Конспект занятия на тему РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
план-конспект на тему

Конспект логопедического занятия, посвящённого развитию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В ходе занятия используется, помимо традиционного подхода, нейропсихологические приёмы и элементы логоритмики, что позволяет развивать не просто произносительную сторону речи, а её физиологическую основу и механизм (речевое дыхание). Весь материал подобран с учётов актуальных способностей учащегося и затрагивает актуальную, близкую для него тему. на основе которой и строится коммуникация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ  ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Конспект индивидуального занятия для учащихся с РАС

Цели:

  1. Развитие коммуникации с педагогом посредством вербальных и невербальных средств
  2. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
  3. Развитие послогового чтения

Задачи:

  1. Развивать речевое и неречевое дыхание на материале слогов, слов и фраз
  2. Обучать контролю за работой органов артикуляции
  3. Закреплять различение согласных звуков по твёрдости-мягкости
  4. Закреплять навык слогового чтения
  5. Закрепление лексического материала по теме «моя семья»

Оборудование:

  1. Визуальное расписание, набор карточек «этапы занятия» и «правила поведения»
  2. Магнитная доска с набором магнитов
  3. Карточки со слогами
  4. Сюжетная картина «семья»
  5. Фотографии членов семьи обучающегося

Ход занятия:

Цель

Инструкция

Действия обучающегося

Приветствие, общая активизация, введение в ситуацию занятия.

Доброе утро! Расскажи, кто пришёл на занятие, чем мы будем сегодня заниматься. Назови наши правила.

Обучающийся называет своё имя и имя педагога. Актуализируются правило: стоять /сидеть прямо, смотреть в зеркало, следить за ариткуляцией.  На занятии запрещено кричать, драться, кидать предметы.

Формирование неречевого выдоха

Вспоминаем, как надувается воздушный шар. Делаем вдох, задерживаем дыхание, затем выдох и задерживаем дыхание. Живот поднимается,  становится круглым, потом опускается.

Исходное положение (И.п.)– стоя. По команде педагога ребёнок выполняет серию «вдох – задержка дыхания – выдох - задержка дыхания». Серия повторяется три раза.

Формирование речевого выдоха

Сейчас мы будем протягивать гласные звуки, они висят на ленте перед тобой. Делаем глубокий вдох и на выдохе тянем звук.

И.п. – стоя. Ребёнок осуществляет вдох и на выдохе пропевает отдельные гласные, контролируя артикуляцию и совершая руками движения, закреплённые за каждым гласным.

Послушай внимательно гласные звуки, запомни и пропой самостоятельно.

И.п.1  – стоя. Ребёнок осуществляет вдох и пропевает заданный ряд гласных звуков, постепенно  ослабляя все блоки тела сверху вниз, переходя в И.п.2 (сидя на корточках). Далее через вдох снова переходит в И.п.1.

Развитие слогового  чтения.

Тебе будут представлены слоги. Читай их хорошо, следи в зеркало за артикуляцией. Слоги с твёрдыми согласными складывай в столбик, обозначенный синим кружком, с мягкими – в столбик. Обозначенный зелёным.

Ребёнок читает каждый слог в отдельности, поддерживая визуальный контроль своей артикуляции. В каждом слоге называется характеристика согласного звука, карточка укладывается в соответствующую стопку.

Теперь прочитай весь столбик со слогами, содержащими мягкий/твёрдый согласный

Ребёнок делает глубокий вдох носом и на выдохе читает всю серию, контролируя артикуляцию и «дирижируя» себе рукой.

Актуализация словаря по теме «семья». Разщвитие использования логико-грамматических конструкций

Посмотри, кто это. Назови всех членов семьи. Кто чем занимается?

Обучающийся правильно произносит названия всех членов семьи и далее, отвечая на вопрос о занятии каждого члена семьи, строит фразы на основе конструкции «существительное+глагол».

«Кто девочка для мамы? А для бабушки?», «Кто мальчик для папы? А для дедушки?»

Ребёнок отвечает полным предложением, контролируя дыхание, артикуляцию.

Посмотри на эти фотографии, вспомни членов своей семьи. Кто  у тебя есть? (При затруднении предлагается шаблон «у меня есть…»)

С помощью изображений и опорных фраз ребёнок строит рассказ о своей семье.

Рефлексия

Вспомни, про что мы говорили на сегодняшнем занятии, чем мы занимались. Как ты сегодня занимался?

Обучающийся вспоминает этапы занятия в соответствии с визуальным расписанием.  Даёт оценку своей работе, используя пиктограммы, вербальные характеристики или оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия на тему "Совершенствование навыков плавания способом кроль" для учащихся 3 класса

Тема урока : Совершенствование навыков плавания способом кроль.Цель : Закрепить умения и навыки плавания способом кроль на груди и спине.Задачи : Совершенствование техники работы рук. Совершенствовани...

Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация

Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация на конкурс " Учитель года- 2020"...

Конспект занятия на тему: « Развитие концентрации внимания. Развитие мышления»

Цель: развитие концентрации внимания, развитие мышленияЗадачи:Развивать концентрацию внимания.Оптимизировать ориентировку в пространстве.Создать положительный эмоциональный фон занятия.Воспитывать ува...

Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс

Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс...

Конспект занятия на тему «Будь здоров» - беседа с элементами игры.

На занятии дети убеждаются в ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. «Изобличаются» враги здоровья, одним из которых является простуда. Воспитатель рассказывает о том...