Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Студеникина Маргарита Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka_4_kl._2017.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Городищенская средняя общеобразовательная школа»

Ступинского муниципального района

Рассмотрено на заседании методического совета,

протокол №____

«___» ____________2017г.

_______Студеникина М.Н.

(подпись)      (расшифровка подписи)

Согласовано с зам.

 директора по УВР

«___»____________2017г.

_________Уварова В.В.

(подпись)        (расшифровка подписи)

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Городищенская СОШ»

«___»___________2017г.

_________Сычева С.А.

(подпись)     (расшифровка подписи)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

Класс 4

Форма организации внеурочной деятельности: кружок.

Количество часов 34

Учитель первой категории:  Студеникина Маргарита Николаевна

2017 год.

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Городищенская СОШ» и авторской программы «Шахматы – школе» И. Г. Сухина. 2014 г.

Объём программы 34 часа, 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

- Правильно расставлять фигуры перед игрой;

- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;        

что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации деятельности:

- практическая игра.

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

- Участие в турнирах и соревнованиях.

Виды деятельности:

- игровая деятельность,

- познавательная деятельность,

-  проблемно-ценностное общение.

Способы определения результативности освоения программы

- наблюдение;

-  прогнозирование,  то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • ориентирование в «плане» действия и опора на понимание принципов его построения.

Формы подведения итогов освоения программы

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

Содержание программы

1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Повторение изученного материала.

4

2

2

Основы дебюта

26

13

13

Повторение программного материала

4

2

2

Итого:

34ч.

Календарно - тематическое планирование «Шахматная азбука» 3 класс

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

  Примечание

План

  Факт

Повторение изученного материала

 (4 часа)

Повторение изученного материала.

0,5

0,5

Игровая практика

Повторение изученного материала.

0,5

0,5

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

Основы дебюта. (26 часов)

Двух- и трехходовые партии.

0,5

0,5

Решение задания “Мат в 1 ход”

0,5

0,5

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

0,5

0,5

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

0,5

0,5

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

0,5

0,5

Решение заданий.

0,5

0,5

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

0,5

0,5

Решение заданий

0,5

0,5

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

0,5

0,5

  1.  

Решение заданий

0,5

0,5

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

0,5

0,5

Решение задания “Выведи фигуру”

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Решение заданий.

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Решение заданий.

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Решение заданий.

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Решение заданий.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Повторение программного материала (3 часа)

Повторение программного материала

Повторение программного материала

Повторение программного материала

Корректировка программы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...