Занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Петропавловская крепость"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждому его жителю, как с практической, так и с эстетической точки зрения. Любовь и уважение к родному городу должно формироваться постепенно, начиная с детских лет. Занятия в рамках курса «Чудесный город» призваны создать условия для подобного формирования. В данном случае представлено вводное занятие для 4 класса на тему «Петропавловская крепость». Методическая разработка включает в себя конспект занятия, презентацию и интересный факт по предложенной теме. Цель занятия: создание условий для ознакомления учащихся с историей появления Петропавловской крепости и её дальнейшей судьбой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                 



Предварительный просмотр:

Вспомните, что вы узнали о Санкт-Петербурге на прошлом занятии. Запишите в каждом контуре 1-2 факта.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1090/0005dcef-792acbaf/hello_html_m2de0eb7e.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1090/0005dcef-792acbaf/hello_html_m2de0eb7e.jpg

Вспомните, что вы узнали о Санкт-Петербурге на прошлом занятии. Запишите в каждом контуре 1-2 факта.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1090/0005dcef-792acbaf/hello_html_m2de0eb7e.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1090/0005dcef-792acbaf/hello_html_m2de0eb7e.jpg



Предварительный просмотр:

Занятие 2. Первые городские постройки

Петропавловская крепость

Презентация

Слайд 1.

Вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.  Для этого выполним задание  в парах (см. Приложение 1). Вам нужно посовещаться и записать те факты, которые вы сможете вспомнить. Один контур – это 1-2 факта о нашем городе.

Проверим, что у вас получилось (каждая пара зачитывает факты из одного контура). Молодцы! А кто смог связать те контуры, которые вам были даны с историей нашего города?

Какое название носил остров, на котором расположилось первое сооружение города? Как называлось это сооружение?

Слайд 2.

Верно, сегодня мы с вами будем говорить о Петропавловской крепости. И, как вы помните, расположена она на Заячьем острове. Царь Пётр I сам выбрал место для будущей крепости, считая его очень удобным. А вот, почему он его считал таковым, скажете вы сами.

Слайд 3.

Представьте себе, что вы царственные особы и вам нужно думать о своём государстве. Посмотрите на фотографию и сделайте выводы, чем же так хорош был Заячий остров.

Ваши предположения верны. Место для нового города было освобождено благодаря удачным военным штурмам и целеустремлённости Петра I. Тем не менее, война продолжалась, а новый город нужно было защищать. Поэтому первым его сооружением должна была стать крепость.

Слайд 4.

План шестиугольной крепости нарисовал Пётр I. Её стены повторяли очертание острова. Крепость была заложена 27 мая 1703  года. Этот день считается днём рождения Санкт-Петербурга.

Слайд 5.

По указу Петра I со всей России прибыли рабочие люди для возведения крепости. «Работные люди» и солдаты строили крепость, стараясь уложиться в кратчайшие сроки. Они работали целыми днями и к вечеру падали от усталости.

Берега Заячьего острова укрепили деревянными срубами, заполненными землёй. На этом основании возводили стены крепости.

Позже крепость была перестроена в камне. Пётр I внимательно следил за тем, как земляные валы сменялись мощными каменными стенами. Внутри крепости устроили казармы для солдат, возвели склады, дома для коменданта и офицеров, каретник, инженерный дом, где жили инженеры и строители, и другие постройки.

Слайд 6.

Главной задачей крепости является защита. Эту роль помогали выполнить особенности её строения. По углам крепости были возведены укрепления пятиугольной формы – бастионы.

Слайд 7.

Защита - дело ответственное, а от того насколько хорошо будут возведены укрепления зависела жизнеспособность крепости. Поэтому за строительством этих укреплений следили ближайшие соратники царя. Их именами бастионы и назвали: Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин и Меншиков. Государев бастион сооружали под присмотром самого царя.

 Бастионы соединили прямыми стенами – куртинами.

Слайд 8.

С двух сторон Петропавловскую крепость защищали рвы с водой и треугольные укрепления – равелины. Чьи имена они носят?

Слайд 9.

Если из букв, данных на доске вы составите два слова, то сможете узнать, кем приходились Петру I те люди, в честь которых были названы равелины.

Слайд 10.

Алексеевский равелин был назван в честь царя Алексея Михайловича, отца Петра I. В 19 веке в равелине находилась тюрьма, называемая «Секретный дом». Здесь под стражей держали наиболее опасных политических узников. В 1893 году тюрьму разобрали, а на её месте построили здания военного архива.

Иоановский равелин назван в честь царя Иоана Алексеевича, брата Петра I. В толстых стенах равелина устроили казармы и караульные помещения. В 1930-е годы здесь располагалась Газодинамическая лаборатория, в которой разрабатывались первые ракеты. Сейчас это Музей космонавтики и ракетной техники.

Рвы с водой были засыпаны в 19 веке.

Слайд 11.

Вскоре после основания крепость стали перестраивать в камне по проекту знаменитого архитектора Доменико Трезини.

Слайд 12.

Уже после Петра I в середине 19 века для прикрытия крепости от неприятеля возвели укрепление на другом берегу пролива. Это защитное сооружение было сделано в виде зигзагообразных рвов и валов. По форме оно напоминало корону, поэтому его назвали Кронверк (от нем. крон – корона, верк – крепость).

В главном здании Кронверка разместили военную коллекцию оружия, которая собиралась по приказу Петра I. До этого она располагалась в бастионах Петропавловской крепости.  

Слайд 13.

Сейчас в Кронверке открыт Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Слайд 14

Сама же Петропавловская крепость является одним из главных музейных комплексов Петербурга.

На территории Петропавловской крепости находятся следующие объекты:

  • Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини 1712-1733 г.);
  • Великокняжеская усыпальница соединена с собором крытой галереей;
  • Военно-исторический музей артиллерии;
  • Инженерный дом. Музей «Улица времени»;
  • Главное казначейство;
  • Тюрьма Трубецкого бастиона, с 1924 года стала музеем;
  • Санкт-Петербургский монетный двор (архитектор А. Порто 1796-1805 г.);
  • Музей «Тайна Невской воды»;
  • Памятник Петру Великому (1991 год, скульптор Шемякин);
  • Флажная башня. Нарышкин бастион;
  • «Музей ракетной техники и космонавтики» имени В.П. Глушко в Иоанновском равелине;
  • Ботный дом (касса музея) у Петропавловского собора;
  • Комендантский дом;
  • Гауптвахта Петропавловской крепости;
  • Каретник. Музей миниатюр.

Слайд 15.

Ещё одним символом, знакомым каждому, кто бывал в Петропавловской крепости, является полуденный выстрел, раздающийся каждый день в одно и тоже время с Нарышкина бастиона.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждому его жителю, как с практической, так и с эстетической точки зрения. Любовь и уважение к родному городу должно формироваться постепенно, начиная с детских лет. Занятия в рамках курса «Чудесный город» призваны создать условия для подобного формирования.

В данном случае представлено  вводное занятие для 4 класса на тему «Петропавловская крепость». Методическая разработка включает в себя конспект занятия, презентацию и интересный факт по предложенной теме.

Цель занятия: создание условий для ознакомления учащихся с историей появления Петропавловской крепости и её дальнейшей судьбой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чудесный город

Слайд 2

Занятие 2. Петропавловская крепость

Слайд 3

Почему выбрано это место?

Слайд 4

План крепости Чертёж был найден в бумагах Петра I . Автор неизвестен

Слайд 5

Строили крепость солдаты и «работные люди»

Слайд 6

Строение крепости

Слайд 7

Бастионы и их основатели

Слайд 8

Равелины – треугольные укрепления

Слайд 9

О А Р Е Б Т Ц Т В честь кого названы равелины?

Слайд 10

В честь кого названы равелины? Алексей Михайлович, отец Петра I Иоанн Алексеевич, брат Петра I

Слайд 11

Доменико Трезини

Слайд 12

Кронверк

Слайд 13

Кронверк сегодня

Слайд 14

Петропавловская крепость сегодня

Слайд 15

Полуденный залп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в рамках курса ОРК и СЭ модуль «Основы светской этики» «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны!»

Данное занятие разработано для учителей 4-х классов, которые преподают курс ОРКСЭ. Курс ОРКСЭ формирует  у обучающихся единый и целостный образ мира при  разнообразии культур, национальносте...

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс...

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Вводное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Как появился Санкт-Петербург"

Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждом...

2 класс занятие 1 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психологи"

Предлагаю продолжить наше путешествие! Скоро наступит праздничный день! День космонавтики! Все наши задания сегодня будут связаны с космической темой. Надеюсь на успешное путешествие по просторам косм...

Я такой разный. Занятие в рамках курса "Азбука общения" ОДОД.

Занятие из курса " Азбука общения" в период дистанционного обучения. ...

Гостеприимство. Занятие в рамках курса " Азбука общения".

Гостеприимство. Занятие в рамках курса "Азбука общения" ОДОД, дистанционное обучение....