Технология развития критического мышления (ТРКМ)
статья (3 класс) на тему

Шевцова    Наталья  Юрьевна

    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

   Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие  признаки критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.12tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

 это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

   Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие  признаки критического мышления:

  1.  Критическое мышление .

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

    3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

    4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной ученической деятельности.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний - это опыт деятельности (достояние учащегося), соединяющий знания и умения.

Тема урока: Задачи на части

Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?

Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.

  Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе)

         Вода – 5 частей

         Жир – 2 части           1 кг

         Сахар – 3 части

А если схему изобразить таким образом?

       Вода

       Жир                    1000г

       Сахар

- Предлагают очевидные пути решения задачи.

Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.

   Вопросы на обсуждение:

-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?

-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.

Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.

-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!  

-Самостоятельно постройте  модель и продумайте алгоритм решения задачи.

Стадия 3. Размышление. На этой стадии  можно подкинуть и такую задачу:

В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?

- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?

Творческое домашнее задание:

-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.

-Подумайте над усложнением задачи.

Выполнение этого задания и стало        началом  работы над проектом.

Цель проекта: Создание сборника задач, построенного по принципу:

Страница оформлена учителем:        Страница оформляется учеником:

Пример задачи                                            Задача, которую я сам сочинил                                     

(задача + схема + решение)                      ( задача + схема + решение).

 Наш проект можно охарактеризовать как

- практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);

-моно-проект (по предметно-содержательной области);

- индивидуальный (по количеству участников проекта);

- долгосрочный (по продолжительности проекта).

  Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....

"Изучение истории технологии развития критического мышления.(ТРКМ)"

v  Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания;v  Изучение прогрессивного опыта коллег;v  Знакомство с новыми программами и концепциями обучени...

«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.Цель технологии  развития критического мышления  - развитие мыслит...