Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мифы и легенды древнего мира"
рабочая программа (2 класс) на тему

Плахова Елена Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мифы и легенды древнего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_mify_i_legendy_mira.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Рассмотрено

на заседании МО учителей

начальных классов

26 августа 2016 года,

Протокол № 1

Председатель МО _________Рубцова М.В.

«Утверждаю»

Директор

__________Дмитриенко М.А.

Приказ № 28

«30» августа 2016 г.

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО МИРА»

ДЛЯ 1 КЛАССОВ

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Педагог Плахова Е.С.

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

  30 августа 2016 года, протокол № 1

Пояснительная записка

           В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей. Основные задачи образования сегодня не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать сообща. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью становится развитие способности ученика умения учиться. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию должно прослеживаться на всех учебных занятиях.

          Актуальность программы внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» (мировая художественная культура) определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

            Цель программы внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» - погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Познавательные:

  • дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры;
  • на материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров;
  • познакомить обучающихся с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира.

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ;
  • стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познание окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к процессу обучения;
  • воспитывать уважение к  наследию Древнего мира.

Общая характеристика курса

          Изучение «Мифы и легенды Древнего мира» - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на них не в политическом измерении, а в человеческом. Организация учителем обсуждения проблем дает возможность оказывать влияние на формирование отношений школьников к Человеку как к основной ценности современного общества, развивать в них гуманистическое мировоззрение, воспитывать чувство уважения к другим людям и жизни вообще. Это позволяет создать благоприятную почву для включения учащихся в различные гуманитарные акции, которые позволяют приобретать им важный для собственного развития опыт социальной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности планируются результаты личностные, метапредметные и предметные.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

На занятиях внеурочной деятельности планируются результаты личностные, метапредметные и предметные.

 Личностные результаты:

    -освоение гуманистических традиций и ценностей,

  - уважение прав и свобод человека,

   -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  - способность к определению своей позиции,

  - понимание культурного многообразия мира,

  - уважение к культуре других народов,

  - толерантность.

       

 Метапредметные результаты:

  -способность организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную),

  - владение умением работать с учебной и внешкольной информацией,

  - использовать современные источники информации,

  - способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в форме презентации, реферата, сообщения;

  - готовность к коллективной работе.

       

 Предметные результаты:

  - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей;

  - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

  - способность применять исторические знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности прошлого и   настоящего.

     В ходе внеурочной деятельности у учащихся развиваются компетентности:

     - гражданственная,

    - познавательная,

    - информационно-технологическая

    - коммуникативная.

 Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

 

Описание места курса в учебном плане

Предлагаемый объем – 34 часа в год, 1 час в неделю (теоретические занятия + творческие практикумы). Программа адресована школьникам 1-4 классов.

Содержание  курса

Программа состоит из основных разделов, списка тем исследовательских и творческих работ, списка литературы. Данная программа основана на изучении разделов, которые сопровождаются творческими мастерскими.

Разделы:

  1. Боги Древнего мира
  2. Герои Древнего мира

Программа «Мифы и легенды Древнего мира» предполагает различные виды работ:

  • лекция с элементами беседы;
  •  работа со словарем (этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
  • подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
  • исследовательские и творческие работы;
  • рисование, лепка, работа с бумагой;
  • выразительное чтение;
  • оформление слайдов.

При построении занятий используются следующие методические приемы:

  • создание игровых ситуаций;
  • самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
  • принятие определенных социальных ролей;
  • моделирование;
  • дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:

  • Диалог культур
  • Интеграция предметов гуманитарного цикла
  • Проектная деятельность
  • Технология групповой деятельности (работа с  разновозрастными группами)
  • Технология коллективной творческой деятельности

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Планируемые результаты изучения курса

Первый уровень результатов — приобретение школьником знаний о культуре Древнего мира, знакомство с классификацией искусств культуры Древнего мира.

Второй уровень результатов  — развитие понятий об особенностях культуры Древнего мира, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельной творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ); освоение основных этапов развития культуры Древнего мира как уникального явления, имеющего непреходящее мировое значение.

В результате изучения программы по внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» учащиеся должны получить следующие знания и умения:

1.Знать:

- основные этапы в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы народов Древнего мира;

- основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима,   Древней Греции, Древней Руси;

- основные художественные музеи  мира.

2. Уметь:

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- сформулировать свое оценочное суждение;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

 Программа внеурочной деятельности «Тайны Древнего мира» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких,  как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.

        Образовательный результат программы состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению,  в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  • методические пособия,
  • интернет-ресурсы,
  • мультимедийный блок «Культура Древнего мира»

Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран.

Литература

  1. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.
  2. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.
  4. Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.
  5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.
  6. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся  6-7 классов общеобразовательных школ. – Обнинск: Титул, 1998.
  7. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  8. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
  9. Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.
  10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.
  11. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. -    СПб.. 1995.
  12. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.
  13. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  14. Шмелёв И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.

Литература для учащихся

1. Энциклопедия школьника. Древний мир и античность. М.: ООО «Белый город»,        «Издательство: ИДДК, 2007.

2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Издательство «Терра – Книжный клуб», 2009.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1995. 480с.

4.Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.

4. Парандовский Ян. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971.

5. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991.

     6. ancient.gerodot.ru - сайт «Древний Мир».  Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре  по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мифы и легенды Древнего мира»

1 класс

№ п/п

По плану

   По факту

Название темы

1

5.09.

5.09.

Миф о начале мира.

2

12.09.

12.09.

Война титанов.

3

19.09.

19.09.

Боги – олимпийцы.

4

26.09.

26.09.

Аид, Посейдон.

5

3.10.

3.10.

Аполлон, Афродита.

6

10.10.

10.10.

Артемида, олень Актеон, Афина Паллада.

7

17.10.

17.10.

Гермес, Гефест.

8

24.10.

24.10.

Деметра и Персефона.

9

7.11

14.11.

Аргус и Ио.

10

14.11.

21.11.

Геракл.

11

21.11.

28.11.

Подвиги Геракла.

12

28.11.

5.12.

Персей.

13

5.12.

12.12.

Прометей.

14

12.12.

19.12.

Голова Горгоны.

15

19.12.

26.12.

Дионис и Пенфей.

16

26.12.

16.01.

Тантал, Пелопс.

17

16.01.

23.01.

Сизиф, Салмоней, Беллелофронт.

18

23.01.

30.01.

Европа, Кадм.

19

30.01.

13.02.

Царь Мидас.

20

13.02.

20.02.

Гиацинт, Адонис, Кипарис.

21

20.02.

27.02.

Братья Кастор и Полидевк, Ниоба.

22

27.02.

6.03.

Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика.

23

6.03.

13.03.

Кеик и Алкиона, Дедал и Икар.

24

13.03.

20.03.

Тесей.

25

20.03.

3.04.

Фаэтон, Арахна.

26

3.04.

10.04.

Пан, Сатир Марсий и Аполлон.

27

10.04.

17.04.

Ящик Пандоры, Детский рай.

28

17.04.

24.04.

Химера.

29

24.04.

Три золотых яблока.

30

15.05.

15.05.

Чудесный кувшин.

31

22.05.

Миф о потопе, Девкалион и Пирра.

32

22.05.

Калидонская охота.

33

Презентация проектов.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мифы и легенды Древнего мира»

2 класс

№ п/п

По плану

   По факту

Название темы

1

1.09.

1.09.

Миф о начале мира.

2

8.09.

8.09.

Война титанов.

3

15.09.

15.09.

Боги – олимпийцы.

4

22.09.

22.09.

Аид, Посейдон.

5

29.09.

29.09.

Аполлон, Афродита.

6

6.10.

6.10.

Артемида, олень Актеон, Афина Паллада.

7

13.10.

13.10.

Гермес, Гефест.

8

20.10.

20.10.

Деметра и Персефона.

9

27.10.

27.10.

Аргус и Ио.

10

10.11.

10.11.

Геракл.

11

17.11.

17.11.

Подвиги Геракла.

12

24.11.

24.11.

Персей.

13

1.12.

1.12.

Прометей.

14

8.12.

8.12.

Голова Горгоны.

15

15.12.

15.12.

Дионис и Пенфей.

16

22.12.

22.12.

Тантал, Пелопс.

17

12.01.

12.01.

Сизиф, Салмоней, Беллелофронт.

18

19.01.

19.01.

Европа, Кадм.

19

26.01.

26.01.

Царь Мидас.

20

2.02.

2.02.

Гиацинт, Адонис, Кипарис.

21

9.02.

9.02.

Братья Кастор и Полидевк, Ниоба.

22

16.02.

16.02.

Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика.

23

2.03.

2.03.

Кеик и Алкиона, Дедал и Икар.

24

9.03.

9.03.

Тесей.

25

16.03.

16.03.

Фаэтон, Арахна.

26

23.03.

23.03.

Пан, Сатир Марсий и Аполлон.

27

6.04.

6.04.

Ящик Пандоры, Детский рай.

28

13.04.

13.04.

Химера.

29

20.04.

20.04.

Три золотых яблока.

30

27.04.

27.04.

Чудесный кувшин.

31

4.05.

4.05.

Миф о потопе, Девкалион и Пирра.

32

11.05.

11.05.

Калидонская охота.

33

18.05.

18.05.

Презентация проектов.

34.

25.05.

25.05.

Презентация проектов.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мифы и легенды Древнего мира»

3 класс

№ п/п

По плану

   По факту

Название темы

1

06.09.

06.09.

Миф о начале мира.

2

13.09.

13.09.

Война титанов.

3

20.09.

20.09.

Боги – олимпийцы.

4

27.09.

27.09.

Аид, Посейдон.

5

4.10.

4.10.

Аполлон, Афродита.

6

11.10.

11.10.

Артемида, олень Актеон, Афина Паллада.

7

18.10.

18.10.

Гермес, Гефест.

8

25.10.

25.10.

Деметра и Персефона.

9

15.11.

15.11.

Аргус и Ио.

10

22.11.

22.11.

Геракл.

11

29.11.

29.11.

Подвиги Геракла.

12

6.12.

6.12.

Персей.

13

13.12.

13.12.

Прометей.

14

20.12.

20.12.

Голова Горгоны.

15

27.12.

27.12.

Дионис и Пенфей.

16

10.01.

17.01.

Тантал, Пелопс.

17

17.01.

24.01.

Сизиф, Салмоней, Беллелофронт.

18

24.01.

31.01.

Европа, Кадм.

19

31.01.

7.02.

Царь Мидас.

20

7.02.

14.02.

Гиацинт, Адонис, Кипарис.

21

14.02.

21.02.

Братья Кастор и Полидевк, Ниоба.

22

21.02.

28.02.

Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика.

23

28.02.

7.03.

Кеик и Алкиона, Дедал и Икар.

24

7.03.

14.03.

Тесей.

25

14.03.

21.03.

Фаэтон, Арахна.

26

21.03.

4.04.

Пан, Сатир Марсий и Аполлон.

27

4.04.

11.04.

Ящик Пандоры, Детский рай.

28

11.04.

18.04.

Химера.

29

18.04.

25.04.

Три золотых яблока.

30

25.04.

2.05.

Чудесный кувшин.

31

2.05.

16.05.

Миф о потопе, Девкалион и Пирра.

32

9.05.

Калидонская охота.

33

16.05.

23.05.

Презентация проектов.

34.

23.05.

Презентация проектов.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мифы и легенды Древнего мира»

4 класс

№ п/п

По плану

   По факту

Название темы

1

7.09.

7.09.

Миф о начале мира.

2

14.09.

14.09.

Война титанов.

3

21.09.

21.09.

Боги – олимпийцы.

4

28.09.

28.09.

Аид, Посейдон.

5

5.10.

5.10.

Аполлон, Афродита.

6

12.10.

12.10.

Артемида, олень Актеон, Афина Паллада.

7

19.10.

19.10.

Гермес, Гефест.

8

26.10.

26.10.

Деметра и Персефона.

9

9.11.

9.11.

Аргус и Ио.

10

16.11.

16.11.

Геракл.

11

23.11.

23.11.

Подвиги Геракла.

12

30.11.

30.11.

Персей.

13

7.12.

7.12.

Прометей.

14

14.12.

14.12.

Голова Горгоны.

15

21.12.

21.12.

Дионис и Пенфей.

16

28.12.

28.12.

Тантал, Пелопс.

17

18.01.

18.01.

Сизиф, Салмоней, Беллелофронт.

18

25.01.

25.01.

Европа, Кадм.

19

1.02.

1.02.

Царь Мидас.

20

8.02.

8.02.

Гиацинт, Адонис, Кипарис.

21

15.02.

15.02.

Братья Кастор и Полидевк, Ниоба.

22

22.02.

22.02.

Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика.

23

1.03.

1.03.

Кеик и Алкиона, Дедал и Икар.

24

8.03.

15.03.

Тесей.

25

15.03.

22.03.

Фаэтон, Арахна.

26

22.03.

5.04.

Пан, Сатир Марсий и Аполлон.

27

5.04.

12.04.

Ящик Пандоры, Детский рай.

28

12.04.

19.04.

Химера.

29

19.04.

26.04.

Три золотых яблока.

30

26.04.

3.05.

Чудесный кувшин.

31

3.05.

10.05.

Миф о потопе, Девкалион и Пирра.

32

10.05.

17.05.

Калидонская охота.

33

17.05.

24.05.

Презентация проектов.

34.

24.05.

Презентация проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему:" В мире этикета" 4 класс.

Целью программы стало: привитие учащимся норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:-прививать детям стрем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "В мире математики"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "В мире математики"...