Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"
рабочая программа (2 класс) на тему

Луковенко Елена Николаевна

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО                                                     «Утверждаю»

учителей начальных классов                                 Директор ГБОУ «СОШ № 1015»

Протокол № …2…….от………………..                            ……………………………

Председатель МО Пашкова А.Г.                                            /Чужмарова Т. И./

/                      /                                                                    «…….» ……………2016г

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

для 2 класса

УМК «Школа России»

Программа составлена учителями 2х классов:    Луковенко Е.Н.

                                                                                Столярова И.В.

                                                                         

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа для 2 класса "Проектно – исследовательская деятельность" реализована в рамках ФГОС, в соответствии с базисным образовательным планом на 2015-2016 уч. года, рассчитана на 34 часа  (1 раз в неделю).

Главная педагогическая цель любого проекта формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т. д.

Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты.

Задачи проектной и исследовательской деятельности:

- Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

- Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

-Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

—  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

—  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

—  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

—  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

—  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

—  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

—  умения коллективного планирования;

—  умение взаимодействовать с любым партнером;

—  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

—  навыки делового партнерского общения;

—  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

—  умение проектировать процесс (изделие);

—  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

—  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

—  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

—  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

—  умение вести дискуссию;

—  умение отстаивать свою точку зрения;

—  умение находить компромисс;

—  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

—  навыки монологической речи;

—  умение уверенно держать себя во время выступления;

—  артистические умения;

—  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

—  умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или тематической картотеки;

Этапы проектной деятельности

1-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т. д.).

3. Сбор информации детьми.

4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в .информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

2-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.  Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2.  Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3. Реализация проектов.

.    4. Презентация проектов.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

•    видом деятельности

— изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели

и т. д.);

— подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

— проведение исследований;

•    количеством участников

— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, коллажи, макеты. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли.);

•    продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

•    количеством этапов;

•    набором и иерархией ролей;

•    необходимостью привлечения взрослых.

Значимость проектно-исследовательской деятельности:

1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.

2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.

4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Объем курса и виды учебной работы

34 часов.

Основные особенности программы.

Самостоятельная исследовательская практика во втором классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия учеников в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся третьих-четвертых классов.

Описание материально-технического обеспечения.

Компьютерная техника.

Аудиотехника.

Мультимедийная система.

Интернет-ресурсы.

Энциклопедии.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.

Контроль и оценка учебных достижений.

Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Примерные параметры оценки:

умение выделить проблему;

умение поставить цель исследования;

умение сформулировать гипотезу;

умение выделить объект исследования;

умение определить предмет исследования;

умение описать параметры и критерии предмета исследования.

Примерные критерии исследования:

умение подобрать соответствующие методы исследований;

умение подобрать инструментарий;

умение запустить исследование;

умение осуществить анализ результатов;

умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;

Примерные критерии написания исследовательской работы;

умение интерпретировать полученную статистику;

умение свернуть и развернуть информацию;

умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой

Примерные критерии публичного выступления;

познавательная ценность темы;

оригинальность и ценность собранного материала;

исследовательское мастерство;

структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 2 КЛАССА

по курсу "Проектно-исследовательская деятельность".

После изучения курса ученик научится:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

готовить тексты собственных докладов;

составлять план действий по своей работе;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

презентовать свою работу.

получит возможность научиться:

структурировать материал;

под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;

проводить самоконтроль;

делать умозаключения и выводы.

КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебно - методические материалы

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 192с.

Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 32с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.

Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

 Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.

 Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.

 Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.

Для обучающихся:

Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.

Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.

Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.

Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.

Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.

Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.

Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.

Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.

 Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.

Интернет-ресурсы:

Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru

Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm

 Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

 Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

 Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

 Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/

 Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content

Календарно-тематическое планирование (2 класс) 2015-2016 учебный год

Проектная деятельность

№ п/п

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Дата

  1.      1.

О чём может рассказать школьная библиотека? -

Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке.

сентябрь

Родной город ( село)

Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего посёлка на уроке окружающего мира

сентябрь

Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями

Коллективная творческая работа по созданию коврика

сентябрь

Путешествие по Зодиаку

Составление альбома «Путешествие по Зодиаку»

октябрь

Экскурсия. «Филимоновская игрушка»

Экскурсия в музей «Филимоновская игрушка». Мастер-класс по росписи игрушки

октябрь

Народные промыслы

Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов.

октябрь

Математика вокруг нас. Узоры на посуде

Сбор материала, создание своих узоров

октябрь

Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом»

ноябрь

11

Красная книга или возьмём под защиту

Создание своей книги «Возьмём под защиту»

ноябрь

12

Презентация проекта

ноябрь

13

И в шутку и в серьёз

Составление занимательных заданий по русскому языку.

декабрь

    14

Деревенский двор

Работа в парах по изготовлению деревенской избы из бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор.

декабрь

   15

Пишем письмо

Написание письма Деду Морозу

декабрь

   16

Профессии

Мини-сочинение «Кем я хочу стать»

декабрь

  17-19

Проект «Убранство избы»

Изготовление модели комнаты крестьянина

январь

   20

Рифма

Словарик собственных рифм

январь

21

Мой любимый журнал

Презентация любимого детского журнала

февраль

22

Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата

Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок.

февраль

23

Сувенир в подарок

Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля.

февраль

24

Изготовление сувениров, посвященных 8 марта.

февраль

25

Аквариум

Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного материала

март

26

Родословная

Составление родословной своей семьи.

март

27

Презентация проекта

март

28

Экскурсия к памятнику славы

Заметка в школьную стенгазету об экскурсии

апрель

29

Города России

Фоторассказ о городах России

апрель

30

Презентация проекта. Создание альбома «Города России»

апрель

31

В словари за частями речи

Составление заданий по различным словарям

апрель

32

Страны мира

Фоторассказ о странах мира

май

33

Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира»

май

34

Мой любимый писатель сказочник

Написание отзыва на сказку. Парад героев.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"

рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...

Анализ работы внеурочной (кружковой) деятельности. 4 класс.

Этоо анализ систематизирует результаты моей работы как руководителя нескольких кружков в своем классе....