Определять последовательность событий.

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации деятельности:

- практическая игра.

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

- Участие в турнирах и соревнованиях.

Виды деятельности:

- игровая деятельность,

- познавательная деятельность,

-  проблемно-ценностное общение.

Способы определения результативности освоения программы

- наблюдение;

-  прогнозирование,  то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • ориентирование в «плане» действия и опора на понимание принципов его построения.

Формы подведения итогов освоения программы

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

 Шахматная  доска        (2часа)

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат. Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

Шахматные фигуры        (2 часа) 

Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная расстановка фигур        (1 час) 

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Ходы и взятие фигур        (16 часов) 

ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"

ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

Цель шахматной партии        (9 часов)          

Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 Игра всеми фигурами из начального положения        (3 часа)

Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Короткие шахматные партии.

Занимательные страницы шахмат.

Шахматные сказки.

 

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Шахматная доска

2

1

1

Шахматные фигуры

2

0,5

0,5

Начальная расстановка фигур

1

0,5

0,5

Ходы и взятие фигур

16

6,5

6,5

Цель шахматной партии

9

3,5

3,5

Игра всеми фигурами из начального положения

3

2

2

Итого:

33ч.

Календарно - тематическое планирование «Шахматная азбука» 1 класс

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

  Примечание

План

  Факт

Шахматная  доска        (2часа)

Знакомство с шахматной доской

0,5

0,5

Шахматная доска

0,5

0,5

Шахматные фигуры        (2 часа)

Знакомство с шахматными фигурами

0,5

0,5

Знакомство с шахматными фигурами

0,5

0,5

Начальная расстановка фигур        (1 час)

Начальное положение

0,5

0,5

Ходы и взятие фигур        (16 часов)

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

0,5

0,5

Ладья в игре.

0,5

0,5

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

0,5

0,5

Слон в игре.

0,5

0,5

Ладья против слона.

0,5

0,5

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

0,5

0,5

Ферзь в игре.

0,5

0,5

Ферзь против ладьи и слона.

0,5

0,5

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

0,5

0,5

Конь в игре.

0,5

0,5

Конь против ферзя, ладьи слона.

0,5

0,5

Знакомство с пешкой.

0,5

0,5

Пешка в игре.

0,5

0,5

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

0,5

0,5

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

0,5

0,5

Король против других фигур.

0,5

0,5

Цель шахматной партии        (9 часов)

Шах.

0,5

0,5

Шах.

0,5

0,5

Мат.

0,5

0,5

Мат.

0,5

0,5

Ставим мат.

0,5

0,5

Ставим мат.

0,5

0,5

Ничья, пат.

0,5

0,5

Рокировка.

0,5

0,5

Рокировка

0,5

0,5

Игра всеми фигурами из начального положения        (3 часа)

Шахматная партия.

0,5

0,5

  1.  

Шахматная партия.

0,5

0,5

Повторение программного материала.

0,5

0,5

Корректировка программы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...