Внеурочная деятельность "Я-гражданин"
рабочая программа на тему

Белова Валентина Борисовна

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Я- гражданин России»- 1 ч. в неделю 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin.docx311.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая  программа внеурочной деятельности «Я- гражданин России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе: Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.) В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в исходную программу внесены дополнения:

  1. определенны диагностики оценки личностных метапредметных результатов освоения программы;
  2. определены виды деятельности, направленные на достижение планируемых результатов;

В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка, обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических  ориентиров.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество детей и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве оценочных показателей. Они представлены уровнем развития и проявления патриотизма личности (определяются применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения, метода независимых характеристик и классификации) и количественными параметрами.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Данная программа является основой построения системы гражданско-патриотического образования учащихся 1-4 классов.

         

Цель и задачи

Цель программы – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Данный курс позволяет четверокласснику:

  • осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;
  • познакомиться с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника)
  • изучить культуру межличностных отношений, осознать ответственность за свои поступки.
  • стремится понимать и воспринимать различные религиозные культуры.
  • даст возможность  результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего личностного роста.
  • подойти к пониманию высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
    проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Основные задачи курса:

Образовательные - постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.    

Воспитывающие и развивающие – формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу.

2.Общая характеристика  курса «Я- гражданин России»

Актуальность программы. Данный курс представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Таким образом, формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно   - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к гражданско-патриотическому формированию личности ребёнка.

Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Средствами воспитания при работе над программой выступают:

  •  Атмосфера сотрудничества, субъет-субъетное общение между воспитателем и воспитанниками.
  • Целесообразность совместной деятельности педагога и учащихся
  • Создание ситуации успеха, для  самораскрытии каждой личности.
  • Положительная  установка на познавательную деятельность.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:

  • Направление: духовно-нравственное.
  • Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, краеведческая.
  • Программа опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и

      Курс  «Я – гражданин России!» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), собирать материалы для музейного уголка «Операция «Поиск», а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

3.Описание ценностных ориентиров содержания курса

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу

«Я-гражданин России»

Оценка  эффективности  программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей согласно уровню развития и проявления  патриотизма личности (определяется применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.

     Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников школы к выполнению своего гражданского и гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.

 Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.

Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется  применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения, анкетирования.)

Высокий уровень

  • У учащихся сформирована устойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт умение оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие.
  • Проявление толерантности по отношению к окружающим людям и событиям
  • Умение адаптироваться и быстро ориентировать в незнакомой ситуации.
  • Высокая познавательная активность, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая.

  

Средний уровень

  • Относительная  устойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт школьник затрудняется оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие.
  • Частичная  сформированность терпимости и гуманистического отношения к окружающим людям и событиям.
  • Трудности в адаптации к новым условиям.
  • Мотивация внешняя, школа привлекает больше внеучебными сторонами, низкая познавательная активность.

 Низкий уровень

  • Неустойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт, не умеет оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие.
  • Субъект –субъектные взаимосвязи не стабильны; интересы детей и педагогов совпадают лишь частично, взаимоотношения детей в коллективе неустойчивые, не имеют существенных основ для укрепления.
  •  Низкая учебная мотивация, не желание получать знания.

Количественные параметры - это количество:

  1. мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
  2. процент участия воспитанников в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию;
  3. перечень использования форм, методов и средств гражданско-патриотическому воспитанию;
  4. количество военно-спортивных игр;
  5. взаимосвязь мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
  6. финансирование мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

1

Личностные

качества

Адекватно оценивать себя и свои достижения

ДИАГНОСТИКА  САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА (ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»)

(Что я могу узнать о своем ребенке Матвеева Л.Г. – Челябинск., 1996г, стр. 151-156)

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

1 год

Ноябрь

22

Способность выражать свое мнение, принимать участие в беседе, выражать мысли, слушать, задавать вопросы.

Наблюдение (карта наблюдений)

1 год

На каждом занятии

3

Освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Анкета по оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова

1 год

Октябрь

май  

4

Умение анализировать свои поступки и поступки других выражать свои чувства и эмоции (подбирать нужные слова).

Продукты деятельности (рисунки)

1 год

Ноябрь

Апрель

55

Умение контролировать свои неприятные эмоции и выражать их сдержанно.

Проявление эмпатии, толерантности, сочувствия, сопереживания в общении с Наблюдение

                        Анкета

1 год

Май

4.Описание места курса  в учебном плане 

В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности  МКОУ «Фролово-Горетовская ОШ» на изучение курса «Я – гражданин России» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 24 классах на курс «Я – гражданин России» отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

   

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования детей.

Время проведения: занятия во внеурочное время.

Программа «Я – гражданин России» реализуется с 1-го по 4-й классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России:   

  • Я и школа
  • Я и культура
  • Я и я
  • Я и семья
  • Я и мое Отечество
  • Я  и планета

Организация работы по программе «Я – гражданин России!» в 1-4-х классах: 1 час в неделю (1-4-е кл.) в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-й класс «Маленькие россияне» - 33 часа;

2-й класс «Моя малая родина» - 34 часа;

3-й класс «Россия - родина моя» - 34 часа;

4-й класс «Я – гражданин и патриот России» - 34 часа.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Я-гражданин России» Личностные результаты освоения программы

1 год обучения        

У учащегося  будут сформированы:

-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- положительная мотивация учебной деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

 -внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.

2 год обучения

У учащегося  будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению,к одноклассникам понимания необходимости учения.

-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Учащийся  получит возможность для формирования:

-самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

3 год обучения

У учащегося  будут сформированы:

-    самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

- гуманистическое и демократическое отношение к ценности многонационального российского общества.

- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

Учащийся  получит возможность научиться:

-познавательной потребности, как средства накопления личностного опыта.

4 год обучения

У учащегося  будут сформированы:

- познавательной потребности, как средства накопления личностного опыта.

- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

- формирование  потребности к труду как первой и важнейшей жизненной необходимости, средству достижения жизненного успеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-гражданской идентичности в форме осознания «Я» гражданин России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

6. Тематическое планирование.

Содержание программы. 1 класс

1 класс

Общий годовой план работы составляет – 33 часа, из них: теоретических – 10, практических – 23.

        Я и школа (8 Ч)

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Праздник для дошколят. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, школьному двору. Праздники. Акции. Игры.

       Я и культура (5ч.)

Цель.: формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли ёлочные игрушки. Встречаем Новый год.

Экскурсия в школьный музей. Конкурс поделок из природного материала. Праздник.

     Я и я (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.

Антиреклама. Диагностика. Игры. Конкурсы. Викторины.

      Я и семья (6ч.)

Цель:  формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.

В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Кто мои бабушка, дедушка? Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

      Я и мое Отечество (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. С чего начинается родина? Они защищают родину. Поклон тебе, солдат России. Мои родные – защитники родины. Маленькие герои большой войны.

Игры конкурсы стихов. Фотовыставка. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

      Я  и планета (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.

Маленькая страна. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Викторины. Экскурсии, экологические акции. Выпуск стенгазет.

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.

Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант

          Я и я (4ч.) 2 класс          

         Я и школа (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

          Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья  Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

Я и школа (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

          Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья  Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

         Я и культура (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь. То и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.

         Я и моё Отечество (9 ч.): формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мой любимый город. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город. О чем говорят названия улиц родного города. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной

Цель

 войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков. Экскурсии в музеи, по городу. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

           Я и планета (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего города. День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.

3 класс

Я и моё Отечество (10ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Символы российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Дорогая моя столица. Город, в котором я живу. Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Они служили в армии. Честь имею. Дети войны. Вам, защитники Отечества!

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии, заочные путешествия, конкурсы, презентации.

Я и школа (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Знакомство со школьным уставом. Мои права и обязанности. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.

Конкурс сочинений. Викторина. Диагностика. Трудовой десант.

Я и семья (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – добрые люди. Золотые бабушкины руки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.

Выставки, презентации, практикумы, фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

Я и культура (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Раз -  словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Где живут книги? Встреча с поэтами города Кемерово.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Праздники, выставки книг. Конкурсы стенгазет.

Я и я (3ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к себе.

Для чего я рожден? Кому нужна моя помощь? Кот и что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком.

Диагностика, викторина, конкурс рисунков. Разведка добрых дел.

Я и планета (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Загадки о природе. День экологических фантазий. Мои домашние животные. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Конкурс загадок о природе. Презентация, просмотр видеофильма.

4 класс

     Я и моё Отечество (11ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Символика России.  Символы нашего края.  От вершины к корням. Из истории появления законов.  Основной закон жизни нашего государства.  Путешествие в страну Законию.  Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны.  Города герои. Память.  Мы – россияне.  Я – гражданин  и патриот России.

Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.

     Я и школа (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  Мой лучший школьный друг.  Наказы будущим первоклассникам.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.

     Я и семья (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилых людей.  Панорама добрых дел.  Забота о родителях - дело совести каждого.  Моя семья.  Мои семейные обязанности.

Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.

       Я и я (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе.

Хочу и надо. Тест «Познай себя»  Правила жизни.  «Можно или нельзя» в жизни.  Письмо самому себе.

Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.

     Я и культура (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Встречаем Масленицу.  Знаменитые писатели и поэты.  Известные художники. Война на страницах литературных произведений.

Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии,  выставки.

     Я и планета (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Волшебный мир руками детей.  Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля.  Будь природе другом.

Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок-конференция.

  Я и я (4ч.) 2 класс

         Я и школа (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

          Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья  Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Наименование разделов, тем

Основные виды деятельности, УУД

Я и школа

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Я и культура

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

Я и я

Моделирование ситуаций в общении, и  находить конструктивный  выход из них.

Умение находить гармоничные пути развития.

Я и семья

Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков.

Я и моё Отечество

Анализ  исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений.

Я и планета

Ориентировка  по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.

                                                                 

7. Описание материально-технического оснащения

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

1

Экспозиционный экран.

1

Размер не менее 150х150см.

Персональный компьютер.

4

Мультимедийный проектор.

1

Игры и игрушки

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

5

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

5

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой.

1

Список литературы для родителей и детей:

  1. Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.
  3. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год.
  4. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год.
  5. Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель,  2007 год.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.                  
  7. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год.
  8. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.:  АРКТИ, 2005 год.
  9. Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год.
  10. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.
  11. Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.
  12. Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год.
  13. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.

Список литературы для педагога:

  1.  Барскова Т.А.Помня о прошлом, думать о будущем // Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3.
  2. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). – М., 1978.
  3.  Буланый И.Т., Явтушенко И.Г.Музей на общественных началах. – М., 1985.
  4.  Ванслова Е.Г. Создание системы работы с подрастающим поколением: Методические рекомендации. М., 1989.
  5. Дик Н.Е., Валишин К.И.Географические экспозиции школьного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.
  6. Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.
  7. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
  8. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
  9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник            нормативно – правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
  10. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – Уфа, 1981.
  11. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

3-й класс. Россия – родина моя (34 ч.)

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата

Планируемые результаты освоения обучающимися темы

Всего

Теор

Практик

План

Факт

Я и моё Отечество

1 четверть – 8 часов

5

1

Урок милосердия и доброты

1

1

Л-:  осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

П- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником,

-Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;.

Р- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

К- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры на селе, т.д.).

2

Символы Российского государства

1

1

3

Наша страна – Россия.  Путешествие по страницам журнала

1

1

4

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

1

1

5

Дорогая моя столица. Заочное путешествие

1

1

Я и школа

4

6

Знакомство со школьным уставом

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

Р- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

К- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

7

Мои права и обязанности

1

1

8

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни

1

1

9

2 четверть – 7 часов 

Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов, сочинений

1

1

Я и семья

6

10

В гостях у предков. Сказочный марафон

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, социальная помощь.

Р- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,

К- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

11

Почему меня так назвали? Презентация

1

1

12

Спешите творить добро! Ситуативный практикум

1

1

13

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов

1

1

14

Что значит быть хорошим сыном или дочерью  Беседа

1

1

15

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

3 четверть-10часов

Я и культура

5

16

Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

Р- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

К-приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

17

Новогодняя сказка. Праздник

1

1

18

Раз – словечко,  два – словечко  - Будет песенка  Конкурс песен  (караоке)

1

1

19

Где живут книги? Экскурсия  в библиотеку

1

1

20

Конкурс стихов

1

1

Я и я

4

21

Для чего я рожден? Беседа с творческим  заданием

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, социальная помощь.

Р- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,

К- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

22

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел

1

1

23

Мы все такие разные. Конкурс рисунков

2

1

Я и моё Отечество

5

24

Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

1

1

Л- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

П- Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

Р- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

К-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

25

4 четверть-9 часов 

Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в армии родных

1

1

26

Вам, защитники  Отечества! Акция

1

1

28

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

1

Я и школа

2

29

По каким правилом мы живем. Беседа с элементами игры.

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

Р- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

К- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

30

Десант чистоты и порядка

1

1

Я и планета

4

31

Конкурс загадок о природе

1

1

Л- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Р- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

К- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

32

Мои домашние животные. Презентация

1

1

33

Чем живет планета Земля? КВН

1

1

34

Судьба Земли – наша  судьба. Круглый стол

1

1

                                                                  ИТОГО:

34

12

22

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

 

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля        День согласия и примирения

   1 мая        День защитника Отечества

  4 ноября        День России

  12 июня        День солидарности трудящихся

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

  1. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

                               

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы.  

                                                                                                                                                 

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

карта

8. Закончи предложение: 

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

  1. Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
  2. Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

12. Объясни  названия  праздников.

Праздник


Событие,  которое дало название празднику

9  Мая  - День  Победы

12  июня  — День  независимости России

12 апреля  - День  космонавта

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

         а) Всеобщая декларация прав человека;

         б) Конвенция о правах ребёнка;

    в) Конституция Российской Федерации;

    г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

                     

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

                                   

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

                

        

         

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и    

          свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

Тезаурус.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб –  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума –так в России называют собрание избранных народом представителей , которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы- флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.  

Закон –обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...