Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".
статья по теме

Васильева Анна Вячеславовна

Одним из качеств современного успешного  человека является самостоятельность, умение  находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя является воспитание самостоятельности у своих учеников. В своей  статье я рассказываю о  своём взгляде на такую проблему, делюсь опытом её решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

    Статья    « Необходимость развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста ».

     Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам,  поступкам и действиям. В способности и возможнос-

ти проявить самостоятельность выражаются потребности ребёнка. Потреб-

ность в самостоятельности, как считают психологи, характерна для  детей раннего возраста.

    По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности.

 В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребёнке в те мо-

менты, когда маленький человек хочет выразить  себя, своё «я». Сочетание

потребностей общества и личности становится одним из признаков совре-

менного образовательного процесса.

     Все поступки, действия существуют как самостоятельные или как подра-

жательные, то самостоятельность можно определить как качественную сто-

рону волевой, мыслительной и практической деятельности под влиянием жизненного опыта отдельной личности.

     Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и раз-

вивается. Важную роль в этом вопросе играет начальная школа. Младший

школьный возраст – особый период, в который развиваются важнейшие

качества личности.

     Младшие школьники сильно подвержены желанию подражать. С одной

стороны, такое желание помогает усвоить пример, образец поведения, с

другой – сдерживает их самостоятельность. Часто младший школьник

хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсив-

ность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позво-

ляет выполнить задуманное и желаемое. В таком вопросе нельзя забывать

и об индивидуальных особенностях ребёнка, которые или активизируют,

или тормозят проявление его самостоятельности. Например, неуверенность

в себе сдерживает самостоятельность, а смелость, решительность помогают,

не боясь, высказывать своё мнение, браться за новое дело.

     Самостоятельность – сложное качество, выражается в свободе от внешних

влияний. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам,

осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

     Это мнение психологов и педагогов. А вот как понимают самостоятель-

ность сами младшие школьники.

     Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не за-

ставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.

     Самостоятельно -  значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Смысл понятия дети улавливают достаточно точно. Если рассматри-

вать детские рисунки на темы « Что я умею сам», «Мы делаем сами», можно

увидеть и комментарии к ним: «Мы можем сами делать уроки, убрать класс,

полить цветы», «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь, мне даже никто не

говорит об этом», «А я прихожу из школы, сама ем, делаю уроки, иду гулять,

жду маму», «Я сама могу сварить картошку», «Я хожу за братом в детский сад один, без взрослых».

     Самостоятельность младших школьников имеет относительно ограничен-

ный характер. Например, при выполнении домашнего задания в случае за-

труднения охотно спешат за помощью к взрослым. Выполняя поручения

взрослых, строго следуют данной инструкции и не выходят за её пределы.

Дежурная подметала пол в классе, а доска осталась грязной, в качестве объ-

яснения девочка сказала:  « Тамара Ивановна меня об этом не просила».

Мальчик побежал в булочную за хлебом и вернулся с пустыми руками, так

как в магазине не было хлеба за ту цену, о которой говорила мама. Можно

сделать вывод, что самостоятельность младших школьников если и прояв-

ляется, то в основном в самообслуживании, в домашних делах, в приготов-

лении  уроков.

     Объяснить такую особенность можно психологическими и возрастными

возможностями детей. Психика учеников начальной школы отличается неус-

тойчивостью и противоречивостью. Они с удовольствием берутся за дело, но из – за недостаточного развития воли, импульсивности, склонности действо-

вать , опираясь на эмоции, часто не достигают желаемого результата.

   Конечно, такие проявления тормозят развитие самостоятельности. Но не в

них одних дело.

     Замечено, что к 3 классу у младших школьников начинает проявляться

тенденция к сдерживанию эмоций, к освобождению от импульсивности. Взрослые чаще замечают то, что затрудняет развитие самостоятельности,

чем то, что способствует её развитию.  

     Развитие самостоятельности – процесс сложный. Можно предложить ос-

новные его этапы:

     1) дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копирует их

         действия  ( этап подражания )

     2) ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят

         некоторые способы их осуществления  ( этап частичной самостоятель-

          ности )

      3) младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно

           в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности ( этап

           более полной самостоятельности ).

     Первый этап позволяет сформировать у детей определённый запас уме-

ний, способов действий, что помогает перейти к более самостоятельному

поведению и деятельности. Желательно, чтобы этот этап младшие прошли

вместе со старшими учениками. Именно в совместных делах возникает опыт,

который становится для младших «строительным» материалом для развития

самостоятельного поведения и деятельности. В совместных делах очень важ-

ны образцы ( как старшие готовят поделки, как выполняют домашнее зада-

ние, готовят обед….. ) . Также дети видят и образцы способов совместной ра-

боты, распределение обязанностей, формы контроля, разрешения конфлик-

тов, поощрения за успех, поддержки того, кому трудно. Образец поведения

старшего товарища по своему содержанию и форме более доступен младше-

му школьнику для понимания, чем тот, который может дать ему взрослый.

     Совместная деятельность способствует и воспитанию самодеятельности и

у старших: открывает возможности для проявления и развития у них органи-

заторских качеств, укрепляет уверенность  в значимости дел на пользу млад-

ших, делает более лёгким процесс организации младших, чем сверстников.

     Для совместной деятельности и общения нужна рука взрослого, который

заботится о развитии взаимного интереса, разъясняет значение совместных

дел, создаёт положительный эмоциональный настрой ребят на совместную

деятельность, вооружает необходимыми умениями.

     Для совместных дел младших и старших подходят дела, которые имеют

определённую цель, полезную для одних и для других. Такие дела дают

выход активности маленьких и старших, позволяют детям попробовать свои

силы и в то же время подходят для тех и других. Важно, чтобы старшие мог-

ли дать образцы для подражания. Поэтому не стоит на первое место в таком

вопросе ставить количество: одно – два дела, к которому расположены и

старшие, и младшие дадут больше для развития детей, чем множество прове-

дённых наспех мероприятий. Для совместных дел подойдут подготовка и

проведение концертов, праздников, подготовка подарков школе, экскурсии

и походы.

     Постепенно младшие школьники приобщаются к совместному поиску дел.

Малыши, поняв задачу, не просто повторяют действия старших, но и сами

готовы рассказать, что, где, для кого можно сделать.

     Со временем ребята принимают участие и в обсуждении замысла прове-

дения нового дела. Они пробуют высказывать своё мнение, предлагать, как

распределять свои силы, что делать.

     Для совместных мероприятий лучше создавать микроколлективы из

больших и маленьких.

     Большое значение для младших школьников имеет подведение итогов

совместной работы. Важно им объяснить, что было сначала и что изменила

их деятельность, чтобы ребята осознали конкретные результаты своей рабо-

ты. Надо отметить наиболее проявивших себя ребят, похвалить, поощрить,

показать при обсуждении, что результат зависит не только от умения каж-

дого, но и от отношения между детьми: если они не ссорятся, помогают

друг другу, то и работа идёт быстрее.

     Сначала младшие школьники ориентируются на оценки старших, повто-

ряют их, иногда им сложно высказать своё мнение. Для развития самостоя-

тельности в начале можно использовать цветовые знаки: зелёный – всё пон-

равилось, жёлтый – хорошо, но что – то не так, красный – надо исправлять.

Использование игровых моментов помогает школьникам младшего возраста

действовать самостоятельно на понятном им уровне.

     Частичные, ограниченные проявления самостоятельности у учеников важ-

но закрепить, расширить границы проявления самостоятельности. Если со

стороны авторитетного для детей человека прозвучит призыв: « Будьте са-

мостоятельными!», «Делайте сами!», то это усилит желание малышей проя-

вить себя.

     Широкую возможность для проявления самостоятельности получают

ученики и в ситуации вынужденности: учитель срочно должен уйти…..

В такой ситуации группа ребят  неожиданно оказывается  в положении,

когда они сами должны принять решение, найти способ действия, распреде-

лить роли.

     Важную роль в приобретении опыта самостоятельности у детей выпол-

няют игры. В играх они сами ставят цели, находят средства, распределяют

роли, следят за их выполнением, соблюдением правил игры.

     В играх ребята вступают в такие отношения, которые недоступны для них

в обычной жизни: взаимного контроля и помощи. Поэтому игровой опыт сос-

тавляет основу для формирования самостоятельности. На уроках возможны

роли «путешественников», «разведчиков», «искателей», «изобретателей».

     Со временем при накоплении опыта самостоятельных действий надо рас-

ширять границы того, что доверено ребятам. В их практику вводим выбор.

Дети должны иметь возможность выбирать содержание занятий в кружках,

секциях, размышлять и создавать эмблему, головные уборы, другую симво-

лику, которая отражает особенности содержания их деятельности.

     Младшему школьнику надо учиться выбирать: попробовал себя в одном

деле, выберите другое, решите, как будете действовать – один или с друзь-

ями, самостоятельно или с помощью взрослого.                

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Формирование самостоятельности у младших школьников - актуальная задача начальной школы. В статье рассматривается понятие самостоятельность и пути формирования самостоятельности через организацию учеб...

Статья.Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Статья о формировании контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста....

Памятка Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным: Вдохновляйте младшего школьника на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощ...

Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"...