Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Студеникина Маргарита Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka_3_kl._2017.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Городищенская средняя общеобразовательная школа»

Ступинского муниципального района

Рассмотрено на заседании методического совета,

протокол №____

«___» ____________2017г.

_______Студеникина М.Н.

(подпись)      (расшифровка подписи)

Согласовано с зам.

 директора по УВР

«___»____________2017г.

_________Уварова В.В.

(подпись)        (расшифровка подписи)

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Городищенская СОШ»

«___»___________2017г.

_________Сычева С.А.

(подпись)     (расшифровка подписи)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

Класс 3

Форма организации внеурочной деятельности: кружок.

Количество часов 34

Учитель первой категории:  Студеникина Маргарита Николаевна

2017 год.

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Городищенская СОШ» и авторской программы «Шахматы – школе» И. Г. Сухина. 2014 г.

Объём программы 34 часа, 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

-  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

-  Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

-  Проговаривать последовательность действий.

-  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  Учиться работать по предложенному учителем плану.

-  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

-  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  Слушать и понимать речь других.

-  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

- Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.

- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

- Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

- Сравнивать между собой предметы, явления.

- Обобщать, делать несложные выводы.

- Уметь проводить элементарные комбинации.

- Уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур.

- Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

- Определять последовательность событий.

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;        

что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации деятельности:

- практическая игра.

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

- Участие в турнирах и соревнованиях.

Виды деятельности:

- игровая деятельность,

- познавательная деятельность,

-  проблемно-ценностное общение.

Способы определения результативности освоения программы

- наблюдение;

-  прогнозирование,  то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • ориентирование в «плане» действия и опора на понимание принципов его построения.

Формы подведения итогов освоения программы

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (4 часа)

2.  ОСНОВЫ ДЕБЮТА. (26 часов) Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

3.  Повторение программного материала (4 часа)

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Повторение изученного материала.

4

2

2

Основы дебюта

26

13

13

Повторение программного материала

4

2

2

Итого:

34ч.

Календарно - тематическое планирование «Шахматная азбука» 3 класс

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

  Примечание

План

  Факт

Повторение изученного материала

 (4 часа)

Повторение изученного материала.

0,5

0,5

Игровая практика

Повторение изученного материала.

0,5

0,5

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

Основы дебюта. (26 часов)

Двух- и трехходовые партии.

0,5

0,5

Решение задания “Мат в 1 ход”

0,5

0,5

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

0,5

0,5

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

0,5

0,5

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

0,5

0,5

Решение заданий.

0,5

0,5

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

0,5

0,5

Решение заданий

0,5

0,5

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

0,5

0,5

  1.  

Решение заданий

0,5

0,5

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

0,5

0,5

Решение задания “Выведи фигуру”

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Решение заданий.

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Решение заданий.

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Решение заданий.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Повторение программного материала (3 часа)

Повторение программного материала

Повторение программного материала

Повторение программного материала

Корректировка программы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...